Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Якубовская Елена Александровна

 

Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий

 

 

 

1. 

Птица и птенчики

 

2.

Качели

 

3.

Эхо

 

4.

Курицы

 

5.

Кто как идёт

 

6.

Весёлые дудочки

 

7.

Узнай свой инструмент

 

8.

Громко - тихо

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста

Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года

(с сентября по май)

ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Перечень

музыкально-дидактических игр для детей

среднего возраста (средней группы)

Птица и птенчики

3

2.

Качели

6

3.

Эхо

8

4.

Курицы

11

5.

Кто как идёт

14

6.

Весёлые дудочки

16

7.

Узнай свой инструмент

19

8.

Громко - тихо

21

Игра «Птица и птенчики»

е занятие

Программная задача: познакомить детей с песней – зачином «Птица и птенчики» Н. Мурычевой (песни поются на каждом занятии, сначала взрослые, затем и дети); развивать восприятие детьми звуков октавы «до1 – до2»

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря» Н.А. Витлугиной, соответствующая содержанию попевки, металлофон.

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию и рассказывает о птице и птенчиках, которые жили летом у неё на даче и очень громко чирикали. Педагог предлагает послушать: как чирикала птица – мама (звучит «до» первой октавы), и  как чирикали  птенчики (звучит «до» второй октавы). Затем просит детей спеть как птичка и как птенчики.

2-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать знакомить детей с попевкой упражнения; развивать восприятие детьми звуков «до» первой и второй октавы.

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря», металлофон.

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию и обращает внимание детей, что птица – мама сидит на нижней ветке и зовёт птенчиков «низким» голосом. Исполняет «чирик - чирик» на звуке «до» первой октавы и предлагает детям повторить. Затем педагог показывает на птенчиков и говорит, что они сидят высоко и отвечают птице – маме «высоким» голосом, исполняет «чик – чирик» на звуке «до» второй октавы и предлагает детям повторить. (Необходимо обратить внимание педагогов, что не нужно требовать от детей точного интонирования). После нескольких повторений педагог спрашивает у детей, каким голосом звала птенцов птица – мама и каким голосом отвечали ей птенчики (низким или высоким)?

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; совершенствовать восприятие звуков октавы.

Пособия: картина - иллюстрация «Музыкального букваря», но со съёмными фигурами птицы и птенчиков, металлофон.

 

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию, вызывает одного ребёнка и спрашивает: «На какой ветке сидит птица: нижней или на верхней?» - и предлагает ему посадить птицу на ветку и спеть так, как поёт птица. Затем спрашивает: «Какой голос у птицы?» У другого ребёнка тоже спрашивает: «На какой ветке сидит птенчик?» Предлагает посадить на верхнюю ветку и спеть так, как поют птенчики. После того, как ребёнок споёт, педагог ещё раз спрашивает: «Какой голос у птенчиков?» Обращаясь ко всем детям, он предлагает детям узнать, кто их зовёт: птица – мама или птенчики? Педагог проигрывает соответствующие звуки.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и качество различия звуков октавы.

Пособия: индивидуальные карточки на каждого ребёнка, на которых нарисованы птенчики или птицы, металлофон.

Ход упражнения: педагог раздаёт детям карточки и предлагает им внимательно посмотреть: кто на них нарисован? Затем она объясняет детям, как играть в «Музыкальную угадайку». Педагог играет «низкий» звук, дети поднимают карточку с птицей, если педагог будет играть «высокий» звук, то карточку должны поднять те дети, у которых на карточках нарисованы птенчики. После объяснения педагог играет звуки, а дети вместо ответа поднимают соответствующую карточку.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Птица и птенчики» и новой песней – зачином Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); упражнять их в различении звуков октавы.

Пособия: игровые кары.

Ход упражнения: педагог сообщает детям, что принесла новую игру «Птица и птенчики» и показывает две большие не цветные карты с рисунками птицы и птенчиков. Затем предлагает детям спеть так, как чирикала птица и птенчики. Когда дети будут петь предлагаемые педагогом звуки, она напоминает им, какой звук «низкий», а какой «высокий». Педагог объясняет детям, что из маленьких цветных карточек, которые есть у них, можно тоже сложить большую карту, тогда она будет красивая, цветная. Показывает, как нужно складывать из четырёх частей большую цветную карту.

6-е занятие

Программная задача: познакомить детей с правилами и игровыми действиями игры, упражнять детей в различении звуков октавы; подпевать песню - зачин.

Пособия: игровые карты, металлофон.

