Консультация для педагогов Нестандартные методы работы с детьми в период адаптации.
материал (младшая группа)

Валова Анна Валентиновна

Материал будет полезен воспитателям первых младших и вторых младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Нестандартные методы работы с детьми в период адаптации.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.  В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Существует много подходов в работе с детьми в период адаптации. Несомненно, их основой является игра. Именно играя, ребёнок раскрепощается, учиться взаимодействовать с другими детьми, ещё раз «проживает» позитивные и негативные моменты своей жизни, что приводит к осознанию и пониманию.  Однако, мир не стоит на месте, он меняется и совершенствуется, и работа воспитателя должна изменяться вместе с ним.  

Мне бы хотелось поговорить с вами о двух направлениях, которые представляют особый интерес на сегодняшний день. Они активно развиваются и применяются, их эффективность отмечена многими специалистами в области психологии и педагогики. Это психогимнастика и фототерапия.

 Особенности проведения психогимнастики с детьми.

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика относится к психолого-педагогическим и
психотерапевтическим методам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. У ребенка в процессе выполнения этюдов изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Не менее важно использование психогимнастики в профилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки, гармониации их личности.

В  основе психогимнастики  лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей, поэтому такой вид работы является наиболее приемлемым.

Психогимнастика имеет несколько направлений:

  • Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

  • Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  • Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

  • Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Особенности  фототерапии как метода работы с детьми.

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии. Фототерапия является одним из передовых методов в психологии, применяемых для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности в целом. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.)

Фотографию можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями —выбирать из нее то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность (сюрреальность), которая невидима физическим зрением.

В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится своеобразным «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности.  По своей природе фотография социальна: она связана с контактами  между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию и формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию.

Психологические функции фотографий:

  • Фокусирующая / актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и травматичных событий может быть для человека психологически небезопасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями.
  • Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем —прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности
  • Объективирующая функция  заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии, человек также может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (профессиональной, культуральной, национальной и т. д.). В этом случае она будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами — то есть основу его самоидентификации.
  • Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий,
  • Актуализация и выражение различных, в том числе сложных или негативных чувств, их осознание и интеграция (эмоциональное развитие). . Актуализация и выражение чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе.
  • Развитие самоконтроля.
  • Раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности.
  • Получение нового опыта, безопасное самораскрытие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми в период адаптации

Совместные мероприятия с родителями и детьми в период адаптации. Мероприятие на тему  "Кленовые листочки". Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, адапта...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации

Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...

Психокоррекционная работа с детьми в период адаптации

Методический материал из опыта работы с детьми в период адаптации....

Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...

Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации...