ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ (с элементами логоритмики)»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Якубовская Елена Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ (с элементами логоритмики)»

Актуальность и отличительные особенности Программы

 В настоящее время преобразования в духовной сфере жизни общества придается особенно большое внимание. Возрастает необходимость повышения роли искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Современные научные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Н.Г. Александровой, А.И. Бурениной свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и как составляющую её часть музыкально-ритмические способности, нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкально-ритмические движения имеют целью активизировать музыкальное восприятие детей, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь проявить их музыкальные и творческие способности.

Занятия музыкально-ритмическими движениям, в отличие от физических нагрузок, мягко, щадящее, ненавязчиво, в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребёнок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)


109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол № 4

от «18» июня 2022 года 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №460

Д. А. Шестаков

Приказ № 01-ОД-ШП2-20

от «31» августа 2022 года 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ (с элементами логоритмики)»

Направленность: художественная 

Уровень программы: ознакомительно-развивающий 

Возраст учащихся: 2-7 лет

Срок реализации: (76 часов)

Автор составитель:

Якубовская Елена Александровна

                                                                     Москва, 2022

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Созвездие талантов»

При составлении методических рекомендаций ссылались на следующие нормативно-правовые документы: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 

      Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации Программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в локальных нормативных актах (273-ФЗ – ст. 28, п. 1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими Программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2). Структура Программы включает в себя (273-ФЗ, ст. 2, п. 9) основные характеристики Программы, организационно-педагогические условия её реализации и формы аттестации.  

Направленность и уровень программы художественно-эстетическое творчество

1.2. Уровень освоения программы

В соответствии с приказом ДОгМ от 17.12.2014 №922, от 07.08.2015 №1308, 08.09.2015 №2074, от 30.08.2016 №1035

Ознакомительно-развивающий. Возраст учащихся: 2-7 лет.

 Срок реализации: 76 часов. Время обучения – 2 часа в неделю.

Группа/категория учащихся:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 2-х  до 7-ми  лет.

Принимаются все желающие.

Формы и режим (периодичность и продолжительность) занятий:

Форма организации занятий – групповая:

  • Дети от 2-х до 3-х лет  – 2 раза в неделю по 15-20 минут.

          Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня.

  • Дети от 3-х до 5-ти лет  – 2 раза в неделю по 20-25 минут

           Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

  • Дети от 5-ти до 7-ми лет – 2 раза в неделю до 30 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

1.3. Актуальность и отличительные особенности Программы

 В настоящее время преобразования в духовной сфере жизни общества придается особенно большое внимание. Возрастает необходимость повышения роли искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Современные научные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Н.Г. Александровой, А.И. Бурениной свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и как составляющую её часть музыкально-ритмические способности, нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкально-ритмические движения имеют целью активизировать музыкальное восприятие детей, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь проявить их музыкальные и творческие способности.

Занятия музыкально-ритмическими движениям, в отличие от физических нагрузок, мягко, щадящее, ненавязчиво, в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребёнок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.  

1.4. Педагогическая целесообразность

Целеполагание: нетрадиционные методы формирования активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

Программа «Созвездие талантов» Модифицированная, на основе программ: Т.Ф. Кореневой «Музыка, движение, здоровье»; Н.А.Щербаковой «От музыки к движению и речи»; А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»; Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»; С.Железнова и Е.Железновой «Методика раннего развития». Актуальность заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и современной музыке, раскрытии в детях музыкальных способностей.

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.5. Новизна программы предусматривает обобщение и расширение педагогического опыта по созданию педагогических условий, способствующих развитию художественно-эстетического вкуса детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования.

1.6. Цель и задачи программы

цель: Формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.

задачи программы:

  • развивать умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
  • формировать танцевальные умения и навыки;
  • познакомить с основами классического, народного и современного танцев;
  • развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности;
  • развивать темпово-ритмическую память;
  • развивать эстетический вкус, культуру поведения, общения, художественно-творческие и танцевальные способности;
  • развивать правильное дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • прививать доброжелательное отношение друг к другу;
  • формировать волевые качества личности.

1.7. Срок реализации программы 1 год (76 часов)

1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Программа танцевального кружка «Созвездие талантов» предназначена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Занятия в танцевальном кружке «Созвездие талантов» проводятся с сентября по май, 76 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством от 3 - 15 детей и более.

  • Санитарно-эпидемиологические требования, содержание и организация режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 

1.9. Планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет демонстрировать по завершении обучения по Программе): 

  • улучшение общего состояния здоровья.
  • развитие творческих способностей.
  • развитие художественно-эстетического вкуса.
  • воспитание коллективизма.
  • воспитание волевых и нравственных черт характера.
  • развитие координации движений, ловкость и быстроту реакции.
  • развитие музыкальности;
  • становление музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении;
  • привитие музыкального вкуса, способствующего развитию художественно-творческим способностям.

Раздел2. Содержание программы

Содержание программы «Созвездие талантов» включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана. 

 «Учебный (тематический) план» содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и интерактивных/практических занятий, а также форм аттестации и контроля.

РАЗДЕЛЫ (модули) программы

Раздел 1. Ритмические упражнения.

Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности:

  • формируют музыкальное восприятие,
  • дают представления о выразительных средствах музыки,
  • обогащают запас музыкальных впечатлений,
  • развивают чувство ритма,
  • формируют умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке,
  • формируют умение определять характер музыки, метроритм, строение,
  • формируют умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2. Танцевальная азбука

Содержит элементы экзерсиса, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют:

  • развитию и укреплению мышц,
  • исправлению осанки,
  • умению владеть своим телом,
  • совершенствуют двигательные навыки,
  • благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Задачей на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

В процессе обучения учитывается физическая нагрузка, не допускается перенапряжение, обращается внимание на правильное дыхание.

Раздел 3. Танцевальные движения

 Используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. В процессе занятий дети осваивают движения, учатся двигаться правильно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети могут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Раздел 4. Танцевальный репертуар.

Включает народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.

Все разделы соединяются осмысленно, пронизываются единым педагогическим замыслом занятия.

2.1. Учебный (тематический)  план  (дети от 2 до 3 лет)

п/п

Наименование раздела.

 темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

  1.

Восприятие музыки.

Любимые персонажи мультфильмов.

4

2

2

консультация для родителей

в течение года;    

творческий отчёт:

открытое занятие в   конце года

  2.

Топ, топ, каблучок!

8

4

4

  3.

Общеразвивающие упражнения

6

3

3

  4.

Имитационные движения.

Раз, два, три, ну – ка повтори!

10

5

5

  5.

Плясовые  и народные движения

8

2

6

  6.

Упражнения на ориентировку в пространстве

5

-

5

  7.

Танцевальное  творчество

3

-

3

  8.

Игры и танцы с атрибутами

10

4

6

  9.

К нам гости пришли!

5

2

3

  10.

Играет маленький народ

4

-

4

11.

Коммуникативные игры и танцы

7

2

5

 12.

Развитие и тренировка психических процессов.

2

2

4

  13.

Итого

  76

     24

       52

Приоритетные задачи для детей от двух до трёх  лет

1. Развитие музыкальности.

  1. Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями.
  2. Обогащение слушательского опыта – эмоционально откликаться на знакомые плясовые, маршевые мелодии, народные и детские песни.
  3. Развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.).
  4. Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко – тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2--х частные формы произведения (с контрастными по характеру частями).

2. Развитие двигательных и умений.

2.1. Умение передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

Основные:

  • ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
  • бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);
  • прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки» (3-й год жизни)

Общеразвивающие упражнения:

  • на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа

Имитационные движения:

  • разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса)

Плясовые движения:

  • простейшие элементы народных плясок.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

   3.1. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4. Развитие творческих способностей:

  1. Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
  2. Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку.
  3. Развитие воображения, фантазии, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  1. 5.1. Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике.
  2. 5.2. Воспитание умения вести себя в коллективе, формировать чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

6. Развитие и тренировка психических процессов:

6.1. Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, координировать слуховые представления и двигательную реакцию.

6.2. Развитие умения выражать эмоции радости, грусти, страха, например, «зайчик испугался», «мишка радуется меду» и др.

6.3. Развитие умения изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом.

6.4. Развитие умения выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь.

Показатели развития

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под

музыку, выразительность движений, и умение передавать в пластике

характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто), выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребёнка.

Учебный (тематический)  (дети от 3 до 5 лет)

п/п

Наименование раздела.

 темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

  1.

Восприятие музыки.

Любимые персонажи мультфильмов.

6

2

4

консультация для родителей в течение года;    

творческий отчёт:

открытое занятие в   конце года

  2.

Основные виды танцевальных движений

6

2

4

  3.

Общеразвивающие упражнения

6

3

3

  4.

Имитационные движения с пением.

Раз, два, три, ну – ка повтори!

8

3

5

  5.

Плясовые  и народные движения

10

4

6

  6.

Упражнения на ориентировку в пространстве

5

-

5

  7.

Танцевальное творчество

3

-

3

  8.

Игры и танцы с атрибутами

8

4

4

  9.

К нам гости пришли!

5

2

3

 10.

 Играет маленький народ!

4

-

4

 11.

Коммуникативные игры и танцы

7

2

5

 12.

Развитие и тренировка психических процессов

6

2

4

 13.

Итого

  76

     24

       52

Приоритетные задачи для детей  от  трех до пяти лет

1. Развитие музыкальности:

  1. Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх
  2. Обогащение слушательского опыта – использование классических, народных музыкальных произведений, современных детских песен.
  3. Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное – шуточное, беспокойное и т.д.).
  4. Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый - умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-З-х-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями.
  5. Развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Основные:

  • ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

  • бег легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
  • прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп, легкие поскоки.

Общеразвивающие упражнения:

  • на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
  • упражнения на гибкость, плавность движений.

Имитационные движения:

  • разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.);
  • передавать динамику настроения, например, «обида  - радость».

Плясовые движения:

  • элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания;
  • упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные  и симметричные).

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

  1. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4. Развитие творческих способностей:

  1. Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
  2. Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку.
  3. Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  1. Воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами, выражая их в пластике.
  2. Формирование чувства такта (сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения).
  3. Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло случайное столкновение и т.д.

6. Развитие и тренировка психических процессов:

  1. Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
  2. Развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательные реакции.
  3. Развитие умения выражать эмоции (радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.), т.е. разнообразные по характеру настроения, например, «кошка обиделась», «девочка удивляется» и др.
  4. Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движений в различном темпе и ритме.
  5. Развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи, умение выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

Показатели развития

Выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.


                                    Учебный (тематический)   (дети от 5 до 7 лет)

п/п

Наименование раздела.

 темы

Количество времени, часов, минут

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

    1.

Восприятие музыки. Настроение в музыке и пластике.

6

3

3

консультация для родителей в течение года;    

    2.

Основные элементы танцевальных движений.

6

       3

3

    3.

Упражнения на ориентировку в пространстве

4

       2

2

    4.

Общеразвивающие упражнения.

6

2

4

    5.

Имитационные движения с пением.

6

2

4

    6.

Плясовые и народные движения

4

2

2

    7.

Парные танцы и пляски

6

3

3

    8.

 Дружные тройки

4

2

2

    9.

Танцевальное и  творчество

6

-

6

творческий отчёт:

открытое занятие в конце года

   10.

Игры и танцы с атрибутами

8

2

6

   11.

Подвижные игры и танцы

6

1

5

   12.

Коммуникативные игры и танцы

8

3

5

   13.

Развитие и тренировка психических процессов

4

2

2

   14.

Итого

76

29

47

Приоритетные задачи для детей от  пяти  до семи лет

1. Развитие музыкальности:

  1. Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал.
  2. Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями.
  3. Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании.

4. Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3х-частные формы произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо.

5. Развитие способности определять жанр музыкального произведения – танец (пляска, вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру), уметь выражать соответствующими движениями.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Основные:

  1. Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
  2. Бег легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  3. Прыжки на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой), поскоки разной амплитуды.

Общеразвивающие упражнения:

  1. упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения (упражнения на плавность движений, махи);
  2. упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Имитационные движения:

  1. различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.).

Плясовые движения:

  1. элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации;
  2. танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

  1. самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, несколько кругов, становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4. Развитие творческих способностей:

  1. развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  2. формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  3. развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  1. воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам, например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения;
  2. воспитание культурных привычек в процессе группового общения: выполнять все правила без подсказки взрослых (пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.)

6. Развитие и тренировка психических процессов:

  1. тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения по фразам;
  2. развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений);
  3. развитие умения выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например, «рыбки легко и свободно резвятся в воде», «кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.

   2.2.  Содержание учебного (тематического) плана (дети от 2 - х до 5 лет)

Раздел 1. «Ритмические упражнения»

Тема 1.1. Восприятие музыки. Любимые персонажи мультфильмов. (4 часа)

Теория (2 ч.) Объяснить технику  безопасности,  на занятиях  по ритмопластике.

Активизация внимания по средствам игровой деятельности.

Определить уровень развития двигательных навыков, ритмичности, музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Атрибуты: мягкие игрушки.

Реагировать на начало и окончание звучания музыки.

 Выполнять движения в соответствии со словами.

Практика (2 ч.) Реагировать на начало и окончание звучания музыки.

 Разучить упражнения, развивать   воображение, чувство ритма.

В игровой форме разучить несложный комплекс общеразвивающих упражнений, упражнять детей в восприятии и различении регистров музыки (высокий, средний, низкий)

Тема 1.2. Топ, топ, каблучок! (8 часов)

Теория (4 ч.) Развивать чувство ритма.

Учить, самостоятельно ориентироваться в пространстве, развивать выразительность жеста.

 Учить выражать различные эмоции. Учить притопывать двумя ножками.

Формировать развитие выразительности жеста и мимики.

Практика (4 ч.) Реагировать на смену частей музыкальной формы.

Различать части двух частной музыки.

Упражнять в мягком тихом шаге, лёгком беге и прыжках (не наталкиваясь друг на друга).

 Быстро находить место для пряток. Развивать мышцы ножек и кисти ручек.

 Слышать и отмечать в движении начало и окончание звучания музыки.

 Создать радостную атмосферу, формировать умение менять движения со сменой музыки.

Тема 1.3. Общеразвивающие движения (6 часов)

Теория (3 ч.)  Выполнять движения под текст игровой песни, согласовывать их с музыкой. Выполнять подготовительные упражнения к освоению прямого галопа.

Практика (3 ч.) Развивать мышцы шеи. Развивать мышцы ножек.

Различать и передавать в движении регистры в музыке.

Дать возможность детям раскрепоститься и передать образ петушка.

Передавать в движении различный её характер.  Развивать мышцы плечевого пояса.

Тема 1.4. Имитационные движения: раз, два, три, ну – ка повтори! (10 часов)

Теория (5 ч.) Познакомить детей с разнообразными образно-игровыми движениями, раскрывающими понятный детям образ.

Развивать мышцы ног.

Учить преодолевать двигательный автоматизм.

 Различать и передавать в движении регистры в музыке.

Развивать мышцы плечевого пояса. Развивать мышцы шеи.

Показывать и учить подготовительным упражнениям для освоения прямого галопа.

Учить выражать в движении интерес и радость.

Развивать творчество и фантазию.

Практика (5 ч.) Дать возможность детям раскрепоститься и передать образ петушка.

Передавать в движении различный её характер.

 Выполнять движения под текст игровой песни, согласовывать их с музыкой.

 Передавать в движении ускорение и замедление темпа.

Раздел 2. «Танцевальная азбука»

Тема 2.1. Плясовые и народные движения (8 часов)

Теория (2 ч.)  Упражнять в плясовых движениях.  

Развивать мягкость, плавность движений рук.

Формировать навык пружинить ногами во время маховых движений руками.

Учить двигаться в парах.

Выработать умение точно передавать все нюансы музыки в движениях.

Запомнить последовательность движений в парной пляске.

Практика (6 ч.) Выполнять пляски с предметами (платочки, ложки, бубенцы).

Побуждать импровизировать танцевальные движения, составлять небольшие танцевальные композиции.

Выполнять топающий шаг свободно, естественно.

Развивать внимание детей.

Слышать и отмечать в движении смену частей музыкального произведения.

Совершенствовать плясовые движения.

Тема 2.2. Упражнения на ориентировку в пространстве (5 часов).

Соблюдать несложную последовательность разнохарактерных плясовых движений.

Теория (0 ч.) 

Практика (5 ч.) Уметь ориентироваться в пространстве: вставать врассыпную, в пары.

 Раздел 3. «Танцевальные движения»

Тема 3.1. Танцевальноетворчество (3 часа)

Теория (0 ч.) 

Практика (3 ч.) Будить фантазию детей, продолжать работу по воспитанию интереса и любви к музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Во время исполнения композиции чувствовать напряжение и расслабление мышц корпуса.

Самостоятельно использовать знакомые танцевальные движения.

Уметь двигаться в парах. Упражнять в плясовых движениях.

Развивать воображение, фантазию.

Тема 3.2. Игры и танцы с атрибутами. (10 часов)

Теория (4 ч.) Учить держать атрибуты правильно (перед грудью, над головой).

Практика (6 ч.) Передавать игровой образ, согласовывать движения с музыкой.

Развивать мелкую моторику, ловкость и координацию движений.

Выработать чёткое различие двухчастной формы, менять движение со сменой характера музыки.

Тема 3.3.К нам гости пришли! (5 часов)

Теория (2 ч.) Учить передавать плясовые и танцевальные движения в образе.

Практика (3 ч.) Совершенствовать плясовые движения.

Выработать чёткое различие двухчастной формы, менять движение со сменой характера музыки.

Раздел 4. «Танцевальный репертуар»

Тема 4.1. Играет маленький народ! (4 часов)

Теория (0 ч.) 

Практика (4 ч.) Передавать игровой образ.

Добиваться выразительной передачи музыкально - игровых образов.

 Учить (правильно) отмечать движением сильную долю такта, согласовывать движение со своей парой.

Тема 4.2. Коммуникативные игры и танцы (7 часов)

Теория (2 ч.) Формировать чувство такта и культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Практика (5 ч.) Развивать координацию, выразительность пластики, уметь вслушиваться в слова и музыку.

Уметь вслушиваться в слова и музыку.

Тема 4.3. Развитие и тренировка психических процессов (6часов)

Теория (2ч.) 

Практика (4 ч.) Выполнять правила коллективной игры (проиграл сам - передай бубен другому).

 Формировать умение переходить от одного вида движения к другому в соответствии с музыкой.

 Проанализировать уровень развития двигательных навыков.

                    Содержание учебного (тематического) плана

                      (дети от 5-ти до 7-ми лет)

Раздел 1. «Ритмические упражнения»

Тема 1.1. Восприятие музыки. Любимые персонажи мультфильмов. (6 часов)

Теория (2 ч.) Объяснить технику безопасности, на занятиях по ритмопластике.

Активизация внимания по средствам игровой деятельности.

Определить уровень развития двигательных навыков, ритмичности, музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Атрибуты: мягкие игрушки.

Реагировать на начало и окончание звучания музыки.

Учить выполнять простейшие перестроения, выполнять движения в соответствии со словами.

Практика (4 ч.) Реагировать на начало и окончание звучания музыки.

 Разучить и совершенствовать упражнения, развивать   воображение, чувство ритма.

 Передавать хлопками и притопами ритмический рисунок. 

Разучить комплекс общеразвивающих упражнений, упражнять детей в восприятии и различении регистров музыки (высокий, средний, низкий)

Тема 1.2. Топ, топ, каблучок! (8 часов)

Теория (4 ч.) Совершенствовать упражнения, развивать чувство ритма, выразительность движений.

Учить, самостоятельно ориентироваться в пространстве, развивать выразительность жеста.

Отображать положительные и отрицательные черты характера.

Учить выражать различные эмоции.

Развивать выразительность жеста. Выработать чёткое умение в движении на всей стопе (топающий шаг)

Практика (4 ч.) Реагировать на смену частей музыкальной формы.

Различать части музыки.

Упражнять в мягком тихом шаге, лёгком беге (не наталкиваясь друг на друга).

Быстро находить место для пряток.

Развивать кисти рук. Слышать и отмечать в движении начало и окончание звучания музыки.

Создать радостную атмосферу, формировать умение менять движения со сменой музыки.

Тема 1.3. Общеразвивающие движения (6 часов)

Теория (3 ч.) Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Выполнять движения под текст игровой песни, согласовывать их с музыкой.

Выполнять подготовительные упражнения к освоению прямого галопа.

Практика (3 ч.) Развивать мышцы шеи.

Развивать мышцы ног.

Различать и передавать в движении регистры в музыке.

 Дать возможность детям раскрепоститься и передать образ петушка.

 Передавать в движении различный её характер.  

Развивать мышцы плечевого пояса.

Тема 1.4. Имитационные движения: раз, два, три, ну – ка повтори! (8 часов)

Теория (3 ч.) Познакомить детей с разнообразными образно-игровыми движениями, раскрывающими понятный детям образ.

Развивать мышцы ног.

Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Различать и передавать в движении регистры в музыке.

Развивать мышцы плечевого пояса.

Развивать мышцы шеи.

Показывать и учить подготовительным упражнениям для освоения прямого галопа.

Учить выражать в движении интерес и радость.

Развивать творчество и фантазию.

Учить определять темп музыкального произведения, сильную долю в музыке.

Практика (5 ч.) Дать возможность детям раскрепоститься и передать образ петушка.

Передавать в движении различный её характер.

Выполнять движения под текст игровой песни, согласовывать их с музыкой.

Передавать в движении ускорение и замедление темпа.

Самостоятельно находить движения для передачи зимних игр и забав.

Раздел 2. «Танцевальная азбука»

Тема 2.1. Плясовыеи народные движения (10 часов)

Теория (4 ч.)  Упражнять в плясовых движениях.

Упражнять детей в восприятии и различении акцента на первую долю такта в трёх разновидностях тактовых размеров (2/4, 3/4, 4/4).

Развивать мягкость, плавность движений рук.

Формировать навык пружинить ногами во время маховых движений руками.

Учить двигаться в парах.

 Выработать умение точно передавать все нюансы музыки в движениях.

 Запомнить последовательность движений в парной пляске.

Практика (6 ч.) Выполнять пляски с предметами (платочки, ложки, бубенцы).

Согласовывать движения с музыкой. Побуждать импровизировать танцевальные движения, составлять небольшие танцевальные композиции. Выполнять топающий шаг свободно, естественно.

Упражнять в плясовых движениях.

 Упражнять детей в восприятии и различении акцента на первую долю такта в трёх разновидностях тактовых размеров (2/4, ¾, 4/4).

Развивать внимание детей. Упражнять в ритмичном притопывании одной ногой, в кружении на шаге парами.

Слышать и отмечать в движении смену частей музыкального произведения.

Совершенствовать плясовые движения.

Тема 2.2. Упражнения на ориентировку в пространстве (5 часов).

Соблюдать несложную последовательность разнохарактерных плясовых движений с перестроениями.

Теория (0 ч.) 

Практика (5 ч.) Уметь ориентироваться в пространстве: вставать врассыпную, в одну шеренгу, в пары, в круг, в несколько кругов и др.

 Раздел 3. «Танцевальные движения»

Тема 3.1. Танцевальное творчество (5 часов)

Теория (2 ч.) 

Практика (3 ч.) Будить фантазию детей, продолжать работу по воспитанию интереса и любви к музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Во время исполнения композиции  чувствовать напряжение и расслабление мышц корпуса.

Самостоятельно использовать знакомые танцевальные движения.

Уметь начинать движение после вступления. Уметь двигаться в парах.

Упражнять в плясовых движениях.Развивать воображение, фантазию.

Тема 3.2. Игры и танцы с атрибутами. (10 часов)

Теория (4 ч.) Учить держать атрибуты правильно (перед грудью, над  головой).

Практика (6 ч.) Передавать игровой образ, согласовывать движения с музыкой.

Развивать мелкую моторику, ловкость и координацию движений.

Выработать чёткое различие двухчастной формы, менять движение со сменой характера музыки.

Тема 3.3.К нам гости пришли! (5 часов)

Теория (2 ч.) Учить передавать плясовые и танцевальные движения в образе.

Практика (3 ч.) Совершенствовать плясовые движения.

Выработать чёткое различие двухчастной формы, менять движение со сменой характера музыки.

Раздел 4. «Танцевальный репертуар»

Тема 4.1. Играет маленький народ!  (4 часов)

Теория (0 ч.) 

Практика (4 ч.) Формировать чувство такта и культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Передавать игровой образ.

Добиваться выразительной передачи музыкально - игровых образов.

Учить (правильно) отмечать движением сильную долю такта, согласовывать движение со своей парой.

Тема 4.2. Коммуникативные игры и танцы (7 часов)

Теория (2 ч.) 

Практика (5 ч.) Развивать координацию, выразительность пластики, уметь вслушиваться в слова и музыку.  Уметь вслушиваться в слова и музыку.

Тема 4.3. Развитие и тренировка психических процессов (6 часов)

Теория (2 ч.) 

Практика (4 ч.) Выполнять правила коллективной игры (проиграл сам - передай бубен другому).

Формировать умение переходить от одного вида движения к другому в соответствии с музыкой.

Проанализировать уровень развития двигательных навыков.

Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы содержат описание форм подведения итогов реализации Программы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Обследование уровня музыкально-ритмического развития

(к программе «Созвездие талантов»)

5 – 9 баллов - высокий уровень

10 – 12 баллов – средний уровень

13 – 15 баллов – низкий уровень

№  

Фамилия Имя Отчество

ребёнка

Виды музыкальной деятельности

Музыкальность

Эмоциональная сфера

Проявление характерологических особенностей ребёнка (скованность, музыкальность)

Слуховое внимание

Подвижность нервных процессов

Количество баллов

Уровень

развития

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы «Созвездие талантов» 

      4.1.  Материально-технические условия реализации Программы

  • Музыкальный зал,
  • Фортепиано,
  • Музыкальный центр,
  • Аудионосители,
  • Ноты,
  • Музыкальные инструменты,
  • Атрибуты.

4.2. Приложения к Программе – календарно-тематический план, предусмотренные локальным актом образовательной организации. 

Список литературы:

  • Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., Просвещение, 1967;
  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., Музыка, 1987;
  • Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., Музыка, 1987;
  • «Музыкальное воспитание дошкольников», пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада /О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили/, - М., Просвещение Владос, 1994;
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. - M., Владос, 2001;
  • Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально– ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001;
  • Зарецкая Н., Роот  З.Танцы в детском саду.- М., Айрис-пресс, 2006;
  • Суворова Т.И. Танцуй, малыш! – СПб.: Музыкальная палитра, 2006;
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ"

Комплексная программа по дополнительному образованию дошкольников, включает речевое, художественно-эстетическое направления....

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика"

Данная работа будет интересна педагогам дополнительного образования,учителям-логопедам,музыкальным руководителям,воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.Тут можно подобрать упражнения и иг...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Логоритмика»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Логоритмика»Направленность дополнительной общеобразовательной программы – Социально - гуманитарнаяВид образовательной ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»

Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...

Дополнительная общеобразовательная программа «Логоритмика»

Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию словарного запаса,  развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для детей 3 - 4 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для младших дошкольников (3 - 4 лет) , цель которой -  профилактика нарушений речи и развитие мелкой моторики у младших дошкол...

Дополнительная общеобразовательная программа Логоритмика для малышей «Топ-Хлоп»

Дополнительная общеобразовательная программа Логоритмика для малышей «Топ-Хлоп»Направление: художественно - эстетическое Уровень программы: адаптированнаяВозраст обучающихся...