Консультация для педагогов Самовреждения
консультация (старшая группа)

Кузьмич Юлия С

Самоповреждения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopovrezhdeniya.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Самоповреждения у детей.

Подоготовила Кузьмич Юлия Сергеевна

Самоповреждения (селфхарм) у детей.

Селфхарм - это агрессия, направленная на самого себя или по-другому аутоагрессия.

Суицидальные намерения отсутствуют, нанесение физического ущерба помогает справиться с негативными переживаниями.

Возможные действия – порезы, расцарапывание, обжигание кожи, удары головой или кулаком о стену. Менее очевидные симптомы – голодание, обжорство, злоупотребление алкоголем, нанесение шрамов, татуировок.

В зарубежных странах селфхарм (self harm — англоязычный термин прижился в русском языке, просто сменив латинское написание на кириллицу) — одна из проблем, о которой активно говорят психиатры. За последние годы, количество случаев причинения тинейджерами (возраст от 11 до 19 лет) вреда собственному телу выросло более, чем на 50%.

Причины, по мнению экспертов - жалость к себе, внутренняя неустроенность, неуверенность, желание привлечь внимание и уйти от своих проблем. Речь о получении подростками удовольствия от повреждений тоже ведется, но больше склоняются к мнению, что чаще это бравирование перед другими и желание скрыть истинные причины, перечисленные раньше.

При более детальном опросе и обследовании у таких подростков всегда есть неврологическая подноготная. И на первом году жизни, и в дошкольном возрасте, и далее.

Например, головные боли, боли в шее, головокружения, нарушения сна, тревожность, переживательность, раздражительность, неувереность, проблемы в общении со сверстниками, проблемы с учебой.

И эти все жалобы тянутся с раннего детства (нарушение сна, повышение внутричерепного давления, истерики, синдром гиперактивности и дефицита внимания и др.)  лишь трансформируясь в более взрослые проблемы.

А личность на этом фоне формируется слабая, неуверенная, несамодостаточная. Которой очень хочется внимания, но она не умеет достойно получить это внимание.  А в душе всё равно сидит страх, что не оценят. Часто такие дети уходят из школы, жалуясь на всеобщее непонимание их внутренней, недооцененной окружающими, индивидуальности.

Если таким детям не помочь приобрести уверенность, причем вовремя, может произойти жизненная трагедия. И это не обязательно суицид. Они могут пуститься "во все тяжкие", лишь бы доказать окружающим свою значимость, исключительность. А вот какими способами - это не важно.

Нужно понимать, что девиантная, неустойчивая психоневрологическая личность вырастает из нелеченных неврологических проблем. Не лечили неврологию? Получите психоневрологию. Не лечите психоневрологию? Получите махровую психиатрию!

В данном случае проблема совершенно не в воспитании, а в недостатке внимания для таких детей. Иногда полезно просто спросить, как дела, увидеть грустные глаза и или посмотреть, нет ли на руках следов повреждений.

 Существует ряд факторов, увеличивающих риск самоповреждающего поведения:

  • Деструктивные семейные отношения. Провоцирующими стимулами являются физическое и сексуальное насилие, враждебность и постоянная критика родителей. В молодом возрасте негативно сказывается развод с супругом, смерть члена семьи, конфликты.
  • Провоцирующее поведение сверстников. Распространенная причина самоповреждений у подростков –  буллинг, ссоры со сверстниками, положение «изгоя». Иногда аутодеструктивные формы поведения практикуются в референтной группе, и ребенок перенимает их.
  • Дезадаптивные личностные черты. Предрасполагающие психологические факторы – недостаточное понимание своих эмоций, неумение их выражать, склонность подавлять негативные мысли, чувства. Сопутствующими характеристиками оказываются низкая стрессоустойчивость, импульсивность, сниженный самоконтроль.
  • Психические расстройства. Депрессии, аутизм, последствия злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами увеличивают вероятность самоповреждающего поведения. У таких людей повышена эмоциональная неустойчивость, снижена способность критически оценивать ситуацию и собственные действия.

Существует три вида аутоагрессивного поведения: суицидальный, несуицидальный и «случайный» селфхарм.

Суицидальный селфхарм — это не просто желание навредить себе, а стремление покончить со всем, что происходит здесь и сейчас. Оно чаще всего проявляется у людей в подростковом возрасте или в кризисе среднего возраста, при, например, депрессивных состояниях. Несуицидальная же форма селфхарма зачастую выражается в желании причинить себе боль, в нанесении себе порезов и ранений. Иногда ее путают с суицидальными проявлениями, считая, что, если человек режет себе руки — он хочет покончить с собой. Но суть несуицидального селфхарма, наоборот, заключается именно в причинении себе боли, а не в желании ее прекратить, а также в контроле над собственным телом.

Также несуицидальный селфхарм может сопровождаться (или скрываться за) употреблением определенных веществ — от алкоголя, наркотиков и никотина до БАДов. Последнее, например, свойственно при орторексии — форме расстройства пищевого поведения, когда человек одержим идеей здорового образа жизни и жесткими ограничениями в пище. Или, например, когда люди «раскачивают» себе мышцы в спортзале до ненормальных состояний — это тоже форма аутоагрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....