Комплексы занятий для воспитанников «Знакомство с детскими писателями»
материал

Саликова Аделя Рафаэльевна

Комплексы занятий для воспитанников «Знакомство с детскими писателями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_detskimi_pisatelyami.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Комплексы занятий для воспитанников «Знакомство с детскими писателями»

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022г.

Содержание:

  1. «Большая страна детства Агнии Барто».
  2. «Любимых детских книг творец и верный друг ребят»

(А. П. Гайдар)

  1. «С.Я. Маршак- детям»
  2. «Путешествие по страницам произведений С. В. Михалкова»
  3. Творчество Н. Носова

«Большая страна детства Агнии Барто».


Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством Ангии Барто;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к детской поэзии;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к героям книг;

Предварительная работа:
- Организовать выставку книг Агнии Барто
- Прочитать стихотворения Агнии Барто
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям
- Подготовить театральные сценки по стихотворениям (2-3 на выбор)


Оборудование для игры: стулья (по количеству девочек), бубен



Пишут поэты стихи для детей.
Знаем и помним мы этих людей.
Много лет прошло и пусть…
Строчки помним наизусть.
Но одна из поэтесс
Вызывает интерес.
Ее стихи известны миру
Хранят веселую сатиру.
Вы узнали это кто?
Это …. (Ответы детей: Агния Барто)


Ведущая: Агния Львовна Барто (девичья фамилия Волова) родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной, обеспеченной, еврейской семье.
Отец Агнии, Лев Николаевич Волов был ветеринарном врачом, лечил животных.
Девочка росла в достатке, в любви и благополучии. Получила хорошее домашнее воспитание и образование, которым руководил ее отец. По характеру Агния росла скромной и застенчивой девочкой. В детские годы Агния училась в балетном училище, она очень любила танцевать и мечтала стать балериной.
Стихи Агния начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Тогда ей было не больше 10 лет. Самым строгим ценителем первых стихов Агнии был ее отец Лев Николаевич. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее балета.
И в 1925 г., тогда Ангии было всего только 19 лет, вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли". Стихи очень понравились читателям.
С того самого времени Агния Львовна стала детским писателем.

Ребята, приглашаю Вас поучаствовать в Викторине:

1. Какую игрушку хозяйка оставила под дождем? (Зайку)
2. Какое животное опрокинул игрушечный грузовик? (Кот)
3. Какой игрушке оторвали лапу? (Мишке)
4. Как звали девочку ревушку-коровушку? (Ганя)
5. Как звали девочку, которая уронила в речку мяч? (Танечка)
6. Назовите имя девочки, у которой была синенькая юбочка и ленточка в косе? (Любочка)
7. Как звали мальчика, который приходил на праздники только чтобы получать подарки (жадный Егор)
8. Как звали девочку-ябеду? (Сонечка)
9. Назовите имя мальчика, который завидовал старшему брату Сереже? (Дима)
10. Назовите имя девочки, которая сама научилась прыгать через веревочку? (Лидочка)
11. Вспомните, как звали девочку, которая складывала вещи в свои карманы? (Милочка - копилочка)
12. Назовите имена маленьких санитарок (Тамара и Таня)
Ведущая: Молодцы ребята Вы ответили на все наши вопросы. Среди читателей наиболее известна и любима книга Агнии Барто «Игрушки», которая была написана специально для самых маленьких слушателей. Короткие стихотворения, которые помогают детям жалеть других, сочувствовать, быть добрыми и послушными.

Приглашаю поиграть в игру: «Игрушки».

Стулья расставляются в ряд по количеству играющих девочек.
Правила игры:
Выбирают 1 ведущего (взрослого), и его помощников - мальчика и девочку.
Остальные дети игрушки: девочки – куклы, мальчики – солдатики.
Ведущий говорит слово: ИГРА.
Дети-куклы должны образовать круг около девочки.
Дети-солдатики образуют круг около мальчика.
Ведущий бьет в бубен, дети игрушки водят хороводы, каждый в своем кругу.
Ведущий говорит слова: «Игрушки на места» и ударяет в бубен 1 раз.
Игрушки-куклы должны побежать до стульев и сесть на них.
Игрушки-солдатики побегают до стульев и встают за ними в стойке смирно (руки по швам).
Кто из игрушек (кукол, солдатиков) встает или садится на свои места первыми и занимает весь ряд тот и выигрывает.
Игра проводится 2 раза.
Ведущая: Все стихи Агнии Барто написаны простым языком про детей, и для детей, о том, что их интересует, то чем они живут, и во что играют. На стихах А.Л. Барто выросло несколько поколений детей. Ее стихи легко разучивать наизусть. Они лёгкие, весёлые, простые и понятные детям. Вселяют в ребенка уверенность в своих внутренних силах, в его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире. Они воспитывают детей, учат их трудолюбию, прилежности, честности - качествам, которые необходимы человеку в его дальнейшей жизни.


Агния Барто в детской литературе первая стала использовать сатиру. Она высмеивала детей: капризуль, грязнуль, болтушек, ябед, жадин и забияк.
Предлагаем Вашему вниманию театрализованные сценки.
1. Сонечка (действующие лица: рассказчица, Сонечка, мальчик)
2. Очки (действующие лица: рассказчица младший брат Дима, старший брат Сережа, врач)
3. Мы с Тамарой (действующие лица: рассказчица, 2 девочки – Таня и Тамара)
Ведущий: Среди стихотворений Агнии Львовны Барто есть не только веселые, но и поучительные, которые высмеивают плохие черты характера у детей, например, стихотворение «Болтунья» про девочку Лиду, которая вместо дел много болтала. Или, героиня стихотворения "Подари, подари" маленькая Люсенька, привыкла клянчить все подряд.
В стихотворении Сонечка, мы познакомились с маленькой ябедой, которая постоянно на всех жалуется. Так с помощью стихотворного слова Агния Барто не ругая, не грозясь, подсказывает детям какие поступки достойны осуждения, за которые не похвалят мамы, папы и окружающие люди.
Стихи Агнии Барто были переведены на многие языки мира. За сборник «Стихи детям» Агнии Барто была присуждена Государственная премия.
А в 1976 году Агния Барто получила международную литературную премию имени Х.К. Андерсена.
Агния Барто любила детей. Она часто встречалась с ними, разговаривала, наблюдала за их поступками и делами.
Агния Барто часто повторяла слова, которые подчеркивают мудрость:
- Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может.
- Писатель не имеет права стариться душой, если его читатели и его герои – ребята.
- Есть такие люди — им все подай на блюде.
- Если ребёнок нервный, прежде всего надо лечить его родителей.
Сердце Агнии Барто остановилось 1 апреля 1981 года. Наша страна потеряла великую писательницу с огромным сердцем, чуткую, добрую, благородную.


Похоронена Агния Барто в Москве на Новодевичьем кладбище.
Прошло уже много лет, но ее трогательные и пронзительные стихи и по сей день пользуются большим спросом, их знают и помнят.

Стихи Агнии Барто – это больше чем поэзия – это большая страна детства!

«Любимых детских книг творец и верный друг ребят»

(А. П. Гайдар) для детей 6-7 лет

Цель: приобщать дошкольников к культурному наследию родного города.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников интереса к поэзии, навыков публичного выступления;
  2. Привить интерес к творчеству поэта А.П. Гайдар
  3. Содействовать творческому развитию

Оборудование и оформление: экран, проектор, ноутбук, усилитель, презентации, выставка книг.

Ход образовательной деятельности.

      Негромко звучит фонограмма песни «Гайдар шагает впереди». Воспитатель с помощью детей (участвуют по желанию) выставляет на заранее оборудованное для выставки место написанные А. П. Гайдаром детские книги, сувенирную продукцию с изображением писателя, творческие работы детей по прочитанным произведениям А. П. Гайдара. По окончании оформления выставки привлекает к ней внимание детей.

Воспитатель. Ребята, посмотрите-ка, какая выставка в группе появилась!

К выставке выходят дети, читают отрывок стихотворения «Арзамасская муза» А. Плотникова.

Ребёнок 1.

Отдала она сердце своё

Красоте и добру-бескорыстью.

И возник светлый образ её

 Под талантливой ступинской кистью.

Ребёнок 2

Пушкин был её взглядом согрет,

 Забывал с ней столичную скуку.

И с любовью российский поэт

 Целовал её нежную руку.

Ребёнок 3

А потом повстречался Гайдар,

Мир раздвинул плечами крутыми.

Будет муза нести сквозь года.

Повторять легендарное имя.

Звучит песня про Арзамас. Дети отходят от выставки, садятся на стулья. В группу входит Арзамасская Муза.

Арзамасская Муза.

Покровительница искусства,

 Вдохновляю сердца и чувства –

Арзамасская Муза я.

Здравствуйте, мои юные друзья. Вы про меня стихи читали. Зачем меня вы вспоминали?

