ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ГОЛОСА»
рабочая программа

Якубовская Елена Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ГОЛОСА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Дополнительная   общеобразовательная  общеразвивающая   программа

«Дружные голоса» (далее – Программа) разработана с учётом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

 

Актуальность Программы

           Обучение детей пению – одна из важнейших задач. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания.

         Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.  При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в школьном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

      Содержание Программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность научиться петь в коллективе, развивая учебную мотивацию.

Педагогическая целесообразность Программы

          Содержание занятий представляет собой введение в мир хоровой музыки, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – музыки. Они содействуют развитию у обучающихся музыкальному образу мышления: выразительности речи, культуры поведения, социальной коммуникабельности и т. д.

 Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в неё включены условия для повышения мотивации к обучению музыке, развития художественно – эстетических и интеллектуальных возможностей обучающихся.

 Содержание занятий направлено на развитие голоса, расширение диапазона звучания и музыкальности, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных фестивалях и конкурсах и других городских мероприятиях. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими песенными жанрами, удовлетворяется познавательный интерес обучающихся в плане музыкально-эстетического развития, расширяется кругозор, углубляются музыкальные познания.

Новизна Программы                                                                                                   

        Новизна Программы заключается в том, что в неё включено большое количество песенного репертуара на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, голосообразования, памяти и разнообразных дыхательных упражнений.

        Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоровительное влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

         При обучении по Программе учитываются возрастные особенности младших школьников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая помогает не мешает слуховой работе. С этой целью в занятия включены подвижные вокально - музыкальные и речевые игры. Следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития. Голосовые мышцы у детей ещё не до конца сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Во время занятий важно включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

песни в унисон;

вокальными группами (дуэт, трио и т.д.);

при включении в вокальную работу солистов;

пение под фонограмму;

 

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребёнка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребёнка в ту или иную тембровую подгруппу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)


109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол № 4

от «18» июня 2022 года 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №460

Д. А. Шестаков

Приказ № 01-ОД-ШП2-20

от «31» августа 2022 года 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ГОЛОСА»

Направленность: художественная 

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 6-12 лет

Срок реализации: 1 года

Составитель (разработчик)

Якубовская Елена Александровна,

музыкальный руководитель

Москва, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Пояснительная записка………………………………………………….…....3

2. Содержание программы………………………………………………….…...7

3. Формы контроля и оценочные материалы…………………………………12

4. Организационно – педагогические условия реализации программы…….13

5. Список литературы…………………………………………………………. 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Дополнительная   общеобразовательная  общеразвивающая   программа

«Дружные голоса» (далее – Программа) разработана с учётом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

           Обучение детей пению – одна из важнейших задач. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания.

         Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.  При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в школьном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

      Содержание Программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность научиться петь в коллективе, развивая учебную мотивацию.

Педагогическая целесообразность Программы

          Содержание занятий представляет собой введение в мир хоровой музыки, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – музыки. Они содействуют развитию у обучающихся музыкальному образу мышления: выразительности речи, культуры поведения, социальной коммуникабельности и т. д.

 Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в неё включены условия для повышения мотивации к обучению музыке, развития художественно – эстетических и интеллектуальных возможностей обучающихся.

 Содержание занятий направлено на развитие голоса, расширение диапазона звучания и музыкальности, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных фестивалях и конкурсах и других городских мероприятиях. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими песенными жанрами, удовлетворяется познавательный интерес обучающихся в плане музыкально-эстетического развития, расширяется кругозор, углубляются музыкальные познания.

Новизна Программы                                                                                                   

        Новизна Программы заключается в том, что в неё включено большое количество песенного репертуара на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, голосообразования, памяти и разнообразных дыхательных упражнений.

        Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоровительное влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

         При обучении по Программе учитываются возрастные особенности младших школьников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая помогает не мешает слуховой работе. С этой целью в занятия включены подвижные вокально - музыкальные и речевые игры. Следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития. Голосовые мышцы у детей ещё не до конца сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Во время занятий важно включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни в унисон;
  • вокальными группами (дуэт, трио и т.д.);
  • при включении в вокальную работу солистов;
  • пение под фонограмму;

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребёнка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребёнка в ту или иную тембровую подгруппу.

Цель и задачи Программы

 Цель и задачи Программы: формирование и развитие вокально– хоровой активности, поддержание устойчивого интереса к музыке, развитие музыкальности.

    Задачи Программы

Обучающие:

- обучать навыкам вокального мастерства

- формировать музыкально-ритмические навыки.

- научить правильному дыханию.

- сформировать начальные навыки актерского мастерства.

Развивающие:

  - формирование интереса к вокальному искусству.

  - развитие умений петь естественным голосом, без напряжения;

    постепенно   расширяя диапазон.

  - развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

  - развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами     вокальных занятий.

  - развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного

    певческого дыхания, артикуляции.

  - развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться,

    умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

- формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию     естественным голосом, без напряжения),

  - совершенствование вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

         - воспитывать музыкальный вкус.

         - воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

         - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей – 12 лет с повышенной мотивацией к вокально – хоровой музыке.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 76 часов.

     Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

        - любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

        - способность к организации собственной деятельности;

        - доброжелательность, умение слушать и слышать своё пение

          в коллективном исполнении и пение;

        - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

        - формирование уважительного отношения к иному мнению;

  - развитие эстетических чувств, доброжелательности,

    музыкальной культуры и эмоционально - нравственной

    отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  Содержание обучения вокальному пению даёт возможность

  заниматься формированием метапредметных результатов, таких как:

        - конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) в формировании вокальных и хоровых навыков при разучивании песни в целом;

        - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

        - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

          учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже

          в ситуациях неуспеха;

  - осуществление поиска необходимой информации для

    выполнения творческих заданий с использованием

  музыкальной литературы, музыкальных энциклопедий, справочников по

    элементарной музыкальной грамоте (включая электронные);

Предметные результаты

- приёмы звуковедения;

- выразительный показ и чистота интонирования;

- образное качественное исполнение песни;

- правильная артикуляция гласных звуков;

- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

- умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе;

- последовательность формирования гласных;

          - слуховой самоконтроль;

            - слуховое внимание;

- умение эмоционально и выразительно исполнять музыкальные – произведения;

- отражать музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни);

- выработка правильного певческого дыхания: 

             • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

             • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха;

             • задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

             • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха

               при пении;

            - выработка навыка выразительной дикции; 

            - правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

1-го года обучения

№ п/п

Название разделов

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Особенности детского голоса

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Вокально-хоровая работа

3

2

1

2.1.

Пение – это интересно

1

1

Подход к вокальной работе со школьниками

2.2

Делай, как я

1

1

Пение по группам

2.3

Певческая установка

1

1

Правильное положение корпуса во время пения

4.

Работа над дыханием

6

3

3

4.1

Дыхательные упражнения без звука

1

1

Упражнения для развития дыхания без звука.

4.2.

Звуковые дыхательные упражнения, скороговорки

2

1

1

Практические упражнения

4.3.

Дыхательные упражнения под музыку

2

1

1

Практические упражнения

4.4.

Атака звука

1

1

5.

Звукообразование

8

3

5

5.1

Звуковая дорожка

2

1

1

Упражнения по партитуре

5.2.

Упражнения на раскрепощение подбородка

2

1

1

Упражнения, помогающие использовать резонаторы

5.3.

Упражнения по методу Д.Е. Огородникова

2

1

1

Упражнения, помогающие использовать резонаторы

5.4

Чистоговорки

2

2

Практические упражнения

6.

Звуковедение

8

4

4

6.1.

Певческая азбука

2

1

1

Теоретические упражнения, подготовка к концертной деятельности

6.2.

Кантиленное пение

4

1

3

Подготовка к концертной деятельности

6.3.

Пение приёмами non legato и staccato

2

1

1

Подготовка к концертной деятельности

7.

Работа над интонацией

8

1

7

7.1.

Пение a capella

2

1

1

Творческий отчёт

7.2.

Пение с солистами

4

4

Разучивание песенного репертуара

7.3.

Пой со мной!

2

2

Разучивание песенного репертуара.  Дидактическая игра на графическое изображение мелодии

8.

Развитие ладового чувства

4

2

2

8.1.

Певческая импровизация

2

1

1

Творческое задание

8.2.

Мелодическое эхо

2

1

1

Вокально-дидактическая игра

9.

Артикуляция и дикция

6

2

4

9.1

Артикуляционная гимнастика

2

1

1

Вокально-артикуляционные упражнения

9.2.

Озвученная артикуляционная гимнастика

2

1

1

Тестирование

9.3

Музыкальные пальчиковые игры с пением

1

1

Практические упражнения

9.4.

Пневмопластические упражнения по М.Л. Лазореву

1

1

Практические упражнения

10.

Расширение диапазона

4

2

2

10.1.

Фонопедический метод развития голоса

4

2

2

Творческая работа

11.

Работа над динамикой

4

2

2

11.1.

Ньюансировка (crescendo, diminuendo)

2

1

1

Участие в творческих конкурсах

11.2.

Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками

2

1

1

Творческая работа

12.

Работа над ритмом

4

1

3

12.1.

Прохлопывание ритма

1

1

Дидактические игры

12.2.

Ритмические игры

1

1

Практические упражнения

12.3.

Ритмический аккомпанемент

1

1

12.4.

Узнай песню по ритму

1

1

Практические упражнения

13.

Работа над темпом

4

1

3

13.1.

Коллективные игры на скорость движения

3

1

2

Коллективно-дидактические игры

13.2.

Исполнение песен с контрастным темпом

1

1

Концертная деятельность

14.

Работа над выразительностью звучания

8

4

4

14.1.

Этюды на звукоподражание

4

2

2

Участие в творческих конкурсах

14.2.

Проектная деятельность. Выпуск газеты «Вокальная палитра»

4

2

2

Защита проекта

15.

Певческая работа

8

3

5

15.1.

Вокально – двигательная гимнастика

3

1

2

Участие в творческих конкурсах

15.2.

Инсценирование песен

4

2

2

Творческая работа

15.3.

Вокальный праздник «Дружные голоса»

1

1

Творческий отчётный концерт

Итого

76

31

45

Содержание учебного (тематического) плана

1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Особенности детского голоса

 Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Вокальное пение – исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения. Просмотр видеофильма «Музыка начинается с пения».

Раздел 2. Вокально-хоровая работа

  Тема 2.1. Пение – это интересно

  Теория. «Запоют дети – запоёт народ», - писал К.Д. Ушинский. Пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др.

Непринуждённость - физиологический критерий работы голосового аппарата.

Тема 2.2. Делай как я

        Практика. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. Е. использовать принцип «Делай, как я» («Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как чётко я произношу окончания слов»). Пение по подгруппам.

Тема 2.3. Певческая установка

Теория. Ознакомление с певческой постановкой корпуса. Исполнение педагогом песни «Петь прятно и удобно», Л.Абелян.

Раздел 3. Работа над дыханием

Тема 3.1. Дыхательные упражнения без звука

        Практика. Упражнения для развития дыхания без звука: «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко); «Дирижёр» (увеличение продолжительности задержки дыхания и выдоха); «Быстро – медленно» (для приобретения навыков спокойного и  энергичного вдоха); «Попеременное дыхание» (по методу йогов); «Мороз» (для равномерного выдоха); упражнения на сохранение вдоха (по К.В. Тарасовой); упражнения на продолжительность и равномерность выдоха (с использованием раздаточного материала); упражнения с листком бумаги; дыхательная зарядка (из опыта певицы Л.Казарновской); упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой; упражнение Синьор Помидор» (на развитие силы дыхательных мышц); силовое дыхание (по М.Л. Лазореву); очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы).

Тема 3.1. Звуковые дыхательные упражнения, скороговорки

Теория. Подготовка голосового аппарата к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе на вдохе верхний отдел грудной клетки остаётся спокойным, нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдаётся вперёд.