Ход упражнения: педагог вызывает двоих детей, а всем остальным предлагает посмотреть, как они сейчас будут играть в новую игру. Раздаёт им не цветные карты и показывает всем, что один из них будет узнавать только голос птицы, а другой – голос птенчиков. Показывает, что металлофон и маленькие карточки остаются у неё, так как она будет сегодня ведущей. Затем педагог предлагает всем детям спеть так, как чирикала птица и птенчики. После этого берёт верхнюю карточку в топе, играет соответствующий звук и спрашивает играющих: «Кто вас зовёт?», а ребёнок, у которого карта соответствует данному звуку, должен ответить: «Меня зовёт птица (птенчик)». Спрашивает по несколько раз обоих детей, предлагая закончить игру в группе.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять их в восприятии звуков октавы.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: предварительно педагог просит детей спеть так, как чирикала птица и птенчики. Затем вызывает играть по желанию двоих детей, а воспитателю предлагает быть ведущей. Воспитатель раздаёт детям по одной не цветной карте и (сажает их так, чтобы их действия были видны всем остальным сидящим детям). Разрезанные части двух карт и металлофон воспитатель оставляет себе. Она поёт с детьми песню – зачин и начинает игру. Берёт верхнюю карточку рисунком к себе, играет определённый звук и спрашивает играющих детей. Педагог обращает внимание детей, что подсказывать соседу нельзя, подсматривать на рисунок карточки ведущего тоже нельзя. Нужно самому внимательно слушать звуки и отгадывать голоса птицы и птенчиков. Спрашивает по два раза каждого ребёнка, предлагая закончить игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить, насколько дети усвоили правила игры и как они различают звуки октавы.

Пособия: игровые карты и индивидуальные карточки из соответствующего упражнения.

Ход упражнения: педагог напоминает детям звуки птицы и птенчиков, просит их ещё раз спеть так, как чирикали птица и птенчики. Затем раздаёт каждому из детей индивидуальные карточки упражнения и предлагает детям поиграть в «Музыкальную угадайку». По своему усмотрению играет в любой последовательности звуки: или «до» первой октавы, или «до» второй октавы. Вместо ответа дети поднимают соответствующие звукам карточки. Педагог – музыкант отмечает для себя, кто из детей ещё неудовлетворительно различает звуки. Воспитатель одновременно отмечает для себя детей, у которых есть проблемы в различении звуков (для оказания своевременной индивидуальной коррекционной помощи). Затем педагог собирает карточки, выставляет игровые карты. Предлагает всем спеть песню – зачин испрашивает у детей некоторые правила игры, уточняет их.

Игра «Качели»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с песней упражнения «Качели» Е. Тиличеевой (песню поют на каждом занятии); ввести детей в содержание упражнения; развивать восприятие детьми звуков септимы «до2» - «ре1».

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая данной песне.

Ход упражнения: педагог предлагает детям вспомнить, как они были в парке и катались на качелях. Затем показывает иллюстрацию и играет песню «Качели». После исполнения песни обращает внимание детей на пропевание слов «вверх» и «вниз».

2-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить песню «Качели» и побуждать их подпевать; развивать восприятие звуков септимы («до2» - «ре1»).

Пособия: заводная игрушка «Качели» и иллюстрация.

Ход упражнения: педагог спрашивает, как качаются дети на качелях и просит помочь ей петь песню. После пения она предлагает детям посмотреть, как качается на качелях кукла: вверх и вниз, - и просит детей спеть вместе «вверх» и «вниз», а воспитатель в соответствии с пением раскачивает куклу. Затем педагог даёт детям задание: угадать, где сейчас будут качели (вверху или внизу). Она играет последовательно звуки «до» и «ре» и спрашивает детей. Для поощрения заводит затем игрушечные качели.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; развивать восприятие звуков септимы.

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря»,

 игрушка «Качели».

Ход упражнения: детям помогают взрослым петь песню «Качели», при этом покачивают рукой, показывая высокое и низкое положение качелей. После пения педагог просит детей показать ещё раз рукой и одновременно спеть «вверх» и «вниз». Затем начинается «Музыкальная угадайка», педагог играет поочерёдно звуки, а дети должны рукой показывать высокое и низкое положение качелей.

 

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и качество различения звуков септимы («до2» - «ре1»).

Пособия: карточки с двумя видами рисунков: 1) качели вверху, 2) качели внизу.

Ход упражнения: дети поют песню «Качели» и показывают рукой, как качаются качели. После песни педагог раздаёт детям карточки и объясняет, как они будут играть в «Музыкальную угадайку» с карточками. Педагог играет «низкий» звук, и поднимают карточки те дети, у которых на карточках нарисовано низкое положение качелей и т. д.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Качели» и с песней – зачином «Качели» Н. Мурычевой; упражнять детей в различении звуков «до2» - «ре1».

Пособия: игровая карта и фигурки лодочек двух цветов: например, голубого и красного – по количеству силуэтов на игровой карте.

Ход упражнения: педагог сообщает детям, что принесла новую игру «Качели», выставляет большую игровую карту и предлагает спеть песню «Качели».  Затем объясняет, что у неё есть вырезанные лодочки для этих качелей (так как на самой карте только силуэты этих лодочек). Обращает внимание, что лодочки, которые находятся вверху - одного цвета (например, голубого), а лодочки, которые находятся внизу, другого цвета (например, красного).

6-е занятие

Программная задача: познакомить детей с правилами и игровыми действиями игры; совершенствовать восприятие звуков септимы («до2» - «ре1»).

Пособия: игровая карта и фигурки лодочек для качелей.

Ход упражнения: игровая карта выкладывается на стол, и все поют песню «Качели». После пения педагог объясняет, что лодочки одного цвета выставляются наверху, а лодочки другого цвета – внизу. Она вызывает двоих детей и даёт им лодочки разного цвета, объясняя, какой звук должен услышать каждый из них. Затем играет звуки и предлагает детям узнать свой звук. Тот ребёнок, который правильно отгадал, вставляет лодочку на её место (на карте). Все дети должны видеть, как ребёнок это делает.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с правилами и игровыми действиями игры «Качели»; совершенствовать различение звуков септимы («до2» - «ре1»).

Пособия: игровая карта.

Ход игры: дети исполняют песню «Качели». Затем вызывают двоих детей, усаживают их перед игровой картой так, чтобы их и игровую карту было видно всем остальным детям.  Ведущим назначается воспитатель Она раздаёт детям фигурки лодочек, напоминает играющим, кто из них какой звук будет угадывать и играет эти звуки на металлофоне за ширмой. Педагог в это время как бы «комментирует» игру для всех детей.  Игра проходит не полностью, так как необходимо уложиться во время, отведённое для неё на занятии.

8-е занятие

Программная задача: выявить знание детьми правил игры и уровень восприятия звуков септимы («до» - «ре1»).

Пособия: игровая карта и индивидуальные карточки для упражнения.

Ход игры: предлагается детям спеть песню «Качели» и пропеть отдельно «вверх» и «вниз». Затем выкладывается игровая карта. Воспитатель напоминает, какого цвета лодочки соответствуют «высокому» звуку, а какие – «низкому». Затем раздаёт индивидуальные карточки каждому ребёнку и проигрывает несколько звуков. По поднятым вверх карточкам педагог оценивает качество восприятия детьми музыкальных звуков.

Игра «Эхо»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с песней упражнения «Эхо» Е. Тиличеевой (песню поют на каждом занятии); развивать восприятие звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая данной песне.

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию и предлагает детям вспомнить, как кричат в лесу, когда заблудятся. Объясняет, что на картинке нарисованы девочки, которые ходили в лес за грибами и ягодами, а одна подружка у них заблудилась. Девочки стали звать её «а – у», а далеко отозвалось эхо «а – у». Педагог предлагает послушать песню, которая так и называется «Эхо», и исполняет её.

2-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать знакомить их с песней «Эхо»; развивать восприятие звуков септимы («ре1» - «си1»).

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря».

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию и предлагает детям вспомнить, как девочки в песне пели «а – у». Дети поют. Затем она предлагает детям помочь её петь песню и исполняет её. После пения педагог обращает внимание, что звук «А» девочки пели низко, а звук «У» пели высоко, и дети ещё раз пропевают эти звуки.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в освоении упражнения, развивать в восприятие звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря». Карточки с двумя видами рисунков: 1) девочка с опущенной головой; 2) девочка с приподнятой головой.

Ход упражнения: педагог показывает иллюстрацию и раздаёт игровые карточки упражнения. Обращает внимание, что на одних карточках – девочки, кричат «А» «низко», опустив голову. На других карточках – девочки сложив руки и немного приподняв голову, протяжно кричат в лесу «высоко» «У». Затем педагог напоминает, как они должны играть в «Музыкальную угадайку». Предлагает всем детям сложить так же руки и помочь ей спеть низко «А», затем высоко «У». Педагог играет «низкий» звук и карточки поднимают только те дети, у которых нарисованы девочки с опущенной головой. Если педагог играет «высокий» звук, то поднимают карточки дети, у которых нарисованы девочки с приподнятой головой.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и качество различения звуков сексты «ре1» - «си1».

Пособия: карточки с двумя видами рисунков:

1) девочка с опущенной головой;

2) девочка с приподнятой головой.

Ход упражнения: дети исполняют песню «Эхо». Им предлагается вспомнить, как девочки пели «а – у». Дети поют и используют движения. Затем педагог раздаёт детям карточки и напоминает, как они должны играть в «Музыкальную угадайку». Педагог играет «низкий» звук, и карточки должны поднять те дети, у которых нарисованы девочки с опущенной головой. Если педагог играет «высокий» звук, то поднимают карточки дети, у которых нарисованы девочки с приподнятой головой.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Эхо» и песней – зачином» Эхо» Н. Мурычевой; продолжать упражнять детей в различении звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: игровая карта и ёлки (плоскостные фигурки).

Ход игры: педагог выкладывает игровую карту и говорит, что сегодня дети будут знакомиться с новой игрой. Предлагает детям спеть песню «Эхо». Затем она показывает игровую карту, рассматривает её, объясняет, что в игре есть ёлки, которыми ведущий закрывает девочек. Поясняет, что девочки, как в настоящем лесу, спрятались под ёлками и их не видно. Она показывает девочек, которые поют «низкий» звук «А-А» или «высокий» звук «У – У». Предлагает детям спеть эти звуки.

6-е занятие

Программная задача: познакомить детей с правилами и игровыми действиями игры «Эхо»; совершенствовать различение ими звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: игровая карта и фигурки ёлки.

Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню «Эхо» и после этого сообщает, что сегодня они будут учиться играть в игру «Эхо». Выкладывается игровое поле, и девочки закрываются ёлками. Для игры вызывают двоих детей, сажают их пере игровой картой. Объясняется детям, что один будет искать девочек, которые поют «низкий» звук, т. е. наклонили голову вниз, а другой играющий угадывать «высокий» звук, т .е. искать девочек, которые приподняли голову вверх. Отвечать можно, когда услышишь «свой» звук. Помогать соседу в игре нельзя. Затем педагог предлагает каждому отгадать по одному звуку и найти своих девочек. Воспитатель поясняет действия играющих всем детям.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами игры; совершенствовать различение звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: игровая карта и фигурки ёлки.

Ход игры: дети исполняют пеню «эхо». Затем вызывают двоих детей, которые садятся перед игровой картой так, чтобы их было видно всем играющим. Игру проводит воспитатель. Она объясняет детям игровые действия, уточняет правила. Проигрывает частично игру с двумя детьми. Педагог для всех остальных детей поясняет действия воспитателя и играющих детей.

8-е занятие

Программная задача: выявить знание детьми игры «Эхо» и качество восприятия звуков сексты («ре1» - «си1»).

Пособия: игровая карта и индивидуальные карточки соответствующего упражнения.

Ход игры: предварительно педагог предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно звук «А - У». Выкладывает игровую кару, спрашивает, показывая на девочек, какой звук поёт одна девочка, затем другая. Раздаёт индивидуальные карточки каждому ребёнку и проигрывает в любой последовательности звуки «ре1» - «си1». По поднятым вверх карточкам педагог судит о качестве восприятии детьми звуков «ре1» - «си1». Воспитатель его фиксирует.

4. Игра «Курицы»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с песней упражнения «Курицы» Е. Тиличеевой; развивать восприятие детьми звуков квинты «фа1» - «до2».

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая данной песне.

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрации, рассказывает детям, как важно ходят по двору курицы, когда снесут яичко. Они ходят и кудахчут - «ку - дах - тах - тах». Предлагает послушать маленькую песню про куриц. Используется песня, после пения ещё раз обращается внимание детей на правильное подпевание слов «ку - дах - тах - тах».

2-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать знакомить детей с песней «Курицы»; развивать восприятие звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: увеличенная иллюстрация «Музыкального букваря.

Ход упражнения: педагог предлагает детям вспомнить, как кудахчут куры во дворе. Дети вместе воспитателем поют. Затем выставляется иллюстрация и обращается внимание детей, что одна курица наклонила голову вниз, поэтому про неё надо петь «низким» голосом, а другая курица подняла голову вверх, про неё поют «высоким» голосом. Исполняется вся песня.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить с ними песню «Курицы»; развивать восприятие звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: иллюстрация, на которой изображены две курицы, игрушка - заводная курица.

Ход упражнения: выставляется иллюстрация, и ещё раз обращается внимание детей, что у одной курицы голова наклонена вниз, а у другой поднята вверх. Педагог предлагает спеть звук «Ку» и наклонить всем голову слегка вниз, затем петь звуки «тах - тах», слегка приподняв голову. Дети поют песню и показывают наклоном головы «низкий» и «высокий» звуки. После пения предлагается узнать отдельные звуки («фа1» - «до2») и ответ показать наклоном головы.

        4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и качество различения звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: индивидуальные карточки для каждого ребёнка с рисунками двух видов: курица с опущенной головой, и курица с поднятой головой.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню «Курицы» и во второй части куплета показать наклоном головы «низкий» «высокий» звуки. После пения детей им раздаются карточки, а также напоминается, как они должны играть в «Музыкальную угадайку». Предупреждая детей, чтобы оги были внимательны, предлагается несколько звуков, а дети поднимают нужные карточки.

        5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Курицы» и песней – зачином «Узнай звуки» Н. Мурычевой; развивать у детей восприятие звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: игровые карты.

Ход игры: педагог поёт песню - зачин. Выкладывают две не цветные игровые карты, на каждой из которых нарисована курица и знакомят детей с новой игрой «Курицы». Им показывают, что такие же две курицы нарисованы на цветных картах, которые разрезаны на четыре части. Поле этого педагог предлагает детям петь песню «Курицы» и отгадать два - три звука.

        6-е занятие

Программная задача: знакомить детей с игровыми действиями и правилами игры; упражнять детей в различении звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: игровые карты, металлофон.

Ход игры: предлагается детям спеть песню «Курицы». Выкладываются игровые карты, и детей продолжают учить играть в игру «Курицы». Вызывается двое детей, которым воспитатель даёт по одной не цветной карте. Маленькие карточки и металлофон кладутся за ширму. Напоминается играющим, что у кого курица на карте подняла голову вверх, тот будет отгадывать «высокий» звук, а у кого курица на рисунке опустила голову, тот будет угадывать «низкий» звук. Педагог поясняет, что отвечать можно только тогда, когда услышишь «свой» звук. Тот, кто ответит правильно, получит маленькую карточку, которую можно положить на точное место большой карты. Педагог играет по оному звуку для каждого из играющих детей.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами игры; совершенствовать различение звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: игровые карты.

Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню «Курицы» и выкладывает после пения игровые не цветные карты. Вызывает играть двоих детей, а ведущим в игре предлагает быть воспитательнице, которая дальше ведёт игру. Она объясняет, кто из детей какой звук будет отгадывать. Показывает, как накладывать маленькие карточки уточняет, что выигрывает играющий, который первым сложит красивую цветную курицу. Игру воспитатель проводит не полностью, предлагает её продолжить в группе. Когда воспитатель играет с двумя детьми, педагог следит, чтоб играющих было видно всем остальным детям.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми правил и действий игры, а также различение звуков квинты («фа1» - «до2»).

Пособия: игровые карты и индивидуальные карточки соответствующего упражнения.

Ход игры: предварительно педагог предлагает детям спеть песню - зачин, затем «ку - дах - тах - тах» и отдельно «ку», «тах - тах». Выкладывает игровую карту, спрашивает показывая на куриц, какой звук поёт одна курица, затем другая. Напоминает правила, которые необходимо повторить ещё раз, другие - спрашивает у детей. Таким образом, педагог смотрит, как дети усвоили основные правила игры. Затем раздают индивидуальные карточки упражнения каждому ребёнку, и представляют последовательно (с паузами) несколько разных звуков. По правильно поднятым вверх карточкам педагог оценивает качество восприятия детьми музыкальных звуков. Воспитатель в этот момент отмечает тех детей, у которых есть проблемы (для оказания своевременной индивидуальной коррекционной помощи).

Игра «Кто как идёт»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с упражнением и с песней – зачином «Кто как идёт» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); развивать музыкально - ритмическое восприятие, познакомить детей с музыкально - ритмическими примерами: медведь, лиса и волк.

Пособия: картины – иллюстрации с рисунками зверей.

Ход упражнения: педагог рассказывает детям, что к ним пришли лесные гости. Шли они из далека, поэтому каждый из них шёл с палочкой, которая помогала ему идти по дороге. «про этих гостей я спою вам песенку, говорит педагог, - и вы узнаете, какие гости к нам пришли». Педагог поёт песню, а воспитатель в соответствии с текстом песни выставляет иллюстрации.

е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать знакомить их с песней «Кто как идёт»; развивать восприятие акцента в различных ритмических рисунках музыки.

Пособия: картины – иллюстрации.

Ход упражнения: педагог сообщает детям, что сегодня к ним опять пришли лесные гости. Предлагает послушать песню. После пения она обращает внимание детей на то, что звери все по - разному стучали палочкой. Разбирает каждый ритмический пример и выделяет в них сильные доли.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; учить с детьми песню «Кто как идёт»; развивать восприятие простых ритмических рисунков.

Пособия: индивидуальные карточки с рисунком трёх видов:

медведь с палочкой;

лиса с палочкой;

волк с палочкой;

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню и прохлопать ритмические рисунки. Затем раздаёт индивидуальные карточки, на которых нарисованы указанные звери, и предлагает по ритмическому рисунку узнать - кто идёт: медведь, лиса или волк. Вместо словесного ответа дети поднимают вверх карточки, которые должны соответствовать ритмическому рисунку.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и ритмического восприятия акцента в музыке.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: педагог просит детей спеть песню «Кто как идёт» и прохлопать ритмические рисунки. Затем педагог раздаёт детям индивидуальные карточки и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Детям предлагаются ритмические задания, для ответа используются карточки.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Кто как идёт»; продолжать побуждать детей осваивать песню - зачин; упражнять детей в различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: педагог сообщает, что сейчас дети познакомятся с новой игрой. Она выставляет нецветные игровые карты, на которых нарисованы знакомые детям медведь, лиса и волк, и показывает другие карточки - 1/4 часть цветных карт, из которых можно складывать рисунки на нецветных картах. Затем педагог предлагает детям спеть песню и прохлопать ритмические рисунки.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Пособия: игровые карты, металлофон.

Ход игры: детям предлагается спеть песню прохлопать ритмические рисунки, обращается внимание на сильную долю в каждом такте. Затем вызывают троих детей, дают каждому по одной нецветной карте, которые они раскладывают на столе. Разрезанные части и металлофон кладутся за ширму. Детям объясняется, что ведущим сегодня будет воспитатель. Она берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает на металлофоне ритмический рисунок, соответствующий карточке, и спрашивает играющих: «Кто как идёт из леса?» Отвечать должен ребёнок, у которого на карточке нарисован зверь, чей ритмический рисунок только что был проигран. Игра с детьми, педагог спрашивает каждого ребёнка и затем говорит, что игру они доиграют в группе.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии акцента в трёх ритмических рисунках.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: детям предлагается прохлопать ритмические рисунки, выделяя сильные доли, и затем спеть песенку. Далее педагог говорит, что сейчас все ещё раз будут играть в игру «Кто как идёт». Ведущим в игре выбирается воспитатель, которая вызывает троих детей, объясняет, что они должны внимательно слушать стук палочки зверя - этот звук громче, чем остальные. Напоминает правила игры, одно из которых заключается в том, что слушают и узнают гостя все играющие, но отвечает тот, у кого на карте он нарисован. Воспитатель частично играет в игру с детьми и предлагает закончить её в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения правил игры «Кто как идёт» и восприятия ритмических рисунков.

Пособия: игровые карты, индивидуальные карточки.

Ход игры: детям предлагается прохлопать ритмические рисунки, выделяя сильные доли, и затем спеть песенку. Далее педагог говорит, что сейчас все ещё раз будут играть в игру «Кто как идёт». Ведущим в игре выбирается воспитатель, которая вызывает троих детей, объясняет, что они должны внимательно слушать стук палочки зверя – это звук громче, чем остальные. Напоминает правила игры, одно из которых заключается в том, что слушают и узнают гостя все играющие, но отвечает тот, у кого на карте он нарисован. Воспитатель частично играет в игру с детьми и предлагает закончить её в группе.

Игра «Весёлые дудочки»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с упражнением «Весёлые дудочки» и одноимённой песней - зачином Н. Мурычевой; развивать тембровое восприятие других трёх ритмических рисунков.

Пособия: картины - иллюстрации с рисунком медведя, лисы и мышонка, играющих на различных дудочках.

Ход упражнения: детям рассказывают, что в одном лесу жили медведь, лиса и мышонок, которые любили играть на разных дудочках. А играли он все по - разному. И детям предлагают прослушать песню об этих лесных музыкантах. Одновременно выставляется картина - иллюстрация, соответствующая тексту куплета песни.

2-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с упражнением; развивать восприятие трёх простых ритмических рисунков.

Пособия: картины - иллюстрации.

Ход упражнения: педагог спрашивает детей о том, хотят ли послушать пеню об этих лесных музыкантах. Выставляется картины - иллюстрации и исполняется песня. Обращается внимание детей на то, что играли звери все по - разному. Воспитатель прохлопывает ритмические рисунки каждого из зверей. Детям предлагает прохлопать музыку каждого зверя, чтобы лучше её запомнить.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в освоении упражнением; учить песню «Весёлые дудочки»; развивать восприятие трёх простых ритмов.

Пособия: индивидуальные карточки трёх видов:

медведь, играющий на трубе;

лиса, играющая на дудочке;

мышонок, играющий на свирели;

Ход упражнения: детям предлагают спеть песню о лесных инструментах и прохлопать три ритмических рисунка. Последовательно, в соответствии с текстом песни выставляют картины - иллюстрации. После пения детям раздают каждому индивидуально по одной карточке и предлагают несколько ритмических заданий. После прослушивания каждого задания дети должны поднимать только те карточки, которые соответствуют определённому ритмическому рисунку. Упражнение рекомендуется проводить без пауз.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и восприятия трёх простых ритмических рисунков.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: дети прохлопывают ритмические рисунки медведя, лисы, мышонка и поют всю песню. Поле этого им раздают индивидуальные карточки и просят детей посмотреть, кто у них на карточке нарисован, так как сейчас нужно будет слушать задание, а карточки должны помогать отвечать. Затем звучит ритмическое задание. Поднимают карточку те дети, у которых она соответствует ритмическому рисунку. Взрослые глядя на карточки, делают соответствующие выводы о качестве восприятия детьми трёх ритмических рисунков. Ритмические рисунки предлагаются в любой последовательности.  

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с новой игрой «Весёлые дудочки»; упражнять детей в различении трёх ритмических рисунков.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: педагог сообщает детям, что они уже умеют различать музыку медведя, лисы и мышонка, поэтому она принесла новую игру «Весёлые дудочки». Им предлагается послушать песню про весёлых музыкантов и прохлопать музыку медведя, лисы и мышонка. Затем кладутся на стол нецветные карты и рядом стопкой маленькие цветные карточки. Детям объясняется, что в игре им нужно будет из четырёх цветных карточек складывать цветную карту, такую же как нецветная. Показывается, как нужно это делать.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Пособия: игровые карты, металлофон, ширм.

Ход упражнения: детей спрашивают - хотят ли они поиграть в новую игру? Затем предлагают спеть песню, прослушать ритмические рисунки зверей и потом поучиться играть в игру. Вызывают троих детей, раздают каждому по одной игровой карте. Стопа маленьких карточек и металлофон находятся у педагога за ширмой. Напоминают, что эта игра похожа на игру «Кто как идёт», поэтому и правила в игре «Весёлые дудочки такие же. Педагог берёт верхнюю карточку (карточки в стопе положены таким образом, чтобы каждого ребёнка можно спросить по одному разу). Игру предлагается доиграть в группе.

        7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами; упражнять детей в восприятии трёх простых ритмических рисунков.

Пособия: игровые карты, игрушки (медведь, лиса, мышь).

Ход игры: педагог предварительно предлагает детям спеть песню и прохлопать ритмические рисунки. Ведущим в игре назначается воспитатель, который обращает внимание на игрушки, которые пришли посмотреть, как ребята будут учиться играть в игру про зверюшек. Затем она вызывает троих детей. Раскладывает карты объясняет всем детям, кто должен отвечать на вопрос ведущего, как нужно класть маленькую цветную карточку на большую нецветную карту и т. д. Проигрывает часть игры (в зависимости от времени, которым она располагает на занятии), затем предлагает детям доиграть игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить усвоение основных правил игры и качество восприятия детьми трёх ритмических рисунков.

Пособия: игровые карты и индивидуальные карточки.

Ход игры: предварительно детям предлагается спеть песню и прохлопать ритмические рисунки. Педагог выкладывает карточки и спрашивает у детей основные правила игры (по усмотрению). Затем каждому ребёнку раздаёт по одной карточке. Предлагаются ритмические задания, и дети для правильного ответа должны поднять нужную карточку (если она у них есть). Воспитатель отмечает некоторых детей, с которыми необходимо дополнительно поиграть.

        Игра «Узнай свой инструмент»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с новым упражнением и песней - зачином «Узнай инструмент» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); развивать тембровое восприятие.

Пособия: детское пианино, дудочка, колокольчик, ширма.

Ход упражнения: педагог говорит детям, что сегодня она споёт песню про музыкальные инструменты. Исполняется песня, и в соответствии с текстом песни из – за ширмы берут музыкальные инструменты и играют на них. После пения спрашивают детей, как называется каждый инструмент. Если дети затрудняются, то необходимо им помочь.

2-е занятие

Программная задача: содействовать в овладении детьми упражнением и песней «Узнай свой инструмент»; развивать восприятие тембров трёх музыкальных инструментов.

Пособия: три детских музыкальных инструмента.

Ход упражнения: педагог спрашивает: хотят ли дети послушать песню про музыкальные инструменты? Исполняет её. Просит детей спеть песню вместе с ней. Затем она ещё раз проигрывает на каждом инструменте отдельные звуки и обращает внимание детей на тембр каждого инструмента.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; учить с детьми песню «Узнай свой инструмент»; упражнять детей в восприятии тембров инструментов.

Пособия: инструменты и индивидуальные карточки, шарма.

Ход упражнения: детям предлагают спеть песню, а педагог играет в конце на каждом инструменте. Затем он раздаёт каждому ребёнку по карточке и предлагает узнать, на каком инструменте сейчас будут играть. Воспитатель играет за ширмой на различных инструментах, а дети должны поднимать для ответа карточки.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и восприятия тембров детских музыкальных инструментов.

Пособия: музыкальные инструменты и индивидуальные карточки.

Ход упражнения: педагог показывает музыкальные инструменты, побуждает детей спеть песню и послушать звучание инструментов. Затем она рассказывает об увлекательной игре «Музыкальная угадайка», объясняет правила, стараясь вызвать интерес к этой игре, мобилизовать внимание детей к «Музыкальной угадайке». Детям раздаются карточки и предлагается отгадать звучание различных инструментов, отвечая поднятой карточкой с соответствующим инструментом.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Узнай свой инструмент»; упражнять их в восприятии тембров трёх музыкальных инструментов.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: педагог с детьми поёт песню – зачин «Узнай свой инструмент» (первый куплет), напоминает звучание инструментов и показывает нецветные игровые карты. Воспитатель предлагает детям познакомиться с новой игрой «Узнай свой инструмент».

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями, упражнять их в восприятии тембров трёх инструментов.

Пособия: музыкальные инструменты и игровые карты.

Ход упражнения: предварительно детям предлагается спеть песню и прослушать звучание инструментов. Затем педагог сообщает детям, что сегодня они будут осваивать новую игру, что правила в этой игре похожи на правила игр, с которыми дети уже знакомы. Педагог напоминает их, при карте. Проигрывает частично игру, поясняя свои действия играющих для детей всей группы. Предлагается закончить игру в группе.

7-е занятие

Программная задача: продолжать закреплять игровые действиями и знание правил; упражнять детей в восприятии тембров трёх музыкальных инструментов.

Пособия: музыкальные инструменты и игровые карты, ширма.

Ход игры: педагог вызывает троих детей, раздаёт им игровые карты, а стопу маленьких карточек и инструменты кладёт за ширму, которая находится на столе. Игру ведёт воспитатель. Она предлагает детям спеть песню и затем начинает игру. Берёт верхнюю карточку в стопе рисунком к себе, смотрит на рисунок, проигрывает за ширмой на соответствующем инструменте и спрашивает: «На каком инструменте с сыграла?» Отвечает ребёнок, у которого на карте нарисован такой же инструмент. Воспитатель спрашивает каждого играющего и предлагает закончить игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игры и их тембрового восприятия.

Пособия: индивидуальные карточки, игровые карты, музыкальные инструменты.

Ход игры: сначала дети поют песню и слушают звучание музыкальных инструментов. Потом педагог выставляет игровые карты и задаёт детям приблизительно такие вопросы: «Сколько детей могут играть в игру?» «Кто должен отвечать на вопрос ведущего?» Затем раздаются индивидуальные карточки и детям предлагается поиграть с «Музыкальную угадайку». Каждый отвечает, поднимая вверх соответствующую карточку.

Игра «Громко - тихо»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с упражнением «Громко - тихо» и песней - зачином «Узнай звуки» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); развивать динамическое.

Пособия: картины - иллюстрации с рисунком большого и маленького аккордеонов, инструмент аккордеон (возможна аудиозапись звучание различных динамических оттенков музыки, исполненная на аккордеоне).

Ход упражнения: детям предлагается послушать, как можно играть тихо или громко на аккордеоне. И поясняется, что одну и ту же музыку можно играть тихо или громко. Педагог исполняет песню, играет на аккордеоне и выставляет иллюстрации с изображением большого и маленького аккордеонов, соответствующих громкому и тихому звучанию.

2-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с упражнением; развивать восприятие динамических оттенков: громко и тихо.

Пособия: аккордеон, картины – иллюстрации с изображением большого и маленького аккордеонов.

Ход упражнения: детям предлагается послушать пеню, и после пения проигрывается на аккордеоне громко и тихо. Затем спрашивается: «Как звучала музыка?» Выставляются иллюстрации и напоминается, что большой аккордеон звучит громко, а маленький - тихо.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить с детьми песню; упражнять в восприятии динамических оттенков.

Пособия: аккордеон, индивидуальные карточки двух видов:

с рисунком большого аккордеона;

с рисунком маленького аккордеона

Ход упражнения: детям предлагает детям спеть песню и играет на аккордеоне тихо или громко. После проигрывания спрашивает, как звучал аккордеон (громко или тихо). Затем раздаётся по карточке каждому ребёнку и предлагается последовательность динамических оттенков. Вместо ответа должны поднимать карточки с рисунком, соответствующим конкретному звучанию.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и ритмического восприятия динамических оттенков в музыке.

Пособия: аккордеон и индивидуальные карточки.

Ход упражнения: дети предлагают спеть песню. Затем дети слушают звучание аккордеона, а педагог показывает в соответствии со звучанием музыки изображения большого и маленького аккордеонов. После этого раздаёт индивидуальные карточки и играет в «Музыкальную угадайку». Дети слушают громкое и тихое звучание аккордеона и отвечают, поднимая карточки вверх.

 

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с новой игрой «Громко - тихо»; упражнять детей в различении динамических оттенков.

Пособия: игровые карты (большие и маленькие), аккордеон.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню и послушать громкое и тихое звучание. Затем говорит, что сегодня они познакомятся с новой игрой «Громко — тихо». Выставляются две нецветные игровые карты с изображением большого и маленького аккордеона. Затем объясняется, что такие же аккордеоны нарисованы на разрезанных картах. Показывает, как нужно складывать цветных картах. Показывает, как нужно складывать цветные карты, чтобы получилось правильное изображение аккордеона.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать их в различении тихого и громкого звучания.

Пособия: игровые карты, аккордеон, ширма.

Ход упражнения: детей предлагают спеть песню и прослушать тихое и громкое звучание. Далее педагог говорит, что сегодня дети будут играть в игру «Громко — тихо». Вызывает двоих детей и даёт им по одной нецветной карте, остальные карточки лежат у него в стопе. Стопа маленьких карточек и аккордеон находятся за ширмой. Затем педагог напоминает детям, что отвечать должен тот, у кого большая нецветная карта соответствует маленькой карточке ведущего. Она проигрывает звучание и спрашивает: «Как звучит аккордеон?» Игра заканчивается, так как необходимо уложиться во время, отведённое для игры на занятии. Завершается игра в группе.

        7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами; совершенствовать в восприятии динамических оттенков в музыке.

Пособия: игровые карты, аккордеон, ширма.

Ход игры: дети поют песню и прослушивают динамические оттенки. Затем им говорят, что сегодня они будут продолжать играть в новую игру. Выкладывают на столик игровые карты и вызывают двоих детей. Маленькие карточки и аккордеон отдают воспитателю, которая всё кладёт за ширму. Воспитатель напоминает правила игры, частично проигрывает с детьми игру. Объясняет при этом каждое действие своё и детей, чтобы остальные дети учились играть в данную игру.

8-е занятие

Программная задача: выявить усвоение детьми правил игры и уровень восприятия различных динамических оттенков.

Пособия: игровые карты, индивидуальные карточки, аккордеон.

Ход игры: педагог как всегда предлагает детям спеть песню и послушать звучание аккордеона. Затем кладёт игровые карты и предлагает любому ребёнку сложить из цветных маленьких карточек изображение большого и маленького аккордеонов. Спрашивает у других детей правила игры. Раздаёт детям индивидуальные карточки и играет с детьми в «Музыкальную угадайку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(20.04-24.04)Лисичка,спляши!"-Музыкально-дидактическая игра для младшей и средней групп

Игра  на  развитие  тембрового  слуха . Учить детей на слух  определять звучание  разных детских  музыкальных  инструментов....

Музыкально - дидактическая игра для детей младшей, средней группы "В гостях у трех медведей"

Данное музыкальное пособие можно использовать в домашних условиях для изучения или повторения по теме "Регистры в музыке" Программные задачи: Закреплять умение детей различать высо...

музыкально-дидактическая игра "Мы играем" в средней группе детей дошкольного возраста

Разрабатывать и изготавливать игры мне очень нравится. Как и в любой дидактической игре, дети закрепляют полученные знания и умения. На гранях куба помещается 6 картинок, отражающих пройденный музыкал...

«Привлечение родителей к развитию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством организации музыкально- дидактических игр»

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, ...

Конспект музыкально-дидактической игры по слушанию в средней группе "Цветочки"

Конспект музыкально-дидактической игры по слушанию в средней группе "Цветочки"...

Конспект по познавательному развитию с дидактическими играми с детьми средней группы Тема занятия: «По дороге к сказке»

Цель: Создать условия для развития умственных способностей: внимания, мышления, зрительного восприятия, на основе дидактических приемов.Задачи:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (кру...