Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа анализа деятельности других педагогов
материал

Мысягина Фаина Сергеевна
1.Анализ и самоанализ занятий воспитателя
2.Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО
3.Отчеты по практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cce11.doc13 КБ
Microsoft Office document icon 83df1.doc82.21 КБ
Файл otchet_po_praktike.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

Задачи и объем материала НООД соответствуют возрасту и знаниям детей средней группы. Структура НООД была выдержана, все этапы были соблюдены, распределение времени было рациональным. Образовательная деятельность на протяжении 20 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.

Дети легко шли на контакт со взрослым, были активны и легко включались во все виды деятельности. На всех этапах НООД активизировалась познавательная, речевая и двигательная деятельность детей и все этапы были взаимосвязаны, подчинены единой цели и задачам.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

Мой тон в ходе проведения НООД был доброжелательным, соблюдались нормы педагогической этики и такта. Вопросы к детям были четкими, понятными, доступными для понимания детей. Доброжелательная атмосфера способствовала созданию эмоционально-положительного настроя у детей.

На организационном этапе заинтересовала детей с помощью сюрпризного момента – письма от зайчика, который просит помощи. Это задание способствовало проявлению желания помогать другим.

Наглядные, словесные и практические методы, которые использовались в ходе НООД, были направленны на применение и активизацию познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование, и приёмы обучения. Использование методов обучения развивало умение нахождения различных способов достижения поставленных целей.

Заключительный этап способствовал развитию у детей желание называть выполненные задания и что особенно им запомнилось.

Использование наглядных, демонстрационных пособий и раздаточного материала позволило достичь более высоких результатов деятельности детей. Пособия были использованы рационально и эстетически оформлены.

В ходе НООД дети закрепляли умение отгадывать загадки; закрепляли умение называть части суток; закрепляли знания о временах года; закрепляли представления о геометрических фигурах, выделяли свойства ( цвет, размер, форма); закрепляли порядковый счёт в пределах 5; закрепляли умение составлять изображение предмета из частей; развивали конструктивные способности; развивали желание называть выполненные задания; развивали речевую активность, диалогическую речь



Предварительный просмотр:

          Анализ педагогического опыта сайта ВИРО

Про анализируя сайт ВИРО, мне понравился педагогический опыт учителя-логопеда группы компенсирующего вида для детей с ЗПР Куликовой Татьяны Сергеевны

 . На базе учреждения работает инновационная площадка «Модель инновационного дошкольного образовательного учреждения по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья».

Учитывая направленность и особенности развития воспитанников, содержание воспитательно-образовательного процесса ведется по основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 комбинированного вида». Специфической особенностью дошкольного учреждения, отличающего его от других, является то, что воспитанниками детского сада становятся дошкольники всего города, так как нуждаются в особых образовательных потребностях.

 Является учителем – логопедом группы компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) над формированием речевых навыков, пришла к выводу, что чаще всего речевое недоразвитие у данной категории детей определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционную работу необходимо насыщать двигательными упражнениями на различные мышечные группы разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи.

       C 2016, в рамках самообразования, занималась изучением темы «Развитие речевых навыков у дошкольников с ЗПР путем использования речедвигательных технологий». Особое внимание привлекла речедвигательная технология биоэнергопластика. Активное использование в работе с дошкольниками с ЗПР  данной технологии побудило к обобщению имеющихся теоретических и практических данных.

На формирование опыта работы также  оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- работа по самообразованию;

- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

-активное участие в работе городских методических объединениях, областных конкурсах.

Вывод: формирование речедвигательных навыков становиться приоритетным направлением в работе с дошкольниками с ЗПР, а биоэнергопластика, как средство активизации, способствует развитию у ребенка силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработке контроля и самоконтроля.

2. Актуальность и перспективность опыта

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы - педагоги и родители - все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с ЗПР поскольку наряду с недостаточной сформированностью психических  процессов у них наблюдается  недоразвитие речевых навыков. Распространённость системного недоразвития речи у дошкольников с ЗПР достаточно высока и стабильна. Причём частота этого диагноза не только не уменьшается, но даже возрастает. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ в наше время 46% четырех летних детей страдают задержкой речевого развития. В середине 80-х годов XX века задержка речевого развития у ребенка наблюдалась только среди 8% детей того же возраста. Т.о. за последние годы она выросла в 5,5 раз.

Среди детей с ЗПР, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с моторным недоразвитием различной степени выраженности. Несформированность речевых навыков в дальнейшем может отразиться и на овладении процессами чтения и письма. Тем не менее, при наличии раннего комплексного лечения, специального обучения и воспитания, большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, получать полноценное общение со сверстниками.

Вопросы формирования речедвигательных навыков дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) продолжают быть актуальными в коррекционной педагогике и  остаются одной из сложных медико-социальных и психолого- педагогических проблем.

Так, в современной физиологии большее место занимает подход к организму как к неделимому целому, поэтому при формировании речевых навыков дошкольников с ЗПР необходимо учитывать богатый двигательный потенциал организма и использовать рационально и продуктивно. Все это прекрасно сочетают в себе речедвигательные технологии, одной из которых является биоэнергопластика.

Почему речь с движением? Именно с движением! В наш век компьютерных, интернет-технологий наблюдается катастрофический дефицит движения, активности и речевого общения. Все больше времени дети  дошкольного возраста проводят за компьютером и у экранов телевизора. А это, как известно, плачевно сказывается на здоровье и развитии растущего организма в целом. Еще больше это усугубляется,  если у ребенка ЗПР.  Поэтому настоятельно рекомендуется уделять внимание двигательной активности  для профилактики гиподинамии, коммуникативной изоляции и  речевого недоразвития. Биоэнергопластика преследует эти задач, потому что она воздействует на моторику и  речь.  Основная ее цель – улучшение качества речевого развития путем вовлечения двигательной сферы.

Перспектива

 Социализируя детей с ЗПР  и расширяя возможности для их успешного обучения в школе, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном обществе, внедряя в практику ФГОС ДО, определила перспективу своей дальнейшей работы – изучить  влияние технологии биоэнергопластики на развитие  специфических видов внимания (слухового, зрительного, тактильного) у детей с ЗПР,  как  составляющих элементарную основу речевого самоконтроля.  

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование речедвигательных навыков через взаимодействие руки и органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции и мелкой моторики помогает технология – биоэнергопластика. Данная технология является органическим компонентом в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению речевого недоразвития дошкольников с ЗПР.  Опытная работа помогает устранить имеющиеся  противоречия между специфическими особенностями речевого развития детей с ЗПР, обусловленными дефектом и сохранными двигательными возможностями организма, опираясь на которые, возможно предотвратить или смягчить вторичные по своему характеру нарушения.

4. Теоретическая база опыта.

 4.1. Педагоги – практики о проблеме развития речедвигательных навыков у дошкольников с ЗПР.

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!» слова В.А. Сухомлинского подтверждают закономерности формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:

-  от общей моторики к мелкой, позже к артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким, целенаправленным движениям);

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации.

           Приемы развития моторики у детей дошкольного возраста изучали и описали в литературе многие авторы: ЖуковаН.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – занимались проблемами детей с ЗПР, Беляева Л.И., Рычкова Н.А. – дети с заиканием, Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. – дети с дизартрией. На основе их исследований доказана взаимосвязь речевой и моторной деятельности, а также подтверждена роль стимулирующих тренировок мелкой моторики рук.

У большинства детей с ЗПР наблюдается сложная речевая патология: наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления нарушений речи связаны с психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. У детей этой категории нарушены не только психические функции, но в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечают многие авторы (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, Р.Д.Триггер, Е.В.Мальцева, Е.А.Логинова, Р.И.Лалаева, Г.Г.Голубева, Л.В.Лопатина, О.В.Иванова и др.). При этом указывается не только на отставание дошкольников в развитии лексической, фонетической и грамматической сторон речи, но и на значительные нарушения и внутренней речи, что неизбежно ведет к дефектам планирования, саморегуляции любого вида деятельности [6].

      Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР), сниженная (по сравнению с нормой) способность к приему и переработке воспринимаемой информации, недостаточное развитие операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования обуславливают отклонения в речевом развитии детей данной категории, что создает определенные трудности при формировании речедвигательных навыков.

4.2. Речедвигательная технология – биоэнергопластика.