Практика. Упражнение «Воздушный шар»; дыхательные упражнения (по Б.С. Толкачёву); «Ёжик» (способствует очищению лёгких); «Комарик»; комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания (по М.Л. Лазореву); произнесение текста «Едем в гости» (модель М. Картушиной) активным шёпотом

Тема 3.2. Дыхательные упражнения под музыку

Теория. Три основных правила:

  1. вход делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
  2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
  3. выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу)

Практика. «Дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха, и выдоха); «Засыпающий цветок»; «Самурай на тренировке»; упражнения на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках; упражнение «Свеча»; комплекс дыхательных упражнений с движениями (с использованием музыки вальсового характера).

Тема 3.3. Атака звука

Теория. Три типа атаки в пении: мягкая, твёрдая (с детьми не используется) и придыхательная. С самого начала нужно внушить детям: громкое пение не значит красивое.

Раздел 4. Звукообразование

Тема 4.1. Звуковая дорожка

Теория. Извлечение певческого и речевого звука.

Практика. Задания по партитуре карточек, позволяющих показать правильное положение рта при пении гласных.

Тема 4.1. Упражнения на раскрепощение подбородка

Теория.  О резонаторах, помогающих придать слабому звуку, возникающему в голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр.

Практика. Игры со звуком: «Саксофон» (по Т.В. Охомуш); пение, приложив пальцы к кадыку (по Т.В. Охомуш); пение закрытым ртом.

Тема 4.1. Упражнения по методу Д.Е. Огородникова

Теория.  Резонирующие гласные «и», «е», «у». Сонорные согласные «л», «м», «н», «р» используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы.,

Практика. Игра «Гласные звуки»

Тема 4.2. Чистоговорки

Теория.  О скороговорках, помогающих при распевании.

Практика. Игры «Поющая азбука», «Поющие часы» (авторская разработка), «Согласные звуки».

Раздел 5. Звуковедение

Тема 5.1. Певческая азбука

Теория. О способе исполнения звуков при пении.

Практика. Разучивание песенного репертуара.

Тема 5.2. Кантиленное пение

Теория. О кантиленном пении, помогающим петь красиво.

Практика. Разучивание песенного репертуара.

Тема 5.3. Пение приёмами non legato и staccato

Теория. О кантиленном пении, помогающим петь красиво.

Практика. Разучивание песенного репертуара.

Раздел 6. Работа над интонацией

Тема 6.1. Пение a capella

Теория. О пении без сопровождения. Что помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом?

Практика. Подготовка к творческому отчёту: пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть её.

Тема 6.2. Пение с солистами

Теория. Принцип «Не громко, но точно». Презентация «живые картины», в которой движущиеся детали показывают изменения высоты звука.

Практика. Все дети поют, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни. Творческий отчёт.

Тема 6.3. Пой со мной!

Практика. Игра «Музыкальный альбом» на узнавание знакомых мелодий пройденных песен.

Раздел 7. Развитие ладового чувства

Тема 7.1. Певческая импровизация

Теория. Об эффективном методе развития ладового чувства. Способность импровизировать, а значит – раскрепоститься.

Практика. Творческое задание: музыкальные игры «Юный композитор», «Зимние забавы» на проявление фантазии в сочинении ответов.

Тема 7.2. Мелодическое эхо.

Теория. О мелодической настройке Т – D – T или Т- S - T.

Практика. Вокально-дидактическая игра «Всё, что слышишь, повтори». Разучивание песен с использованием в мелодиях повторения – мелодического эхо (канон).

Раздел 8. Артикуляция и дикция

Тема 8.1. Артикуляционная гимнастика

Теория. «Расчленяю, членораздельно произношу». О работе органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука. О ясности и разборчивости произнесения текста. Несколько общих правил произношения согласных в пении. Презентация «Что такое вокальная орфоэпия?»

Практика. Вокально-артикуляционные упражнения «Ворон», «Про филина»

Тема 8.2. Озвученная артикуляционная гимнастика

Теория.  О правилах орфоэпии.

Практика. Упражнения «Ручеёк», «Мотоцикл». Тестирование «Правила произношения согласных в пении»

Тема 8.3. Музыкальные пальчиковые игры с пением

Практика. Пальчиковые игры «Мышки», «Неумеха», «Паучок»

Тема 8.4. Пневмопластические упражнения по М.Л. Лазореву.

Практика. Пневмопластические игры «На болоте», «Переполох» (произносится на одном дыхании)

Раздел 9. Расширение диапазона

Тема 9.1 Фонопедический метод развития голоса

Теория. О концентрическом методе, основоположник великий русский композитор М.И. Глинка. Презентация «Развитие певческого голоса».

Практика. Игры на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса «Динозавр», «Попрошайка», «Слоник», «Машина». Творческая работа «Как на горке снег».

Раздел 10. Работа над динамикой

Тема 10.1. Ньюансировка (crescendo, diminuendo)

Теория. Презентация «Что такое динамика звука?»

Практика. Игры «Морской прилив и отлив», «Пойте тише», «Села кошка на такси» с использованием динамических карточек. Участие в творческих конкурсах

Тема 10.2. Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками.

Теория. О ритмодекламации, помогающей усилить выразительность музыки. Презентация «Детский альбом» с использованием стихотворений В. Лунина.

Практика. Пение песен по фразам с полярной динамикой. Творческая работа с использованием ритмодекламации с подвижными динамическими оттенками по пьесе «Марш деревянных солдатиков» (из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского)

Раздел 11. Работа над ритмом

Тема 11.1. Прохлопывание ритма.

Практика. Дидактические игры с ритмическими карточками «Как под горкой» «Чики-чики-чикалочки» (русская народная прибаутка).

Тема 11.2. Ритмические игры.

Практика. Практические упражнения «Хлопки», «Зеваки и торопыги»

Тема 11.3. Ритмический аккомпанемент

Теория. О подборе ритмического аккомпанемента к пройденным песням.

Тема 11.4. Узнай песню по ритму

Практика. Практические упражнения «Узнай песню по ритму» (на узнавание мелодий знакомых песен по графическому изображению).

Раздел 12. Работа над темпом

Тема.12.1. Коллективные игры на скорость движения

Теория. О скорости исполнения. Презентация «Всё о темпе»

Практика. Дидактические игры «Мы едем на автобусе» (немецкая песенка), «Поезд» «Строим дом». Коллективная игра «Дирижёр» на скорость движения.

Тема 12.2. Исполнение песен с контрастным темпом.

Практика. Концертная деятельность.

Раздел 13. Работа над выразительностью звучания

Тема 13.1. Этюды за звукоподражание

Теория. Презентация «Загадочное слово – выразительность».

Практика. Исполнение песен с движением. Участие в творческих конкурсах.

Тема 13.2. Проектная деятельность. Выпуск газеты «Вокальная палитра».

Теория. Создание проекта «Газета вокальная палитра»

Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление газеты «Вокальная палитра».

Раздел 14. Певческая работа

Тема 14.1. Вокально – двигательная гимнастика 

Теория. Презентация «Что такое двигательная гимнастика?»

Практика. Вокально-двигательная гимнастика «Русские народные музыкальные инструменты». Участие в творческих конкурсах.

            Тема 14.2. Инсценирование песен.

  Теория. Как можно инсценировать песни. О создании сценического образа.

  Практика.  Творческая работа «Юные артисты»

  Тема 14.3. Вокальный праздник «Дружные голоса»

  Практика. Творческий отчётный концерт.

Календарно-тематический

 план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Особенности детского голоса

        1

       1

1

Инструктаж по технике безопасности. Просмотр видеофильма

1

Вокально-хоровая работа

3

2

1

2

Пение – это интересно. Из истории пения.

1

3

Делай как я. Пение по подгруппам за педагогом.

1

4

Певческая установка, правильное положение корпуса во время пения. Показ педагога.

1

Работа над дыханием

6

3

3

5

Дыхательные упражнения без звука: «Вдох и выдох»; «Дирижёр»; «Быстро – медленно»; «Попеременное дыхание»; «Мороз».

1

6

Звуковые дыхательные упражнения, скороговорки. Подготовка голосового аппарата к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

1

7

Упражнения на сохранение вдоха; упражнения на продолжительность и равномерность выдоха (с использованием раздаточного материала); Упражнения с листком бумаги.

1

8

Дыхательная зарядка (из опыта певицы Л. Казарновской).

1

9

Дыхательные упражнения под музыку

1

10

Практические упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: упражнение «Синьор Помидор», силовое дыхание (по М.Л. Лазореву), очищающее дыхание.

1

11

Атака звука. Вокальный показ педагога.

1

Звукообразование

8

3

5

12

Звуковая дорожка. Вокальный показ педагога.

1

13

Извлечение певческого и речевого звука. Игра «Партитура»

1

14

Упражнения на раскрепощение подбородка. Вокальный показ педагога.

1

15

Упражнения, помогающие использовать резонаторы. Игра по карточкам «Гласные звуки»

1

16

Игры по методу Д.Е. Огородникова. Показ педагога.

1

17

Авторская игра «Колокольчики»

1

18

Чистоговорки – игры «Поющая азбука», «Поющие часы» (авторская разработка),

1

19

Чистоговорка – игра «Согласные звуки».

1

Звуковедение

8

4

4

20

Певческая азбука. Способе исполнения звуков при пении. Вокальный показ педагога.

1

21

Разучивание песенного репертуара «Азбука», муз. А.Островского

1

22

Кантиленное пение. Способе исполнения звуков при контиленном пении. Вокальный показ педагога.

1

23

Разучивание песенного репертуара «Волшебный смычок» норв. нар. песня

1

24

Разучивание песенного репертуара «Родина моя», муз. Ю. Чичкова

1

25

Разучивание песенного репертуара «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова

1

26

Пение приёмами non legato и staccato

1

27

Разучивание песенного репертуара «Про школу», муз. В. Алексеева

1

Работа над интонацией

8

1

7

28

Пение a capella. О пении без сопровождения. Вокальный показ педагога.

1

29

Подготовка к концертной деятельности. Разучивание песенного репертуара: песня «Крылатые качели», муз. Е. Крылатова

1

30

Пение с солистами. Разучивание песенного репертуара: песня «Если б не было школ муз. В Шаинского

1

31

Пение с солистами. Разучивание песенного репертуара: песня «Начальная школа», муз. Е. Плотниковой

1

32

Пение с солистами. Разучивание песенного репертуара: песня «Начальная школа», муз. Е. Плотниковой

1

33

Пение с солистами. Разучивание песенного репертуара: песня «Начальная школа», муз. Е. Плотниковой

1

34

Дидактическая игра на графическое изображение мелодии «Пой со мной»

1

35

Разучивание песенного репертуара: песня «Начальная школа», муз. Е. Плотниковой

1

Развитие ладового чувства

4

2

2

36

Певческая импровизация. Мелодическая настройка Т – D – T или Т- S - T.

1

37

Творческое задание: музыкальные игры «Юный композитор», «Зимние забавы» на проявление фантазии в сочинении ответов.

1

38

Мелодическое эхо

1

39

Вокально-дидактическая игра «Всё, что слышишь, повтори». Разучивание песен с использованием в мелодиях повторения – мелодического эхо (канон).

1

Артикуляция и дикция

6

2

2

40

Артикуляционная гимнастика

1

41

Вокально-артикуляционные упражнения «Ворон», «Про филина»

1

42

Озвученная артикуляционная гимнастика. Вокальный показ педагога.

1

43

Тестирование.

1

44

Музыкальные пальчиковые игры с пением: «Мышки», «Неумеха», «Паучок».

1

45

Пневмопластические упражнения по М.Л. Лазореву

1

Расширение диапазона

4

2

2

46

Презентация «Развитие певческого голоса».

1

47

Игры на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса «Динозавр», «Попрошайка», «Слоник».

1

48

Фонопедический метод развития голоса, вокальный показ педагога. Презентация «Детский альбом» с использованием стихотворений В. Лунина.

1

49

Игра на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса «Машина». Творческая работа «Как на горке снег».

1

Работа над динамикой

4

2

2

50

Ньюансировка (crescendo, diminuendo) Презентация «Что такое динамика звука?»