Воспитатель. Здравствуйте, Муза! Сегодня особенный для арзамасцев день: более ста лег назад, вот таким же морозным днём, 22 января 1904 года, родился Почётный гражданин города Арзамаса - Аркадий Петрович Гайдар.

Арзамасская Муза

На карте Тёша - Ниточка гонка. Совсем

Незнаменитая река.

Но может

Эта тоненькая нить

С делами предков

Нас соединить.

Река волною

Медленно качнёт,

И оживать

История начнёт.

... Течёт река -

Природы светлый дар.

Здесь черпал вдохновение Гайдар.

(А. Плотников. «Тёша»)

(слайд с изображением памятника А. П. Гайдару (Г)

Воспитатель. Давно, много лет назад, бегал по улицам Арзамаса неугомонный мальчишка Аркаша Голиков. А сегодня здесь, в парке имени А. Гайдара, среди белоствольных берёз и пушистых елей возвышается памятник бывшему арзамасскому пареньку, замечательному писателю и воину - Аркадию Петровичу Гайдару.

(слайд с изображением интерьера гостиной дома-музея А. П. Гайдара (2)

Воспитатель. Короткое беспокойное детство Аркадия прошло в маленьком деревянном домике на бывшей Новоплотинной улице.

(слайд с изображением дома, в котором жила семья Голиковых - мемориального музея А. П. Гайдара (3)

Воспитатель. Крыльцо, старый просторный двор с сараями, садик... Вот как потом напишет писатель Гайдар в книге «Школа» про город своего детства...

Арзамасская Муза (берёт с выставки книгу). «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, каким был Аркадий Гайдар в детстве: робким или смелым? Послушным или озорным?

(Ответы детей. Слайд с изображением детской фотографии писателя (4)

Воспитатель. В детстве это был рослый белокурый мальчик с большими голубыми глазами. Среди товарищей он был смелым вожаком.

(слайд с изображением фотографии П. И. Голикова (5)

Воспитатель. Его папа часто рассказывал своим детям что-нибудь о жизни и обычаях других народов. Однажды Аркадий даже пострадал за свои «дальние страны». В тот день ребята играли во дворе, воображая себя индейцами. «Вождём краснокожих» был, конечно, Аркадий.

(слайд с изображением интерьера дома-музея А. П. Гайдара: уголка Аркадия в детской, стола Аркадия (6)

 

Воспитатель. Читать книги Аркадий полюбил очень рано.

Аркадий сочинял и стихи, но сначала он их не записывал, и они забывались. Тогда мама купила ему толстую в красном переплёте тетрадь-альбом.

Арзамасская Муза.

Где-то там, у небесного свода.

Там, где звёзды мерцают красивые,

 Родилась когда-то Свобода,

Создалися там гимны счастливые...

(слайд с изображением иллюстрации из книги «Поход» (7)

Воспитатель. Когда Аркадию было десять лет, началась мировая война. Его «отца взяли в солдаты и послали на германский фронт... За окном трещали барабаны.

Музыкальная пауза. Танец «Марш-парад»

Воспитатель. Ребята, вспомните, какой рассказ А. Гайдара мы с вами недавно читали? (Дети: «Поход».) О ком и о чём он? (Ответы детей. )

Воспитатель. Алька долго готовился к походу, но весной вернулся с фронта отец. А Аркадий сам сбежал к отцу на фронт. На фронт он, конечно же, не попал: его задержали.

(Демонстрируется слайд с изображением фотографии А. Гайдара 1919 г., железнодорожного вокзала станции Арзамас 1 (8)

Воспитатель. Прошло четыре неспокойных года. Война не заканчивалась. Через наш город проходили боевые части, на фронт отправлялись маршевые роты. И вот совсем юный красноармеец Аркадий с другими красноармейцами и боевыми командирами сел в военный поезд на вокзале станции Арзамас I и отправился на фронт.

(Демонстрируется слайд с изображением фотографии командира батальона А. Гайдара 1922. (9)

Воспитатель. Началась долгая ратная служба Аркадия. У него проявились полководческие способности. Он был ещё совсем молодым, но стал командиром сначала роты, потом батальона, затем полка, и, наконец, боевого района - а это 6000 человек.

(слайд с изображением обложек книг, написанных А. П. Гайдаром (10)

Воспитатель. Гражданская война закончилась. Молодой боец стал писать книги, подписываясь «Гайдар». Вообще-то настоящая фамилия писателя - Голиков. А взятый им псевдоним - Гайдар - означает: «всадник, скачущий впереди». Ребята, посмотрите на экран, на выставку: какие книги А. Гайдара вы уже читали? (Ответы детей.) Верно, «Поход» и «Чук и Гек». Остальные книги вам пока незнакомы, вы их прочтёте, когда будете учиться в школе.

Воспитатель. О творчестве нашего писателя-земляка поэт Сергей Михалков написал стихотворение «Аркадий Гайдар».

К выставке выходят дети, читают наизусть отрывок стихотворения С. Михалкова «Аркадий Гайдар».

Ребёнок 1.

Ты повесть школьную открой –

Гайдар её писал:

Правдив той повести герой

 И смел, хоть ростом мал.

Ребёнок 2.

Прочти гайдаровский рассказ

 И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

Ребёнок 3.

Их по поступкам узнают.

И это не беда.

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Ребёнок 4.

Страницы честных, чистых книг

 Стране оставил в дар Боец,

Писатель, Фронтовик

И Гражданин - Гайдар.

(Демонстрируется слайд с изображением иллюстраций книги Л. Гайдара «Чук и Гек» (11)

Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним, как называется и о чём эта книга. (Ответы детей)

Воспитатель. Вы всё верно сказали. И не забыли про самое главное - эта книга о том, «что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную счастливую землю», нашу Родину.

Музыкальная пауза. Песня «Моя Россия»

Арзамасская Муза.

Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

Воспитатель. Ребята, про Гека и про Чука вы всё рассказали. А кто такой Тимур, знаете? (Дети: «Нет! »)

(Демонстрируется слайд с изображением иллюстраций книги А. Гайдара « Тимур и его команда» (12)

Воспитатель. Это герой книги, которая называется «Тимур и его команда». Вот она здесь, на нашей выставке. Гайдар написал книгу про обычного школьника Тимура Гараева, который вместе со своими друзьями делал добрые дела.

(Демонстрируется слайд с изображением фотографии встречи Гайдара с детьми (13)

Воспитатель. Когда школьники нашей страны прочитали эту книгу, все они тоже захотели стать тимуровцами.

Из металла, собранного арзамасскими тимуровцами, взрослые построили тепловоз и назвали его «Аркадий Гайдар».

Арзамасская Муза.

Обычным рейсом, рабочим рейсом, туда, где зари пожар, мчится по рельсам, мчится по рельсам мчится «Аркадий Гайдар», приборы, моторы, подъёмные краны, доски, руду,

антрацитв дальние страны,

в дальние страны,

в дальние страны мчит!

(А. Лосев, А. Скалозубов. «Роза ветров»)

Воспитатель. Ребята, а вы стремитесь, как тимуровцы, помогать другим? Какие пословицы о помощи вы знаете?

Дети (по очереди). Кто скоро помог, тот дважды помог.

Дорога помощь вовремя.

Назвался другом - помогай в беде.

Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.

За нужное дело берись смело; сам не осилишь - товарищи помогут.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

(Демонстрируется слайд с изображением плаката «Родина-мать зовёт» (14)

Воспитатель. Наступит грозный 1941 год. Летом этого года началась Великая Отечественная война. Повсюду звучал призыв: ...

Арзамасская Муза.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой тёмною,

С проклятою ордой...

(Демонстрируется слайд с изображением фотографии А. Гайдара (15)

Воспитатель. Враг наступал, многие города были захвачены, но наши доблестные воины стойко держали оборону, верили в победу. Уехал на фронт и Аркадий Гайдар, но победу он не увидел. Гайдар воевал в партизанском отряде, в тылу врага. И вот однажды, осенним днём, около железной дороги маленький партизанский отряд попал в засаду. Гайдар, как всегда, шёл впереди и первым заметил немцев. Он мог бы спастись, стоило только перепрыгнуть через рельсы. Но он думал о своих товарищах. «Ребята, немцы! » - крикнул Гайдар, и тут раздалась пулемётная очередь... Гайдар погиб не задаром: своей смертью он спас шедших за ним партизан.

Ребёнок.

Любимых детских книг творец

 И верный друг ребят,

 Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат. (С. Михалков «Аркадий Гайдар»)

Арзамасская Муза.

И вражья пуля в грудь вошла,

Земля качнулась зыбко,

Но нет, друзья, не умерла

Гайдарова улыбка. ...

Война ушла, отгрохотав,

И пули отсвистали.

Бессмертная улыбка та

Теперь на пьедестале. (А. Плотников. «Улыбка Гайдара»)

Воспитатель. Даже сражённый вражеской пулей, Гайдар по-прежнему живёт в Арзамасе.

(Демонстрируется слайд с изображением памятника А. П. Гайдару на фоне института (16)

Арзамасская Муза.

Тополиных ветвей

Кружевное кольцо.

 Перед входом –

Гайдара живое лицо.

Молодые сюда

За наукой идут

И добром поминают

Тебя, институт.

(А. Плотников. «Тебе, институт»)

Воспитатель. Памятник Аркадию Гайдару стал своеобразной эмблемой город.

(Демонстрируется слайд с изображением памятников А. П. Гайдару в парке культуры и отдыха, возле центральной детской библиотеки, института (17)

Воспитатель. Ребята, вспомните, где в нашем городе вам встречались памятники Аркадию Петровичу Гайдару? (Ответы детей.)

Воспитатель. Никого не удивляет, когда детские письма, на конвертах которых вместо адреса написано только «Город Гайдара», приходят именно в Арзамас.

Арзамасская Муза. Потому что Арзамас - это город Гайдара!

(Демонстрируется слайд с изображением экспозиции зала музея А. П. Гайдара (17)

Ребёнок 1.

Читая Гайдара книжку

Вечером вслух втроём,

Вдруг размечтались мальчишки

О будущем своём.

Ребёнок 2.

Мечтали, спорили много,

И вновь принимались мечтать.

Им каждому в жизни дорогу

В тот вечер хотелось избрать.

Ребёнок 3.

В одном согласились без спора:

Став взрослыми.

Родине в дар

Построить прекрасный город

И дать ему имя - Гайдар.

Арзамасская Муза.

С портрета в открытой книжке

Гайдар улыбнулся в ответ:

«Мои дорогие мальчишки,

 Для вас невозможного нет! »

Воспитатель. Спасибо, Муза, за вдохновенье! Пришла пора ненадолго расстаться. Мы будем ждать новой встречи, читать книги и крепко любить свою Родину.

Арзамасская Муза, прощаясь, уходит из зала

Негромко звучит песня «Гайдару - салют! ». Воспитатель и дети рассматривают экспонаты выставки.

«С.Я. Маршак- детям»

Цельформирование у дошкольников интереса к произведениям С.Я.Маршака; активация внимания родителей к значению и важности роли книг в процессе воспитания детей.

Задачи: 

Образовательные

- познакомить  с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком;
- формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Развивающие:

-развивать познавательный интерес к книге.

Воспитательные:

- воспитать потребность общения с книгой.

Предварительная работа:
- прочитать произведения С.Я. Маршака;
- организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям.

- прочитать «Сказку о глупом мышонке»

Ход занятия.

Педагог: Родился Маршак Самуил Яковлевич 3 ноября в 1887 году в городе Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно. Отец Яков Миронович Маршак был рабочим на химическом заводе. Он любил книги, литературу и всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Его мать Евгения Борисовна была женщиной сдержанной и немногословной.

        Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

Он хотел, чтобы все ребята росли умными, честными, смелыми, любознательными.

Самуил Маршак - замечательный поэт, драматург и переводчик, очень любивший детей и создавший для них великолепные произведения. Это был человек большого и доброго сердца, и талант его был такой же большой и удивительно жанрово разнообразный: в его творческом багаже загадки, считалки, присказки, сказки, басни, баллады, поэмы, пьесы, рассказы в стихах и познавательные очерки в стихах.

Педагог: Ребята, отгадайте загадки Маршака:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

 Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

 В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

 Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.(Велосипед)

 Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!(Мяч)

Педагог: Молодцы!

Педагог: Юбилей любимого детского писателя отмечают по всей России. Но центром торжества является родной город С.Я. Маршака - Воронеж.
Именно на родине был открыт памятник писателю в 2015 году.
Автор скульптурной группы стал местный художник М. Дикунов.
Поэт Самуил Маршак держит на ладони маленькую птичку и внимательно смотрит на маленькую девочку с крылышками. По мнению скульптора, так выглядит муза детского поэта.

В честь писателя названа одна из улиц в городе Воронеже.

Педагог: Он написал следующие произведения:
Показ слайдов, на которых изображены иллюстрации известных произведений Маршака.

«Двенадцать месяцев»

«Сказка о глупом мышонке»

«Усатый-полосатый»

«Багаж»

«Сказка об умном мышонке»

«Где обедал воробей»

 «Ванька-встанька»

«Пожар»

«Почта»

Педагог: А теперь, ребята, ответьте на вопросы викторины.