Несмотря на то, что в настоящее время в современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления речевого недоразвития детей с ЗПР далека от разрешения. Научные работники и практические деятели стараются найти пути выхода из этой ситуации.

В этом направлении разработана новая и интересная технология – биоэнергопластика. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. [10]  движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Такая работа организма  помогает активизировать речевые функции, способствует скоординированной работе всех органов движения.

Основным методом формирования артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика.

При произношении звуков речи хорошо, слаженно работают все органы артикуляции: губы, язык, щеки.  Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы. Рассмотрим нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика - это взаимодействие руки и языка.

Биоэнергопластику необходимо рассматривать в трех направлениях: био биологическая основа человека, энергия любое движение выполняется при наличии силы, пластика движения плавные, последовательные, эмоционально подкрепленные.

Основная цель биоэнергопластики - улучшение качества речевого развития путем вовлечения двигательной сферы.

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. [8] 

Это опять же подтверждает положительную роль биоэнергоплатики, так как занятия с использованием кинезиологических упражнений положительно влияют на изменения организме: активизируется взаимодействие левого и правого полушарий, развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Работа организма связанная с деятельностью нервных процессов происходит более точно. Регулирующая и координирующая функции нервной системы осуществляются на более высоком уровне. Это  особенно важно в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

5. Новизна опыта

Новизна представленного опыта заключается в обогащении содержания известных приемов речевого развития детей с ЗПР оригинальной технологией - биоэнергопластикой; в разработке игровых  комплексов артикуляционных упражнений в соответствии с данной технологией.

6.Технология опыта по формированию речедвигательных навыков через использование упражнений биоэнергопластики у старших дошкольников с ЗПР

Опыт внедрялся в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида», г. Мурома, Владимирской области.

Продолжительность внедрения опыта: 3 года

Участники:

- воспитанники группы – 15 детей (4-5, 5-6, 6-7 лет);

-учитель-логопед группы Исаева Т.В., высшая квалификационная категория, стаж педагогической деятельности 24 года;

- родители воспитанников.

Особенности речевого и моторного развития детей группы.

В группе компенсирующей направленности  у дошкольников с задержкой психического развития несформирован целый ряд речевых и неречевых процессов, обусловливающих нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Во время обследования детей группы было выявлено:

         - 70% детей имеют нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;

- 60% детей не могут удержать заданную артикуляционную позу;

           - у 40 % детей наблюдается нарушение тонуса (гипертонус, гипотонус);

           - 60% детей страдают апраксией – нарушение способности выполнять определенные  целенаправленные действия (артикуляционные  и двигательные, связанные с мелкой моторикой);

          - у 50% детей появляются синкинезии (сопутствующие движения);

          - у 50% детей развитие мелкой моторики отстает от возрастной нормы.

У детей  в первую очередь отмечаются расстройства наиболее сложных дифференцированных движений, что обусловило нарушение сложных по артикуляции звуков (Р, Л, Ш, Ж, Ц, Ч). Моторный механизм нарушений звукопроизношения определяет их качественные особенности: упрощение артикуляции звуков (шипящие звуки заменяются  на свистящие, аффрикаты - на составляющие их звуки), искажение звуков по типу бокового и межзубного произнесения, смягчение звуков, в ряде случаев - их отсутствие.

Проводимые исследования выявило у детей с задержкой психического развития нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, определяют основные направления коррекционного воздействия:

- развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики;

- коррекция нарушений звукопроизношения;

- развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с ЗПР.

Вывод: исходя из особенностей детей данной категории, были определены цель и задачи опыта.

Цель: формирование речедвигательных навыков через  использование биоэнергопластики, воздействующей как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребенка с ЗПР.

Задачи:

-   активизировать работу артикуляционного аппарата;

- развивать координацию движений, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать речевые навыки;

-способствовать развития двигательно-кинестетических функций, составляющих элементарную моторную основу речевого самоконтроля.

1 этап – организационно-диагностический.

В условиях комплексной коррекционно-педагогической диагностики речевых навыков оценка состояния артикуляционной и пальчиковой моторики имеет существенную диагностико-прогностическую значимость.

Для определения уровня сформированности речевых навыков  у дошкольников с ЗПР были использованы методики:

- «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под ред. Сафоновой О.А., которая оценивает состояние основных функций речи: словаря, звуковую культуру речи, связную речь, грамматический строй (Приложение 2);

- диагностическая методика «Обследования мелкой моторики руки» под ред. Гризлик Т.И., Тимощук Л.Е. (Приложение 3)

- обследование состояния артикуляционной мускулатуры и мышечного тонуса органов артикуляции. Критерии развития артикуляционного аппарата отражаются в речевой карте, составленной на основе рекомендаций Т.А. Ткаченко «Логопедическое обследование дошкольников» (Приложение 4).

Результаты диагностического обследования показали:

- у детей выявлено системное недоразвитие речи II – III уровней (Приложение 1),

- недостаточное развитие мелкой и артикуляционной моторики,

- низкие показатели двигательно-кинестетических основ самоконтроля.

На основании проведенных исследований обозначилась проблема: у большинства детей выявлена стертая форма дизартрии. Двигательные расстройства данного речевого дефекта обусловлены неврологическим состоянием, которое проявляется в  нарушении координации движений, изменениях тонуса в мышцах, недостаточно полной работе общей, мелкой и артикуляционной моторики. Если  увеличивается  нагрузка, падает качество движений, удержать определенную позу становится все труднее. Выполнение артикуляционных проб чаще всего недоступно: дети делают ошибки, быстро наступает утомление, движения выполняют неточно, темп, ритм, плавность движений нарушается, появляются синкинезии. При выполнении сложных заданий для языка и челюсти, активно подключаются к работе пальцы рук, появляются гиперкинезы (насильственные  движения) кистей.

2 этап – формирующий.

Непосредственная реализация самого опыта, во время которого особое внимание уделялось организации коррекционной работы с детьми.

В своей работе с детьми с ЗПР я всегда пытаюсь найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы:

-  в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности,

- во-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании.

-  в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты.

Все это прекрасно сочетает в себе речедвигательная технология - биоэнергопластика. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки.

Биоэнергопластику я смогла адаптировать  к условиям применения их в конкретной микросреде дошкольного учреждения. В итоге, в системе коррекционной работы по воспитанию и образовании детей с ЗПР появились и прочно обосновались упражнения биоэнергопластики.

Так как особенностью работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков у дошкольников с ЗПР является отсутствие сопутствующей помощи слухового и зрительного анализатора, то основной упор приходится делать на двигательные ощущения.

В работе с детьми стараюсь больше уделять внимание развитию кинестетических ощущений артикуляционных поз, которые помогают почувствовать  различные  положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я разработала следующие составляющие данного опыта:

   - систематизировала комплексы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики (Приложение 6);

- подобрала речевой материал и создала демонстрационное пособие (Приложение 15);

    - разработала конспекты образовательной деятельности с использованием биоэнергопластики (Приложение 11,12);

- подготовила мастер-класс для педагогов и родителей «Использование биоэнергопластики для развития подвижности артикуляционного аппарата» (Приложение 9);

- составила примерное тематическое планирование занятий с использованием технологии биоэнегргопластики (Приложение 13);

- подготовила рекомендации для родителей «Развитие речедвигательных навыков дошкольников» (Приложение 16)

Требования к организации занятий с использованием биоэнергопластики:

Соблюдение рекомендаций  способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

         - нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция;

-повышается работоспособность;

- совершенствуются механизмы саморегуляции и самоконтроля.

Этапы внедрения упражнений биоэнергопластики.

Внедрение упражнений биоэнергопластики происходило в несколько этапов, в процессе которых используются различные формы и методы.

Первый этап - диагностический. На нем выявляется структура дефекта, изучаются клинические проявления, а также планируется коррекционная работа

На этом этапе проводила обследование строения и подвижности органов артикуляции. На основе полученных данных подбирала комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребенка индивидуально.

Второй этап - подготовительный. Самое главное на этом этапе расположить к себе ребенка, организовать положительную атмосферу, стимулировать  интерес к каждому занятию. Для этого можно использовать игровые персонажи: Незнайка, обезьянка Чита. Яркая, интересная наглядность, музыкальное сопровождение, задания подобранные с учетом индивидуальных особенностей ребенка помогают поверить в себя, стимулируют к новым успехам.

На индивидуальных занятиях приходилось знакомить детей с органами артикуляции и с артикуляционными упражнениями. Упражнения выполняли как  сидя перед зеркалом, так и друг перед другом, учитель - логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их.

Третий этап - основной. Непосредственное выполнение упражнений.

Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Учитель - логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель - логопед продолжает давать четкий образец движения.

Четвертый этап - заключительный.

Когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель - логопед рассказывает сказку, стихотворение, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Дети становятся актёрами теневого или пальчикового театра. Учитель-логопед выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.

Театрализация логопедического процесса вносит в детские будни праздник, хорошее настроение, увлекательность. Если в артикуляционной гимнастике с элементами биоэнергопластики позы меняются достаточно быстро, согласно ритму, счету, то в театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время.

Методы и приемы коррекционного воздействия, применяемые в представленном опыте:

- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- использование диалогических форм общения;

- рассматривание привычных явлений под необычным углом зрения;

- обеспечение аудио-видео средствами обучения;

- доступность материала;

- восприятие материала ребенком через различные анализаторы;

- наглядность;

- образность;

- поэтапное выполнение действий и упражнений;

- строгая дозировка материала;    

- индивидуальность в подаче материала;

- качество выполнения действий, а не их количество;

- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

3 этап – итоговый

Использование технологии биоэнергопластики способствовало речевому и моторному развитию   дошкольников с ЗПР, что подтверждено результатами диагностики. В группе компенсирующей направленности  для детей с ЗПР МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» были созданы условия обобщения опыта по использованию технологии биоэнергопластики  как  средства развития речедвигательных навыков у дошкольников. Родители воспитанников высоко оценили значимость технологии биоэнергопластики в речевом развитии детей и подготовки их к школе. В проведенном исследовании определились перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблемы.

  1. Результативность опыта по формированию речедвигательных навыков через использование упражнений биоэнергопластики у старших дошкольников с ЗПР.

Сравнительный анализ динамики развития речевых навыков у дошкольников с ЗПР (по Сафоновой О.А.).  Данные отражены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень развития речевых навыков у дошкольников с ЗПР

Уровень развития речевых навыков

2012-13 уч. год

данные на момент становления опыта

2014-15 уч. год

данные на момент завершения опыта

оптимальный

93% -14 чел.

СНР 3 уровень

             63%- 9 чел.

7% -1 чел.

СНР 2 уровень

                 37% - 6 чел.

СНР 1 уровень

Графическое представление результатов развития речевых навыков у дошкольников с ЗПР.

 

В результате мониторинга развития речи детей, мы наблюдаем, что на момент завершения опыта  93% детей, занимающихся биоэнергопластикой, достигли оптимального уровня развития речи (чистая речь). У детей улучшилось звукопроизношение, уменьшилось количество аграмматизмов, стала последовательной и логичной связная речь. Только у одного ребенка системное недоразвитие речи третьего уровня характеризуется искаженным произношением звуков (р-рь), обусловленное особенностями в строении артикуляционного аппарата.

Сравнительный анализ динамики развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР (Гризлик Т.И., Тимощук Л.Е.)

Таблица 2. Уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР

в начале внедрения опыта

Уровень развития мелкой моторики

2018-2019 уч.год

данные на момент становления опыта

2020-21 уч. год

данные на момент завершения опыта

Группа «А»

86% -13 чел.

Группа «Б»

49% - 7 детей

14%-2чел.

Группа «В»

51% - 8 детей

Результаты обследования мелкой моторики  показывают, что у  51%  детей мелкая моторика развита плохо, отстает от возрастной нормы.

Графическое представление результатов  развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР.

       Анализируя уровень развития мелкой моторики в процессе внедрения опыта, можно сделать вывод, что хорошо развита мелкая моторика у 100% детей в следствии использования технологии биоэнергопластики. Поэтапное формирование речедвигательных навыков  у дошкольников с ЗПР подготавливает руку к освоению письма и снижает риск дезадаптации в новых социальных условиях.

Сравнительный анализ состояния двигательно-кинестетической основы самоконтроля у дошкольников с ЗПР.

Операции самоконтроля включены в сложную систему взаимосвязей, осуществляемых в процессе речевой деятельности у дошкольников с ЗПР. Их недостаточность может определяться разной степенью влияния нарушений на речедвигательную сферу ребенка.

Таблица 3. Количественные показатели двигательно-кинестетической недостаточности

Пальчиковые движения

Артикуляционные движения

статические

динамические

Статические

динамические

2012-2013

77%

70%

93%

86%

2014-2015

14%

7%

21%

14%

Графическое представление результатов развития двигательно-кинестетической основы самоконтроля у дошкольников с ЗПР.

      Высокие проценты двигательно-кинестетической недостаточности на момент становления опыта обусловлены тем, что выполнение динамических и статических поз требует тонкой дифференциации положений отдельных групп артикуляционных мышц и мышц мелкой мускулатуры, что для ребенка дошкольного возраста с ЗПР, обладающего недостаточным уровнем произвольности деятельности, оказывается достаточно сложным.

В результате внедрения представленного опыта процентные показатели двигательно-кинестетической недостаточности снизились, что подтверждает основные преимущества технологии биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- формирует речевой самоконтроль;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Выводы:

В процессе работы изучены проблемы речевого развития детей с ЗПР, научно обосновано использование технологии биоэнергопластики в работе с детьми с ЗПР.

Проведенная диагностика обследования испытуемых детей, показала эффективное использование технологии биоэнергопластики в речевом развитии детей. Что в свою очередь подчеркивает необходимость проведения целенаправленной, системной коррекционной работы с использованием технологии биоэнергопластики.

Таким образом, затронутая проблема развития речевых навыков у старших дошкольников  ЗПР и описанная выше технология биоэнергопластики являются важными в системном развитии детей с ЗПР и успешной их подготовки к школе.

8. Адресная направленность

Данный опыт посвящен актуальной теме поиска эффективных средств развития речевых навыков у дошкольников с ЗПР. Я как автор представленного  опыта предполагаю, что разработанные методические материалы с применением биоэнергопластики помогут сформировать у дошкольников с ЗПР речедвигательные  навыки.

Материалы этой работы могут быть использованы учителями- логопедами, учителями — дефектологами, психологами, воспитателями дошкольных учреждений с целью формирования у дошкольников как речевых, так и не речевых процессов.



Предварительный просмотр:

Отчет по практике

Я, Мысягина Фаина Сергеевна, в период с 11 ноября по 25 декабря 2022 года, находилась на производственной практике в «МБДОУ Детский сад №36».

Прохождение производственной практики проходило в старшей группе

« », посещают 25 детей.

Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. Детский сад оснащен  спортивным оборудованием, отвечающие требованиям санитарных норм, так же в детском саду есть музыкальный зал. Территория детского сада полностью благоустроена, огорожена забором. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастных потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Я ознакомилась с особенностями функционирования дошкольного образовательного учреждения, углубляла и совершенствовала свои теоретические знания на практике, самостоятельно выполняла все функции воспитателя детей старшего дошкольного возраста. Своим личным достижением считаю контакт с детьми, который установился за все время практики. Мои поручения дети выполняли, с интересом участвовали в организованной мною деятельностью. В целом, я довольна прохождение  практики в полной мере, так как все задачи выполнены, и получила много положительных эмоций.

Я, Мысягина Фаина Сергеевна, в период с 2.12.2022 по 16.12.2022 г находилась на производственной практике в МБДОУ Детский сад №36. Прохождение производственной практики проходило в старшей группе « ».

Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. Детском саду оснащен спортивным оборудованием, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал. Территория детского сада полностью благоустроена, огорожена забором. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Я ознакомилась с особенностями функционирования дошкольного образовательного учреждения, углубляла и совершенствовала свои теоретические знания на практике, самостоятельно выполняла все функции воспитателя детей старшего дошкольного возраста. Своим личным достижением считаю контакт с детьми, который установился за все время практики. Мои поручения дети выполняли, с интересом участвовали в организованной мною деятельностью. В целом , я довольна прохождение  практики в полной мере, так как все задачи выполнены, и получила много положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина  Александровнаобразовательная...

6.Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии области ДО

Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии  области дошкольного образования...

Материал, содержащий педагогический опыт

Анализ и самоанализ занятий воспитателяАнализ педагогического опыта с сайта ВИРО...