1

51

Игры «Морской прилив и отлив», «Пойте тише», «Села кошка на такси» с использованием динамических карточек. Участие в творческих конкурсах

1

52

Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками. Вокальный показ педагога.

1

53

Творческая работа с использованием ритмодекламации по пьесе «Марш деревянных солдатиков» (из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского)

1

Работа над ритмом

4

1

3

54

Дидактические игры с ритмическими карточками «Как под горкой» «Чики-чики-чикалочки» (русская народная прибаутка).

1

55

Ритмические игры. Практические упражнения «Хлопки», «Зеваки и торопыги»

1

56

Подбор ритмического аккомпанемента к пройденным песням. Показ педагога.

1

57

Практические упражнения «Узнай песню по ритму» (узнавание мелодий по графическому изображению).

1

Работа над темпом

4

1

3

58

Коллективные игры на скорость движения

1

59

Дидактические игры «Мы едем на автобусе» (немецкая песенка), «Поезд» «Строим дом».

1

60

Дидактическая коллективная игра «Дирижёр» на скорость движения.

1

61

Исполнение песен с контрастным темпом «О той весне», муз. Е. Плотникова

1

Работа над выразительностью звучания

8

4

4

62

Этюды на звукоподражание. Презентация «Загадочное слово – выразительность»

1

63

Разучивание песни с движением «Лев и брадобрей», муз. М. Дунаевского. Участие в творческих конкурсах.

1

64

Этюды на звукоподражание.

Вокальный показ педагога.

1

65

Разучивание песни с движением «Песня о волшебниках», муз. Г.Гладкова. Участие в творческих конкурсах.

1

66

Проектная деятельность. Выпуск газеты «Вокальная палитра»

1

67

Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление газеты «Вокальная палитра».

1

68

Создание проекта «Газета вокальная палитра»

1

69

Изготовление газеты «Вокальная палитра».

1

Певческая работа

8

3

5

70

Вокально – двигательная гимнастика. Вокальный показ педагога. Презентация «Что такое двигательная гимнастика?»

1

71

Участие в творческих конкурсах. Подготовка вокального репертуара. Песня «Отмените войну», муз. Т. Ветрова

1

72

Участие в творческих конкурсах Разучивание песни «Нотный хоровод», муз. В. Герчик

1

73

Как можно инсценировать песни.

1

74

Инсценирование песен

1

75

Создание сценического образа.

1

76

Подготовка к отчётному концерту.

1

77

Вокальный праздник «Дружные голоса» Творческий отчётный концерт

1

Итого

76

31

45

                                           

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля:

- входной контроль: сентябрь, коллективное исполнение;

- текущий контроль: в течение всего учебного года; творческие работы, тесты,

   концертная деятельность, подготовка к творческим конкурсам;

- промежуточный контроль: январь, творческие задания;

- итоговый контроль: май, защите проекта, творческий отчётный концерт.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки уровня вокальной подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
  • качество выполнения практического задания;

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности;
  • сценическая культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания.

Система оценивания личностных результатов

Результаты воспитания:

- наблюдение;

- беседа;

- освоение музыкальной терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, творческие задания, которые впоследствии помогут ребятам принять участие в школьных и городских фестивалях и других конкурсах.

                - владение культурой речи и культурой общения со сверстниками

                  и взрослыми;

                - умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

                - любовь и уважение к национальному искусству,

                  бережное сохранение традиций своего народа.

          Результаты развития:

      - умеют воспринимать песни разного характера,

  проявлять устойчивый   интерес к вокальному искусству;

      - петь естественным голосом, протяжно;

- правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы;

     - чисто интонировать, различать звуки по высоте,

        слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное;

      - воспроизводить и передавать ритмический рисунок;

      - контролировать слухом качество пения;

      - петь с музыкальным сопровождением и без него;

      - проектная деятельность;

      - творческие работы;

      - публичные выступления;

      - коллективное исполнение;

      - исполнение с солистами;

          - дидактические и музыкально-ритмические игры.

Система оценивание метапредметных результатов

Методы контроля: наблюдение проекирование, выступления, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего “знания - незнания”, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов детей предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является инструментом целевого развития вокальных способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В процессе обучения дети педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия   по   Программе   должны   осуществляться   в   соответствии     с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть санитарными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе.

Для успешной реализации Программы необходимо материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер, музыкальный центр, фортепиано, ноты, аудио носители и CD-диски - фонограммы.

Методические особенности (механизм) реализации программы

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения и учебно-наглядные пособия), вокальный показ педагога (образная речь педагога) вокальной наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же учётом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название учебного раздела

Название и форма методического материала

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 2. Певческая установка

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 3. Работа над дыханием

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 4. Звукообразование

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 5. Звуковедение

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 6. Работа над интонацией

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 7. Развитие ладового чувства

 

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной  музыке, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 8. Артикуляция и дикция

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 9. Расширение диапазона

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 10. Работа над динамикой

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 11. Работа над ритмом

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной  музыке, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 12. Работа над темпом

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной музыке , развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 13. Работа над выразительностью звучания

- картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.)

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

Раздел 14. Певческая работа

- дидактичские пособия (комплект раздаточных карточек и карт;

- учебнки и учебные и нотные пособия (тематические подборки по музыкально-вокальной истории, развитию общего кругозора ребёнка и т.д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.10.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г.
  3. Приказ Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): проложение к письму Министерства образования и наук Российской Федерации от 18.11.15 “09-3242);
  5. “Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (Приложение №3 а СанПиНу 2.4.4.3172-14);
  6. Приказ Департамента образования города Москвы №922 от 17.12.2014г. “О мерах по развитию дополнительного образованя детей в 2014-2015 учебном году” (в редакции от 17.08.2015 г. №1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. №1035, от 31.01.2017 г. №30).

Список литературы

используемой при написании программы

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Владос-Пресс, 2005;
  2. Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения. - Архангельск: ГОУ СПО “Арх. Пед. Колледж, 2009;
  3. Горшкова Е.В. От пения к движению: Словарь. - М.: Гном и Д, 2004;
  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Эксмо, 2000;
  5. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/Авт.-сост. Т.Ю. Амосова. - М.: РИПОЛ-классик, 2005;
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПбю: Лань, 1997;
  7. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоа:

I уровень: Развивающие голосовые игры. СПб, 1999;

  1. Журавленко Н.И. Уроки пения: 1 - 3 классы. - Минск: Полиграфмаркет, 1998;
  2. Ивановский Ю.А. Речевой хор (организация речевого хора и методика работы с ним). Ростов-н/Д: Феникс, 2002;
  3. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. - М.: Академия, 1996;
  4. Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М.: Музыка, 2000;
  5. Толковый словарь русского языка / Сост. О.В. Михайлова. - СПб.: Виктория плюс, 2007;


Список литературы для педагога

  1. Алексеева Л.Н. и Голубева Е.И. Певческая азбука. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. – М.: 2003;
  2. Лазорев М.Л. Система развивающей терапии детей. – М.: Издательство ЦВЛД, 1993;
  3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с хором. - М.: Владос, 2002;
  4. Методика обучения эстрадному вокалу “Чистый голос” /Сост. Т.В. Охомуш. Иваново: Преображение, 2008;
  5. Огороднов Д. Е., Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Л.: Музыка, 1989;
  6. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003;

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей

1. Абелян Л. Как рыжик научился петь. – М.: Сов. Композитор, 1989. – с.6

  1. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. - М.: Теревинф, 2000;
  2. 1000 загадок, скороговорок, считалок для детей/ Сост. Н. Паникоровская. - М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008;
  3. В поисках смысла / Сост. А.Е. Мачехин. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005;
  4. Истинные правила для тех, кто стремиться быть основательным музыкантом, или Наставление любителям и особенно знатокам для пользы в учении и во услаждение души / Сост. М. Мищенко. - СПб.: Северный олень, 1996;

Электронные образовательные ресурсы

https://www.pdou.ru/categories/2/articles/547

http://mp3sort.biz/

http://chayca1.narod.ru/index.html

http://kladraz.ru/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...