Сборник консультаций на патриотическую тему и рекомендации родителям
консультация (старшая группа)

Кузьмич Юлия С

Сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_konsultatsiy_roditelyam_na_patrioticheskuyu_temu.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Консультация Рекомендации родителям.

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем»

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Консультация

 «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Пыть-Яха, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями Пыть - Яха, бываете ли в «Музее боевой славы»? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Консультация

Рекомендации родителям.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Расскажите ребенку об истории Древней Руси Государства Российского, подбирая материал старайтесь выбирать яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды, которые привлекли бы их внимание.

Богатыри земли Русской.

Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатырь – пахарь Микула Селянинович, купец – гусляр Садко, Великан – Святогор.

Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу.

В становлении Российского государства большую роль сыграли великие русские князья: Олег, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

К 882 году князь Олег под своей властью объединил Северную и Южную Русь. Образовалось единое государство - Киевская Русь – с первым общерусским правителем. Перед Олегом отступили хазары и византийцы. Он прославился военными победами, а своим благоразумием и мудростью снискал к себе любовь подданных.

В дружину князя подбирали сильных и умелых воинов. Служба считалась почетной. С ранних лет детей учили владеть мячом, копьем, луком, обучали искусству верховой езды.

При князе Владимире Красное Солнышко в годах государственные границы Руси еще больше расширились. Строились новые города, сторожевые укрепления для борьбы со степняками, для защиты своих земель Князь Владимир ввел единое правление на Руси. Важнейшим делом князя было крещение Руси в 988 году.

окончательно разгромил печенежские орды. Киев стал крупнейшим центром всего христианского мира. При Ярославе выдающихся успехов достигло просвещение, началось русское летописание.

В эпоху князя Владимира Мономаха к Руси были присоединены половецкие земли и дунайские города. Наступила эпоха расцвета литературы и искусства.

Юрий Долгорукий.

Прозвище Долгорукий было дано князю его современниками потому, что он присоединил к Суздальской земле очень много городов. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

Князь Александр Невский.

1240 году с севера-запада напали на Русь шведы. Шведский флот подошел к устью реки Невы. Новгородский князь Александр выступил навстречу и стремительно атаковал шведов. Славную победу одержали новгородцы в этой битве, а князя Александра с той поры стали называть Невским. Спустя два года вторглись на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля1242 года дружина Александра Невского встретилась с крестоносцами на льду чудского озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

Дмитрий Донской.

Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки Дон на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

События рубежа 16-17 в. в. получили название «смутное врем». Самозванцы, литовцы, поляки, разоряли страну. Устав от бесконечной смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок в стране навести было некому, в народе созрела идея ополчения.

- Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную признательность как «выборный от всея земли человек», - не пожалеем животов наших! Дворцы свои заложим – освободим Русскую землю!

Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. Выгнали русские воины поляков из Кремля, освободили Москву.

В память о народных защитниках Русской земли в центре Москвы на Красной площади (у Собора Василия Блаженного) на народные деньги, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину от благородной России.

Петр 1.

Петр 1 стремился завоевать для России выходы к морям Черному и Балтийскому. С 1700 по 1721 год длилась Северная война. Россия воевала со Швецией. В знаменитой Полтавской битве тридцатитысячное войско шведов было наголову разгромлено русской армией. Вместе со своими солдатами сражался и Петр 1.

Полтавская битва прославила Россию на весь мир.

Непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Александр Васильевич Суворов прославил Россию блестящими победами на полях сражений. Под командованием Суворова была взята «неприступная» крепость Измаил. А в Швейцарии до наших дней помнят о переходе русских войск через Альпы. не проиграл ни одного сражения, а своим потомкам оставил книгу «Наука побеждать».

Русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

1812 году началась Отечественная война. Вся Европейская часть России была захвачена французами. Не только армия. Но и весь народ поднялся на защиту Родины. Около села Бородино главнокомандующий русской армии Кутузов решил дать генеральное сражение.

Бородинская битва развеяла миф о непобедимости французов. Бородинская битва показала стойкость русских, которые по словам Наполеона, «оказались достойными быть непобедимыми».

День Защитников Отечества.

В 1917 году произошла Октябрьская социалистическая революция. В России установилась власть людей труда – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Не нравилось все это мировой буржуазии, и она решила, что советская власть должна быть уничтожена. Свои войска в Россию на западе направила Германия, на севере – Великобритания, на юге – Франция и Турция. Дальний восток оккупировали Япония и США. Молодому Советскому государству нужна была своя армия. И она была создана. 23 февраля 1918 года началось массовое вступление добровольцев в Красную армию. Наступление немецких войск на Петроград – в то время столицу советского государства – было остановлено.

Этот день – 23 февраля – впоследствии стал государственным праздником: Днем Красной армии. В 1946 году праздник переименовали в День Советской армии. Сейчас он называется «Днём защитника Отечества».

Герои Великой Отечественной Войны. Маршал Г.К. Жуков.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война годов.

Первые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве и положение на фронте стало критическим, командовать армией было поручено, талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку, Георгию Константиновичу Жукову.

После упорных боев в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии перешли в мощное контрнаступление. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова стали символом Московской битвы. В начале ноября наступление немцев было остановлено и враг отброшен от Москвы. Впервые за годы Второй мировой войны непобедимая германская армия потерпела поражение.

В Великой Отечественной войне было немало знаменательных сражений. Особое место среди них занимает битва за Сталинград в 1943 году.

В июле 1943 года под Курском и Орлом произошло крупнейшее в военной истории танковое сражение. Бой длился весь день и завершился полным разгромом фашистских бронированных армад. В ходе войны произошел коренной перелом.

В августе 1941 года Ленинград оказался со всех сторон окруженным врагами. Сотни тысяч ленинградцев погибло в эту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии.

И на хрупкие женские плечи обрушилась тяжесть войны.

Женщины в минувшей войне не только кормили страну, ковали оружие победы, водили поезда и автомашины, исцеляли раненых, они рядом со своими мужьями, отцами и братьями отважно сражались на фронтах войны.

В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах и партизанских отрядах.

Великая Победа.

Советские войска с боями дошли до Берлина и освободили не только свою родину, но и многие другие страны. 9 мая 1945 год для России навечно стало великой датой.

Вечная слава героям, защитникам Родины! Слава советским солдатам, которые, несмотря на все тяготы и лишения, выстояли и победили.

Современная героика Российской армии.

Как и у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы – это сухопутные, военно-воздушные, военно-морские войска. Пограничные войска стоят на страже границ Родины. Их главная задача – не пропустить через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Военные физически сильные, спортивные, проходят специальные многодневные тренировки, осваивают правила ближнего боя, знают боевые приемы, осваивают современную военную технику и оружие. Солдаты смелые и отважные, выносливые.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной.

Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко любят свою Отчизну и свой народ. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

День Российского флага.

Знамя всегда еще при зарождении нашего государства, было драгоценной реликвией воинства, всего народа. 22 августа 1991 года у России появился новый праздник – день Российского флага. Белый, синий и красный цвета всегда почитались на Руси. Флаги России вывешивают в особенно торжественных случаях, поднимают государственный флаг в честь спортсменов. Флаг России – святыня и гордость нашего государства. Он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины. Флаг России почитают и берегут все россияне.

Гимн России – это самая главная и торжественная песня нашей страны. Он прославляет нашу страну, любовь к ней всех людей. Его слушают стоя, мужчины и мальчики снимают головные уборы.

В нашем государстве

Консультация

 «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

 Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

  Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

  Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего   мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

 В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

 Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

 Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

 Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на  нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

- Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

- Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

                                                            С.Михалков

Консультация

«Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами неизобразительного, а декоративно – прикладного искусства в большей степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре более разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере – сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приемы обработки материала, устоявшийся круг образов, представления о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров – игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчеркнутость фактуры и цвета дерева, упрощенно - лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»

Народная игрушка не подвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события чужой и собственной жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Рекомендации

 «Как знакомить ребенка с родным краем»

Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.

Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках, достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.

Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии ребёнку.

Игры со строительным материалом, конструктором. Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки, чтобы им было комфортно. Подумайте и постройте город будущего, чтобы он был красив и удобен.

Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.

Коллекции. Коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календари о природе, городах, достопримечательностях родного края. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.

Домашняя библиотека. Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, родители объясняют отдельные моменты, отвечают на вопросы, просят пересказать услышанное, заучивают полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений.

Посещение музеев, выставок и др. Обогащайте ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.

История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины

Увлекательные путешествия. Можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.

Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.

Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками  народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.

С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.

Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живёт.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми), побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.

Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком не только своих родителей, но и своей Родины.

Рекомендации

«Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

   Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Внимание родители!

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

Литература:

1. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

2. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

5. Электронный ресурс www.dou231.ru

6. Электронный ресурс: akrosta.ru 

7. Электронный ресурс moluch.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели. Рекомендации родителям.

Тема недели . рекомендации родителям....

Консультация для родителей на тему «Общие рекомендации родителям будущих первоклассников»

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующе...

Буклет на темы : 1)Рекомендации родителям по указанию здоровья детей. 2)Понятие здорового образа жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 общеразвивающего видаРекомендации родителям по указанию здоровья детей. Подготовила инструктор по физкультуре Пирог ...

Статья на тему "Несколько рекомендаций родителям по воспитанию у детей интереса к музыке"

В этой статье   родители маленьких детей могут получить несколько профессиональных практических советов по воспитанию у детей интереса и любви к музыке....

Консультация для родителей на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой"

Предложила вниманию родителей консультацию на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой" ...

Сборник консультаций. Нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВоспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна.МБДОУ «Красномаяковский детский сад» «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»Вопрос воспитания у де...