Викторина: Юные знатоки произведений С.Я. Маршака.

1. Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку) «Багаж»
2. Что за детки сидели в клетке? (малыши животных)  «Детки в клетке»
3. За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники) сказка «Двенадцать месяцев»
4. Какой зверь чуть не проглотил воробья в зоопарке? (крокодил) «Где обедал, воробей?»
5. Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий)               «Кошкин дом»
6. На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной)«Вот какой рассеянный»
7. Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (Усатый-полосатый)      «Усатый-полосатый»
10. Вылупилось у мамы курицы ровно 10 (утят)  «Курочка ряба и десять утят»
11. Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать)

12. Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки) «Сказка о глупом мышонке»
13. Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)  «Почта»
14. Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей) «Где обедал, воробей?»

Педагог: Отлично, ребята!

За литературный талант Самуил Яковлевич Маршак был отмечен множеством государственных наград и премии. Его произведения получили большую известность и были переведены на многие языки.
Сам С.Я. Маршак говорил о своих читателях с большой любовью с элементами пророчества: «Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком с читателем двухтысячного года!»

«Путешествие по страницам произведений С. В. Михалкова»

 Цель:закрепить знания детей о творчестве писателя С. В. Михалкова.

Задачи:

1.Формировать заинтересованность детей к творчеству писателя.

2.Поощрять творческое проявление в играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, и других видах деятельности.

3.Развивать коммуникативные навыки у детей.

4.Способствовать формированию положительных черт характера (уважение в общении, привычки пользоваться вежливыми словами).

   Материалы и оборудование: 

фонограмма песни «Мы едем, едем, едем», гимн России;

 портрет писателя и иллюстрации к произведениям С. Михалкова на экране (слайды); книги С. В. Михалкова; дидактическая игра о профессиях «Кому это нужно?», рисунки детей.

   Предварительная работа:

Знакомство с творчеством С.В. Михалкова, беседы, чтение стихотворений, заучивание «Песенки друзей», рисование героев произведений С. В. Михалкова.

    Интеграция образовательных областей:

 коммуникация (чтение художественной литературы), социализация, здоровье, музыка, безопасность.

Ход занятия

Сегодня мы с вами собрались поговорить о творчестве любимого детского писателя и поэта С. В. Михалкова. Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913г.  в Москве в семье ученого птицевода Владимира Александровича. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому маленький Сергей Михалков образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. В этом году писателю исполнилось бы 100 лет.

Ребята, а кто знает произведения Михалкова? А вот мы сейчас и проверим.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

В доме восемь дробь один,
У  заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью..................

  • В одном переулке стояли дома.
    В одном из домов жил упрямый..............
  • На прививку! Первый класс!
    Вы слыхали? Это нас!
    Почему я встал у стенки?
    У меня дрожат...................
  • Мы едем, едем, едем.
    В далекие края,
    Хорошие соседи, счастливые ………….

           Кто, набив пирожным рот,  

           Говорит: А где…………

  • Кто на лавочке сидел,

               Кто на улицу глядел,  

              Толя пел, Борис молчал,

              Николай ногой ………..

 Мать сказала:
– Дверь закрой!
 К нам летит пчелиный……    

Вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам произведений С. В. Михалкова. А поможет нам «Песенка друзей».

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья (движения руками).  

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем (топаем ногами).

Красота! Красота! (хлопки ладошками)

Мы везем с собой кота   (по коленям)

Чижика, собаку, (щелчки пальцами)

Петьку-забияку, («тарелочки»)

Обезьяну, попугая - («уточки-ладошки»)

Вот компания, какая! (вперед руки - показ).

1-я страница.  Гимн России.

В годы войны был объявлен конкурс на лучший текст            для гимна. Сергей Михалков вместе с журналистом Эль-Регистаном стали победителями этого конкурса на создание гимна страны. И в тяжелое военное время слова гимна зажигали сердца людей любовью к своей Родине.

С.В.Михалков является автором гимна России. Гимн-это главная песня страны, которая исполняется в торжественных случаях, на всех торжественных мероприятиях, на международных встречах, на спортивных мероприятиях, олимпиадах.

Гимн Росси всегда слушают и исполняют стоя.

(Звучит гимн России).

2-я страница. «А что у вас?» (под песенку друзей)

Ребенок читает стихотворение «А что у вас?».

Вы сейчас дети, но когда вы вырастете, выберете себе профессию. А теперь давайте определим, для какой профессии требуются данные предметы.

Дид. игра «Кому это нужно?».

3-я страница. «Лапуся». (под песенку друзей).

Ваши родители вас очень любят. Давайте вспомним, как ласково называют вас родители.

А теперь послушаем как у Михалкова.

Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? Как правильно обращаться к мальчику? к взрослому?

Вот сейчас в игре «Волшебные слова» мы вспомним нужные слова, которые помогают нам общаться.

Игра с зайцем Лапуси.

-здороваемся с зайцем (слова приветствия);

-извиняемся за грубость Лапуси (слова-извинения);

-благодарим за приход (слова-благодарности);

-прощаемся (слова-прощания).

4-я страница «Про Фому» (под песенку друзей)

Чтение стихотворения «Про Фому»

Вот какой упрямый герой С.В.Михалкова и делал все наоборот. Необходимо слушать взрослых, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. А наша следующая игра поможет нам быть внимательными и сообразительными.

Игра «Скажи наоборот».

Сильный-слабый

шумный-тихий

умный-глупый

драчливый-дружелюбный

трудолюбивый - ленивый

ласковый - жестокий

добрый - злой

вежливый - грубый

опрятный - неряшливый

бережливый - расточительный

правдивый - лживый

веселый - грустный

капризный - внимательный

трусливый - храбрый

печальный - радостный.

5-я страница «Про Мимозу» (под песенку друзей).

Чтение стихотворения «Про Мимозу».

Ребята, а чтобы быть бодрыми и здоровыми нужно делать зарядку.

Зарядка «Раз, два, три вместе повтори».

1.Мы любим делать все зарядку.

Чтобы расти и не болеть.

Мы повторим все по порядку.

Нам стоит только захотеть.

(дети идут по кругу).

Раз, два, три (прыжки на двух ногах)

Ну-ка повтори (ходьба)

Раз, два, три (прыжки)

Ну-ка повтори (ходьба)

Не хватает слов (прыжки)

Повтори-ка вновь (ходьба). 2 раза.

  1. Сейчас мы птички, а не дети-

Свободно можем мы лететь.

Мы вам покажем все на свете,

Нам стоит только захотеть (легкий бег «с крыльями»).

Чик-чири! Ну-ка повтори! (2-4 раза)

(взмахи руками вверх-вниз)

Не хватает слов, повтори-ка вновь.

(наклоны, руки назад, голова вперед)4 раза

3.Вот кошка села на окошко

И стала лапки свои мыть.

А мы как будто бы котята

Ее движения можем повторить.

(дети выполняют «пружинки»)

Раз, два, три,

Ну-ка повтори.

(гладят правую - левую руки) 2-4 раза

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

(руки накрест, похлопывание по плечам)2-4 раза

4.В лесу медведь голодный бродит,

Он хочет меду раздобыть.

А мы как будто медвежата

Его движения можем повторить.

(движения - «медвежата ходят»)

Раз, два, три,

Ну-ка повтори.

Не хватает слов

Повтори-ка вновь.

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

5.Вот мышка в норку забежала,

Хвостом боится шевелить,

Она от кошки убежала

Её движения можем повторить.

Раз, два, три,

Ну-ка повтори (тихо садятся на стулья).

Раз, два, три,

Ну-ка повтори

Не хватает слов,

Садимся на стулья вновь(возвращаются на свои места).

6-я страница Мультфильмы по произведениям С. В. Михалкова.

(Просмотр мультфильмов).

III. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили и познакомились с творчеством С. В. Михалкова. Он в своих произведениях учил нас быть добрыми, внимательными и конечно дружными. Спасибо за внимание.

Творчество Н. Носова

Цель: Развивать у детей чувство юмора посредством чтения произведений Н.Н. Носова.

Задачи.

Образовательные: побуждать дошкольников рассказывать о своем восприятии после чтения рассказа, уточнить представления детей об особенностях рассказа: композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, развитие слухового восприятия в процессе чтения и беседы о прочитанном произведении.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Н.Н. Носова, приучать детей в процессе обсуждения произведения высказывать свою точку зрения, формирование доброжелательного отношения к друг друга, формирование интереса к занятию вместе с другими воспитанниками.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на три части, книга Н. Носова «Живая шляпа», портрет Н.Н. Носова

Методы, реализуемые на занятии:

Наглядные методырассматривание иллюстраций книги Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Словесные методы: чтение произведения, беседа о прочитанном произведении

Практические методыигра «Узнай рассказ Н.Н. Носова по иллюстрации», рисование содержания рассказа.

Приёмы:

Словесные приемы: объяснение, указания, вопрос, придумывание рассказа (окончание)

Наглядные приемы: рассматривание иллюстрации к книге Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Игровые приемы (практические) – игра «Узнай рассказ Н. Носова по иллюстрации», зарисовка придуманного произведения на листе бумаги.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся  в гости

-Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней  (книга)

Дети: книга

Воспитатель: А как называется то место, где хранятся книги? Где находятся много книг?

Дети: Библиотека, книжная полка, книжный шкаф.

Воспитатель: А кто пишет книги?

Дети: писатели, поэты.

Воспитатель: Каких писателей вы знаете? (дети перечисляют)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого писателя бывает свой рабочий кабинет, где он пишет, создаёт книги. И я сейчас вам предлагаю посетить рабочий кабинет писателя Н. Н. Носова.  

Основная часть

Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с произведениями Н.Н. Носова. (посмотрите – портрет на слайде).

Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать.  Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру, и назвать какие произведения знаете, написанные Н.Н. Носовым?

Игра называется «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»

-Перед вами иллюстрации на карточках, если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране появится обложка этой книги.

Штаны с заплаткой - рассказ «Заплатка».

Две собачки- рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"

Кастрюля – рассказ «Мишкина каша».

Огурец – рассказ «Огурцы».

Телефон – рассказ «Телефон»

Леденец – рассказ «Леденец»

Автомобиль – рассказ «Автомобиль».

Лопата – рассказ «Огородники».  (Дети отгадывают рассказ и кладут предмет на поднос).

Воспитатель: молодцы, хорошо знаете произведения Н.Н. Носова.

Воспитатель: Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. Произведения Н.Н. Носова - рассказы. Вспомните, чем отличается рассказ от сказки.

Дети: В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.

Воспитатель: Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

Чтение рассказа. После чтения воспитателем рассказа проводится беседа.

Воспитатель: Смешная это история или печальная?

Дети: смешная

Воспитатель: Что вам показалось самым смешным?

Дети: мальчики подумали, что шляпа живая

Воспитатель: Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

Дети: мальчики увидели, как шляпа двигается

Воспитатель: Расскажите, как мальчики испугались.

Воспитатель: Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

Дети составляют рассказы - 2 рассказа выслушиваются, педагог помогает.

Рассказ называется «Живая шляпа». Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель: В каждом рассказе есть как бы три части - начало, середина и конец, иначе ничего не было бы понятно. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для этой части? А что бы вы нарисовали про эту первую часть?

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги, помогает сориентироваться на листе.

Воспитатель: Какая вторая часть рассказа? О чем в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части? Какой рисунок вы нарисуете во второй части листа?

Дети: выслушиваются ответы детей

Воспитатель: Чем закончилась история про мальчиков и котенка? Какое название можно дать третьей части?

Воспитатель: Как бы вы нарисовали окончание рассказа?

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. Ребята, мы сегодня познакомились еще с одним произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа». Посмотрите, какие я приготовила раскраски с изображением котёнка Васьки. Можно раскрашивать котенка и вспоминать рассказ, да ребята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с детским писателем Владимиром Орловым. Экскурсия в Библиотеку

Познакомить детей с библиотекой и правилами поведения в общественном месте, работой библиотекаря, формировать интерес к книге, вызвать интерес детей к чтению, познакомить с творчеством крымского детск...

ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ.

Данный материал познакомит детей с писателями ,также расширяет кругозор детей...

Музыкальное занятие на тему: "Знакомство с детскими музыкальными инструментами"

Музыкальное занятие о том. когда возникли первые музыкальные инструменты"...

Знакомство с детскими писателями К.И.Чуковский, А.Барто

Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе. Побуждать детей к пониманию юмористического характера, продолжать развивать речевую активность детей....

Комплекс занятий для воспитанников «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с детской художественной литературой: тема патриотизма в произведениях»

Комплекс занятий для воспитанников «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с детской художественной литературой: тема патриотизма в произведениях» ...

Иллюстрированное пособие «Детский писатель-юбиляр» «Великий сказочник Шарль Перро» (знакомство с биографией писателя, его творчеством) Викторина по сказке «Красная шапочка»

Иллюстрированное пособие«Детский писатель-юбиляр»«Великий сказочник Шарль Перро» (знакомство с биографией писателя, его творчеством)Викторина по сказке «Красная шапо...

Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...