Передовой педагогический опыт
материал

Эшкинина Елена Николаевна

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_pedagogicheskiy_opyt.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Передовой педагогический опыт

воспитателя высшей квалификационной категории

муниципального дошкольного образовательного  автономного учреждения

«Детский сад  №143» г. Оренбург

Эшкининой Елены Николаевны

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

Идея опыта: формирование у детей правильного произношения используя

упражнения для развития речи на основе театрализованной деятельности»

Актуальность и перспективность опыта.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка. Таковой является театрализованная деятельность.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям -осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, -невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия театрализованной деятельностью - это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Используемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Кроме того в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что обусловлено рядом наиважнейших факторов, влияющих на речевую функцию:

1 .Ухудшение состояния здоровья детей.

2.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

3.Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве

- одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она

- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Считаю, что изучаемая и обобщаемая мною тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста в системе дошкольного учреждения» является актуальной и перспективной.

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой при создании данного опыта являлись:

-   положения отечественной психологической науки о том, что игра -наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

понимание роли театрализованной деятельности как наиболее эффективного средства развития речи в дошкольном детстве (Н.Ф. Сорокина, Е.А. Антипина, Е.В. Мигунова).

-  идеи отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) о роли воображения в развитии у дошкольников связной речи.

- идеи известных ученых и педагогов (Т.С. Комарова, Т.К. Козакова, М.А. Васильева, В.В. Гербова и др.) о роли художественно-эстетического воспитания в процессе личностного становления дошкольника, развития его эмоциональной и духовно-нравственной сферы.

Условия формирования опыта.

Существует множество программ по организации театрализованной деятельности дошкольников. Эта программа Э.Г.Э Чуриловой «Арт-фантазия», программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, А.Г. Миланович; программа «Театралазованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой, программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной и др. Все программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развития его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивающих выраженность индивидуальности личности, понимания внутреннего мира по средствам театрализованной деятельности.

Внимательно изучив предложенные программы в своей работе использую совокупность двух программ «Театра-творчество-дети» (Сорокиной, Миланович) и «Театрализованная деятельность в детском саду» (Антипиной). В основе занятий лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его возможности. Особое внимание уделяется театрализованной деятельности с художественно-речевой: работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция), инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); знакомство с литературными произведениями; речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным        произведениям        или        обыгрывание.Занятие

театрализованной деятельностью всегда вызывают у детей положительные эмоции

Для успешной реализации своего опыта изучила опыт коллег своего дошкольного учреждения:

-  Тажгуловой Е.А. «Развитие детей старшего дошкольного возраста, через театрализованную деятельность».

- Ивановой Г.А. «Разработка системы дидактических игр, направленных на формирование устной речи детей в игровой деятельности».

-    Маликовой М.В. «Совместная деятельность ДОУ и семьи в формировании ценностного духовно-нравственного воспитания, в процессе знакомств с родным краем».

Прошла курсы повышения квалификации в Оренбургском Государственном Педагогическом университете по программе курсов базового повышения квалификации к аттестации на первую категорию педагогов дошкольных образований в 2009 году.

Прошла курсы повышения квалификации в оренбургском филиале образовательного учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» по программе «Педагогика  управления профессиональной деятельностью воспитателя дошкольного образовательного учреждения» в 2013 году.

Прошла курсы повышения квалификации ФНО ДПО «Оренбургская бизнес- школа» по программе «Профессиональная деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования 2018г.

Прошла курсы повышения квалификации Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Учитель» г. Волгоград 2021г по теме «Речевое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста».

Технология опыта.

Одним изэтапом в развитии речи в театрализованной деятельности, является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении сего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой, у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису»). Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень», мини-сценка «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»). Закрепляется умение выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай, чей голос?»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Встреча»).

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, её интонационной выразительности (инсценировка «Вежливое слово», театрализованная игра «Кто колечко найдёт?»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи (постановка спектакля «Теремок», спектакль по сказке «Колобок», в кукольном театре «Пых»). Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

Дети привлекались к режиссёрской работе, развивались навыки бесконфликтного общения.

Новизна опыта.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Театрализация в дошкольном возрасте так или иначе основана на разыгрывании сказок.

Для этого я использовала театр плоской игрушки, театр платковых кукол, теневой театр, пальчиковый театр, театр масок, настольный театр, театр на руке (с использованием игрушки БИБАБО).

Все чаще привлекаются родители к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

Проводился семинар-практикум с целью ознакомления организации домашнего театра.

Для создания дружеской творческой атмосферы в группе и семейных отношений проводился праздник «Семейные посиделки», где дети и родители разыгрывали сценки из русских народных сказок и драматизировали любимые стихотворения. С огромной удовольствием родители знакомили детей со своими любимыми стихотворениями.

Особое внимание уделялось занятию основам актерского мастерства, культуре и технике речи.

Адресность опыта.

Практическая значимость опыта в том, что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми.

Трудоёмкость опыта.

При использовании данного опыта я испытала трудности связанные с поздним появлением речи у детей, нарушением её произносительной стороны, бедностью активного словаря и нарушением грамматического строя. Все это связано с ухудшением состояния здоровья детей, глобальным снижением уровня речевой культуры в обществе.

А так же столкнулась с семьями детей, родители которых практически не уделяют внимание формированию у детей художественно-эстетических навыков.

Одной из основных трудностей состояла в нехватке дидактических материалов в работе с детьми и методической литературы для педагогов и детей.

Результативность опыта.

О результативности данной работы позволяет судить педагогическое исследование, которое было проведено мною в начале и конце данного педагогического опыта, анализ которого позволяет сделать следующие выводы: что работа над театрализованными играми способствовала активизации разных сторон речи детей - словаря, грамматического строя, диалога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Речь стала более эмоциональной, выразительной развилось словесно художественное творчество детей. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учит замечать и оценивать свои, и чужие промахи. Дети стали более доброжелательными, раскрепощёнными, общительными, появилось желание помочь, научить. Положительно повлияли игры на подвижных несдержанных, стеснительных детей. Дети умеют четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствуют и познают окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

передовой педагогический опыт

«Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»....

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Передовой педагогический опыт

ППО на тему : "Приобщение старших дошкольников к традициям кубанской культуры" + Презентация к ней)))...

Передовой педагогический опыт

ППО по теме "Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром".  Тема ППО несомненно актуальна, т.к. одним из важных способов полу...

Передовой педагогический опыт по ОБЖ

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности....