Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка

 Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_opyt.docx116.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Колокольчик» г. Брянска

Опыт работы

на тему:

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Выполнила: Кретинина Н.В.

воспитатель

Брянск 2023 г.

Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

Актуальность

1.1. Педагогические исследования по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста

1.2 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

1.3 Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста

Глава II Практическая часть

2.1. Опытно-эксперементальные исследования по сенсорному развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр

2.2. Создание предметно – развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.

2.3. Использование дидактических игр  в совместной деятельности педагога и детей в различные режимные моменты.

2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию сенсорных эталонов дошкольников.

2.5 Динамика результатов работы с использованием дидактических игр в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Выводы

Список литературы.

Приложения

Актуальность

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

     Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

     Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

     Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю.А. Силкин, А.С. Большов отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.

Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

1.1. Педагогические исследования по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста

      В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, так как все другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и т.д.) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов.

      Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

     Рассматривая педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

     Система М. Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств. М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука и других. Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками».

     Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщении подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям.

     В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.

     Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

     В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

     В работах Л. А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

          Анализ исследований позволяет сделать вывод, что у детей раннего возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.

1.2 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

     Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

     В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

     Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

     Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

     Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

     Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

     Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

     Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

     Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

     У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий - низкий» и т. д.), а пользуется словами «большой - маленький».

     Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

     Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

     В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

     Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур.           Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

     Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

     Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста.

     Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

     Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

- выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

- нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

- сортировка предметов по различным характеристикам;

- определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

- обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

- подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

     К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

     Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.

     В общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

     Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

1.3 Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста

     В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «условия» истолковывается как обстоятельство, от которого что-то зависит; правила, установленные к какой-либо области; обстановка, в которой что-то происходит

      Под «педагогическими условиями» разные авторы понимают: «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (В.И. Андреев [6, с. 19]); «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» (В.А. Беликов [7, с. 44]).

     Итак, педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста – это содержание, методы, приемы, формы сенсорного развития.

     Рассмотрим, какие условия сенсорного развития детей раннего возраста предлагают создавать исследователи.

     А.П. Усова, Н.П. Сакулина считают обязательным условием правильного сенсорного развития детей раннего возраста достаточность разнообразных воздействий, организующих их зрительное и слуховое восприятие. В связи с этим важно соответствующее оборудование помещения, педагогически целесообразное общение воспитателя с ребенком, проведение занятий. Успешному развитию сенсорных действий способствует ряд приемов: показ педагога, словесные пояснения, называние предметов, их цвета, формы, действий и др. [7].

     Необходимым для сенсорного развития детей этого возраста является умение соотносить предметы по разным признакам, что облегчает овладение и применение сенсорных эталонов в дальнейшем. Для развития этого умения более подходят действия по объединению групп предметов или их частей по 19 одному признаку или в порядке изменения признака. Сюда относятся действия с вкладными кубами, конусами, набором коробок с крышками, цилиндров разных диаметров и т.д.

     Исследователи рекомендуют начинать обучение действиям по соотнесению свойств предметов с соотнесения предметов по одному признаку. Задания на соотнесение предметов по двум признакам требуют более сложных действий, каждому из которых следует обучать отдельно. Количество предметов для начала не должно превышать двух сравниваемых пар (заполнение фигурками доски с двумя отверстиями, двусоставная матрешка и др.) или пяти элементов для расположения в убывающей последовательности [7]. Для детей третьего года жизни Л.А. Венгер рекомендует увеличить количество различающихся объектов [11].

     Для сенсорного развития важно также формирование действий по подбору и объединению предметов и их частей. Здесь используется прием пробного прикладывание предметов друг к другу до получения результатов. Задача воспитателя заключается в «побуждении ребенка к последовательному опробованию возможных сочетаний» [5, с. 65].

     Авторы рекомендуют использовать прием попарного опробования всех имеющихся предметов и их выкладывание в ряд до окончательного действия, причем внимание ребенка фиксируется на этом. Прием попарного опробования всех нижних половинок используется для вкладывания многосоставных предметов (матрешек, яиц и т.д.), затем находится верхняя половинка для самой маленькой нижней, половинки объединяются и т.д. при сборке пирамид применяется прием последовательного прикладывания, расположения в ряд и последовательное нанизывание колец на стержень. Когда ребенок осваивает все эти приемы, добиваются их выполнения без практических проб, с помощью зрительного соотнесения. Причем для легкого перехода к зрительному примериванию следует отделить стадию обследования материала от стадии практического выполнения задачи [11, 5].

     Такое обучение рекомендуется осуществлять путем индивидуальной работы с каждым ребенком и организации его самостоятельной деятельности.

     Как указывает Л.А. Венгер, главной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является обогащение их представлений о свойствах предметов. Основное содержание сенсорного развития детей раннего возраста состоит в восприятии формы, величины, цвета [11].

     Ученый уверен, что тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя формами и цветами и требовать правильного употребления их названий устарела. Более того, такая методика замедляет сенсорное развитие детей. Знакомя малышей с различными свойствами предметов, добиваться запоминания их названий не следует. Важно, чтобы ребенок умел учитывать эти свойства во время практических действий. Взрослый называет цвета и формы, но не требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились понимать слова «цвет», «форма», «такой же». Только ознакомление с величиной предметов является исключением и требует знакомства со словами: «большой», «маленький» [11].

      Л.А. Венгер предлагает организовывать такие действия с предметами, которые требуют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Поскольку дети не способны выполнять такое сопоставление зрительно, их учат накладывать предметы друг на друга, сравнивая по величине и форме, прикладывать вплотную друг к другу, сравнивая по цвету. От внешних приемов сопоставления постепенно переходят к сравнению на глаз, что дает возможность устанавливать соответствие между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга [11].

     Л.А. Венгер также отмечает большую роль индивидуальной работы и организации самостоятельной деятельности детей в ходе овладения ими предметных действий [11].

     В.Н. Аванесова подчеркивает ведущую роль взрослого в сенсорном развитии ребенка, называя основным элементом педагогического воздействия организацию действий с различными пособиями и дидактических игр. Она выделяет два вида занятий с детьми: занятия, основанные на восприятии детьми показа и словесных воздействий взрослых; занятия, построенные на самостоятельных действиях детей с предметами и материалами [3].

     Э.Г. Пилюгиной разработана система занятий с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом. В качестве методических приемов автор предлагает использовать сличение предметов по цвету, установление совпадения или несовпадения цвета с помощью прикладывания предметов друг к другу, поэлементный диктант (например, задание на «опредмечивание» цвета) [3].

     Ш.А. Абдуллаева разработала систему упражнений и дидактические пособия по вкладыванию фигур в отверстия доски и коробки для сенсорного развития детей раннего возраста. Ее исследования доказали возможность формирования сенсорных действий по сопоставлению между собой предметов по форме уже на втором году жизни ребенка. В ее работе предлагается в качестве методов обучения применять активную деятельность ребенка с предметами, обучение приемам обследования, обведение контуров фигуры и отверстия пальцем взрослого и самого ребенка, показ и объяснение педагогом способа действия, одновременное сочетание разных видов заданий, их смена и др. [1].

    Ш.А Абдуллаева рекомендует начинать обучение соотносящим действия не с сюжетных, а с геометрических фигур, т.к. множество несущественных признаков сюжетных фигур отвлекают ребенка [1].

     В.Н. Аванесова признает необходимым условием сенсорного развития детей раннего возраста организацию дидактических упражнений. Подчеркивая их принципиальное отличие от дидактических игр, она формулирует сущность дидактического упражнения: в нем сенсорное 22 развитие происходит путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Под «обучающим материалом» имеется в виду различные материалы для восприятия величины (наборы кубов, цилиндров и т.д.), формы (геометрические фигуры и тела и т.д.), цвета, положения в пространстве и др. [2]

     Конструкция материалов содержит не только задачу (например, различить цвет), но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать такой же), дает возможность ребенку контролировать себя.

     Дидактический смысл упражнений, замечает исследователь, состоит именно в том, что ребенок имеет возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, ощущать практически результаты своих усилий. Задача педагога – правильно подобрать нужный материал, организовать действия ребенка с ним, при этом опираясь на его автодидактизм. Более активную позицию занимает воспитатель при проведении упражнений с новым, неизвестным детям материалом. Педагогу необходимо познакомить с материалом, назвать свойства предмета (величина, форма, цвет), раскрыть способ действия, сформулировать задача и правила использования. В качестве дидактических материалов можно использовать и наборы игрушек и предметов, картинок [2].

     Ю.М. Хохрякова представляет технологию сенсорного развития детей раннего возраста, состоящую из шести этапов [55]. Исследователь доказывает, что в разработанный ранее системах сенсорного развития детей раннего возраста (В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и др.) приоритетное значение придавалось прямому обучающему воздействию, которое осуществлялось в рамках классно-урочной системы, модифицированной по отношению к данному возрасту. Большинство авторов, по ее мнению, разрабатывали групповые занятия, достаточно жестко регламентированные по структуре и характеру взаимодействия педагога с детьми, пространственно-временным параметрам.

     Исследователь указывает на развивающий потенциал предметных соотносящих действий, выполняемых с дидактическими материалами и игрушками, и признает их ведущим средством сенсорного развития детей раннего возраста. Она считает, что педагог должен занимать позицию организатора предметных действий детей, принципиально отличающуюся как от позиции учителя, так и позиции наблюдателя за действиями малышей [55].

     У детей раннего возраста отмечается значительная выраженность индивидуальных различий, прежде всего, различий в динамике освоения перцептивных и предметных действий. В связи с этим проектируемая исследователем технология описывает способы построения индивидуализированных программ для каждого ребенка [5].

     Обобщение изученных источников помогло составить список некоторых методов и приемов, которые возможно использовать для сенсорного развития детей раннего возраста:

  • пробное прикладывание объектов друг к другу ‒ практические пробы (Л.А. Венгер [11]);
  • направление действий руки ребенка рукой взрослого в сопровождении словесного обозначения (Н.М. Аксарина [4]);
  • поэлементный диктант со стороны взрослого в начальный период обучения (В.Н. Аванесова [3]);
  • совместная с ребенком деятельность при выполнении определенных действий;
  • обведение пальцем взрослого и самого ребенка контуров и отверстий (Ш.А. Абдуллаева [1]);
  • обследование предметов ‒ рассматривание, вычленение деталей (Н.Н. Поддъяков [39]);
  • экспериментирование и простейшие опыты с различными предметами живой и неживой природы (И.С. Фрейдкин [3]);
  • сочетание одновременно нескольких видов заданий и их смена.

     Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что большинство авторов (Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др.) считают необходимым условием сенсорного развития детей раннего возраста обеспечение разнообразных воздействий, организующих зрительное и слуховое восприятие. Исследователи (Л.А. Венгер, В.Н. Аванесова, Ю.М. Хохрякова и др.) отмечают поэтапность сенсорного развития и разрабатывают усложняющиеся системы заданий. Также подчеркивается необходимость проведения специально направленных занятий, дидактических упражнений для сенсорного развития и признается большое значение индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей. Во всех исследованиях раскрывается значение проведения дидактических игр и организации предметно-развивающей среды как условий сенсорного развития детей раннего возраста.

Глава II Практическая часть.

Раздел 1.

2.1. Опытно-эксперементальные исследования по сенсорному развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр

В рамках настоящей работы была применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания  для  выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета;

На базе МБДОУ  детского сада №7  группе раннего развития «Одуванчик» было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 15 детей в возрасте 2,5-3 лет.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Цель исследования: Выявить уровень развития детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала  (Приложение 1)

Задание 1.  Геометрические фигуры.

Цель: Умение детей  различать предметы по форме, называть их (круг, квадрат,  треугольник) и соотносить с соответствующими по форме прорезями

Оборудование:  деревянная  доска с тремя прорезями: круглой, квадратной, треугольной форм и тремя плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Выполнение задания: Воспитатель предлагает ребенку вставить геом. фигуры в соответствующие гнезда. Действия воспитатель сопровождает вопросами «Что это?», «Как называется?» и т.д.

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок правильно выполнил задание  - 3б

Средний уровень – ребенок после показа воспитателя допускал  ошибки при расположении фигур на плоскости или допускал ошибки  в названии геометрических форм - 2 б.

Низкий уровень – ребенок после показа воспитателя не справляется с заданием и после повторного показа воспитателем допускает 3 и более ошибок. Отказывается от выполнения задания - 1б.

Задание 2. Объёмные геометрические формы

Цель: Умение детей  различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Оборудование:  пластмассовая коробка с двумя прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной форм и двумя объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

Выполнение задания: Воспитатель предлагает ребенку вставить геом. фигуры в соответствующие гнезда. Действия воспитатель сопровождает вопросами «Что это?», «Как называется?» и т.д.

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок правильно вставляет фигуры в соответствующие прорези, и назвал правильно все объёмные геометрические формы - 3б

Средний уровень – ребенок после показа воспитателя, допускал  ошибки вставляя фигуры в прорези или путался в названии форм - 2 б.

Низкий уровень – ребенок после показа воспитателя совершенно не справляется с заданием и после повторного показа воспитателем допускает 3 и более ошибок. Отказывается от выполнения задания - 1б.

Задание 3. Основные цвета

Цель: Умение распознавать  цвета (красный, синий, желтый, зеленый), обозначая это в речи, группировать предметы по цвету

Оборудование: кубики красного, желтого, зеленого, синего цвета. Корзины красного, желтого, зеленого, синего цвета.  

Описание:  Детям предлагается разложить кубики красного, желтого, зеленого, синего цвета  в 4 корзины соответствующего цвета (красный кубик в красную корзину, желтый кубик в желтую корзину и т.д.) Действия воспитатель сопровождает вопросами «Что это?», «Как называется?» и т.д.

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок правильно называет все цвета кубиков  и раскладывает кубики  в соответствующие корзины (красный кубик в красную корзину, желтый кубик в желтую корзину и т.д.) - 3б.

Средний уровень – ребенок допускал  ошибки при названии цветов или после показа воспитателя путался в раскладывании кубиков в корзины - 2 б.

Низкий уровень – ребенок после показа воспитателя совершенно не справляется с заданием и после повторного показа воспитателем допускает 3 и более ошибок. Отказывается от выполнения задания - 1б.

Задание 4.  Сравнение предметов по величине.

Цель: Умение различать предметы контрастных размеров и обозначать это в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Оборудование: Матрешки и домики разной величины.

Описание: Детям предлагается поселить матрешек в свои домики. Найти большую матрешку и поселить ее в большой домик, найти маленькую матрёшку и поселить ее в маленький домик.

Действия воспитатель сопровождает вопросами «Что это?», «Как называется?»

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок правильно называет величину матрёшек и домиков (большая матрёшка и маленькая матрёшка, большой и маленький домик)  и соотносит предметы по величине (большая матрёшка - большой домик, маленькая матрешка-маленький домик) - 3б.

Средний уровень – ребенок после показа воспитателя допускал  ошибки при названии  величины предметов или после показа воспитателя путался соотношении предметов по величине - 2 б.

Низкий уровень – ребенок допускам ошибки про назывании величин и  после показа воспитателя совершенно не справляется с заданием и после повторного показа воспитателем допускает 3 и более ошибок. Отказывается от выполнения задания - 1б.

Задание 5. Сравнение предметов по цвету и величине

Цель: выявить умения  детей сравнивать предметы по 2 признакам цвет и величина  и обозначая в речи

Оборудование: 3 пирамиды красного, желтого и зеленого цвета состоящие из 3х колец

Описание:  Детям предлагается назвать цвет пирамидок (красного, желтого, зеленого) и  величину  колец (большое, поменьше, самое маленькое) и собрать пирамидки соответствующего цвета.

Действия воспитатель сопровождает вопросами «Что это?», «Как называется?»

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок правильно называет цвет пирамид (красная, желтая, зеленая) и величину каждого кольца (большое, поменьше, самое маленькое) и правильно собирает пирамиду  - 3б.

Средний уровень – ребенок допускал  ошибки при названии  цвета пирамид и  величины колец пирамиды  или после показа воспитателя путался в собирании пирамиды - 2 б.

Низкий уровень – ребенок  после показа воспитателя совершенно не справляется с заданием и после повторного показа воспитателем допускает 3 и более ошибок. Отказывается от выполнения задания - 1б.

Итог:

Критерии оценки действий детей:

Высокий уровень – ребенок справился со всеми заданиями - от 13 б и выше

Средний уровень – ребенок допускал ошибки при выполнении заданий - от 8 до 12

Низкий уровень – ребенок  совершенно не справился с заданиями или допустил большое количество ошибок - от 5 до 7 б

По итогам индивидуальной диагностики можно сделать следующие выводы:

Высокий уровень сформированности сенсорных эталонов  продемонстрировало 2 человека (10 %): Дети без помощи воспитателя правильно называют все цвета кубиков  и раскладывают кубики  в соответствующие корзины, правильно вставляют фигуры в соответствующие прорези, называют правильно все объёмные  геометрические формы, умеют различать предметы контрастных размеров и обозначать их в речи. 

У 43% детей (средний уровень): дети в основном знают основные цвета, но допускают ошибки в названии цвета,  в активном словаре детей отсутствуют название некоторых основных цветов ;   правильно называют геометрические фигуры, но  ошибаются в расположении фигур на плоскости; дошкольники допускали ошибки в названии объёмных геометрических фигур; дети допускали ошибки при сравнивании предметов по цвету и величине; дошкольники правильно собирали пирамиду, но у детей вызвало затруднения в названии цвета  и величины колец.    

        47 % детей показали низкий уровень сформированности сенсорных эталонов: дети знают не все основные цвета; ошибаются в определении и названии геометрических фигур; не  правильно называют объёмные геометрические формы;  не умеют сравнивать предметы по цвету и величине, так же дети не называли цвет и величину колец пирамид.

Исходя из результатов диагностики, видно, что дети владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, форме, величине, но не достаточно дифференцируют цвета, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов. Затруднения у детей вызвало определение формы предметов эталонов величины.

Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников». Проведенное анкетирование среди родителей показало, что 26% (4 человек) понимают важность формирования сенсорного развития у своих детей, но не знают, как работать по данному вопросу с детьми дома, 74% (11 человек) недостаточно осознают важность данного вопроса и уделяют мало внимания формированию сенсорных эталонов у своих детей.  

В соответствии с этим  возникла необходимость создания системы работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам.

Цель опыта: - формирование сенсорных способностей  у детей посредством дидактических игр.

Для достижения данной цели были  определены следующие задачи:

1. Создание условий для обогащения и накопления чувственного опыта малышей в ходе совместной предметно-игровой деятельности педагога и детей.

2. Создание системы дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных эталонов младших дошкольников.

3. Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

3. Поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

4. Формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

В соответствии с задачами работу с младшими дошкольниками строю в следующих направлениях:

  • продолжаю развивать восприятие, создаю условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной; развиваю умение воспринимать звуки музыки, природы, родной речи;
  • закрепляю умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, используя систему дидактических игр и упражнений;
  • совершенствую навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету, подсказывая детям название формы: круглая, треугольная, квадратная, прямоугольная;
  • показываю разные способы обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.

Реализацию задач сенсорного воспитания осуществляю через использование следующих методов, форм и средств:

- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

- проведение мониторинга развития представлений у младших дошкольников о сенсорных эталонах;

- создание предметно – пространственной среды в группе;

- подбор дидактических игр, упражнений, заданий

- перспективное планирование дидактических игр по развитию сенсорных эталонов;

- разработка конспектов совместной игровой деятельности педагога и детей по сенсорному воспитанию;

- сочетание разных форм работы с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных;

- организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в сенсорном уголке;

- повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.

В результате реализации опыта мною было разработано методические обеспечение:

  • Перспективный план работы по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
  • Картотека дидактических игр по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
  • Конспект занятия для детей ГРВ «Мишки»
  • Конспект занятия для детей ГРВ «Угости маленького и большого зайца морковкой»
  • Консультация для родителей «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»;
  • Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;
  • Методические рекомендации для родителей на тему: «Использование дидактических игр по сенсорики в домашних условиях

2.2. Создание предметно – развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяла созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок создании которого были соблюдены  все требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные  в программе

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде  предполагает что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов старалась создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно переводила детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняла и показывала детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оценивала достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.

Для развития тактильных ощущений я использовала природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды, сенсорная тропа, бизиборт, пальчиковые краски, тактильные доски, различные коврики, носочки с нашитыми пуговицами  и т.д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.

Для развития осязания применяла образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной были изготовлены следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Шептунчик», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки, «Волшебный мешочек», игры с бусинками, игры с прищепками, игры с макаронами, горохом, фасолью,
разными семечками: «Золушка», «Месим тесто»,»Кто больше соберет фасоли», «Бусы для любимой бабушки», «Покормим куклу», игры с массажным мячиком, Игры с крупными бигуди, Игры с платочками.

Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха использовала различные музыкальные инструменты: бубен, погремушки, колокольчики, дудки, барабаны, пианино, металлофон, юла, балалайка, свистульки. Дети играли в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, использовала магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяла ароматные специи (в цельном, немолотом виде, чтобы ребёнок не вдохнул мелкие частицы). Это может быть палочка ванили, гвоздика, мускатный орех, кардамон, фенхель, палочки корицы, также можно положить кофе, корочку лимона (её надо периодически менять, так как она будет портиться), различные сушёные ягоды и травы (душица, валериана, мята, ромашка). Так же использовала эфирные масла. С дошкольниками проводила игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

- игры на развитие представлений о цвете: «Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол», «Разноцветные карандаши», «Цветные коробки», «Бабочки и цветы», «Разноцветные деревья», «Подбери куклам одежду», «Найди пару», «Листопад», «Какого цвета не стало?»

- форме: «Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Катится – не катится», «Разложи фигурки по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Найди пару по форме» «Найди лишнею фигуру»  «Башни»

- величине предметов: «Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы», «Спрячь в ладошке», «Накрой платком», «Большие и маленькие кубики»,  «Пирамидки», «Два поезда», «Бабочки и гусеницы», «Волшебный мешок»

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс, ленты разноцветные, султанчики, коврик массажный . Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек, одноразовые стаканчики, оклеенные коробки разных размеров.

В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый театр, театр кружек, театр ложек, настольный театр, Куклы «Би-ба-бо», .Театр на фланелеграфе, Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.

При оборудовании сенсорного уголка были соблюдены  все требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные  в программе

 Позаботилась о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на доступном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствовали:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
  • развитию мелкой моторики рук ребенка;
  • стимуляции двигательной активности;
  • активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей группы «Одуванчик» являлась наиболее рациональной, так как она учитывала основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

2.3. Использование дидактических игр  в совместной деятельности педагога и детей в различные режимные моменты.

Работа с детьми по формированию сенсорных эталонов в группе раннего возраста проводилась на протяжении одного года.

В совместной деятельности с детьми я применяла такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; активизировала детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий.

Старалась делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, дети учились осязанию, восприятию и усвоению всех сенсорных эталонов; учились сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, в процессе которого они познали окружающий мир. Игры включала во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, совместной с детьми деятельности.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому вовремя непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Так, например, при ознакомлении с окружающим использовала серию игр с куклами, мишками, собачками.

Прежде чем начать игру, вызывала у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами. Дети слушали потешки, загадки, дидактические игрушки, наблюдали  красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Я использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т.д.

В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Детям задавали вопрос: «Какой величины кукла Даша, а какой Маша?».

Я использовала различные возможности для осуществления сенсорного развития детей. Я считаю, что именно ознакомление детей с окружающим миром и природой  представляет большие возможности для сенсорного развития детей.

Во время утреннего приёма детей обязательно обращала внимание на цвет одежды ребёнка, обуви: «Дима, какая красивая жёлтая футболка сегодня у тебя. А какой цвет Ярослав, сегодня у тебя. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё такая же ». В утренние часы проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это «Занимательная коробка», «Цветные вкладыши», «Кто большой, кто маленький» и т. д. Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращала внимание на величину, цвет и форму предметов «А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?», «Какого цвета тебе нужна кастрюлю?» и т.д.

На прогулке предлагала детям послушать, какие звуки слышны вокруг, а так же игру «Кто услышит больше звуков?». Так же можно организовывала наблюдение за различными объектами живой и неживой природы.
С целью развития зрительных ощущений проводила  наблюдение: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый.

       В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Во время игр старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Проводила индивидуальную работа с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития.  Детям предлагались игры-упражнения, в которых они решали определенные задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

  • Формирования цвета

Дидактические игры на формирование эталонов цвета проводились в определённой последовательности, распределяясь от простого к более сложному. Работа проводилась поэтапно. Сначала  я использовала игры, которые развивали умение различать цвета. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Божья коровка найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан», «Собери цветик — семи цветик», «Сложи пирамидку». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по цвету. Что бы поддержать интерес детей к дидактическим играм, разнообразила дидактический материал. Использовала игры-самоделки: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам» и др., которые вызывали у ребят интерес.

  • Формирование формы

Для формирования представлений о форме предметов дети учились различать предметы путем сравнения. Я побуждала детей подыскивать сравнение. Далее я предлагала детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Дети выполняли действия такие  как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. Для этого предлагались дидактические игры: "Найди свой домик", Узнай и назови",  "Бусы для кукол", «Закрой окошко». «Домик для зверюшки».

«Спрячь мышку от кошки». После освоения практических действий детям легче слало узнать фигуры.

  • Формирование величины

В играх на определение величины использовала самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливала. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки.  Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький) », которые  способствовали развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию

сенсорных эталонов дошкольников.

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:

  • размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек;
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • родительские собрания
  • подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей;
  • индивидуальные беседы.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорного развития, мной проведены консультации на следующие темы:

- «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»;

- «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;

- «Роль игры с детьми младшего дошкольного возраста в развитии познавательных способностей».

В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорики в домашних условиях».

В общении с детьми рекомендовала родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры, способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.

Одной из наиболее эффективных форм считаю родительские собрания.

На родительских собраниях «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»,  «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» -  Я познакомила родителей с содержанием работы по сенсорному воспитанию в детском саду, познакомились с играми на развитие сенсорных представлений,  а родители поделились опытом семейного воспитания, приняли участие в презентации пособий. Очень приятно, что родители с удовольствием приняли участие в пополнении развивающей среды группы. Ими изготовлены дидактические пособия на развитие мелкой моторики рук: «Шептунчик», «Божьи коровки», «Чудо коврик».

Наблюдения показывают, что в результате использования разнообразных форм работы у родителей:

  • постоянно совершенствуются их педагогические знания;
  • повышается их ответственность за воспитание детей в семье;
  • создается атмосфера взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогами, родителями, детьми;
  • происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями.

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.

2.5 Динамика результатов работы с использованием дидактических игр в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Мной была проведена повторная диагностика  по методике Николаевой Т.В.

В результате повторной диагностики я пришла к выводу, что высоким уровнем сформированности сенсорных эталонов  продемонстрировали  3 человека (20 %): знают все основные цвета, правильно определяют и называют геометрические фигуры, правильно называют объёмные геометрические формы, умеют сравнивать предметы по величине и цвету.

У 60% детей (средний уровень): дети в основном знают основные цвета, но допускают ошибки в названии цвета;  правильно называют геометрические фигуры, но  ошибаются в расположении фигур на плоскости; дети допускали ошибки при сравнивании предметов по цвету и величине; дети правильно собирали пирамиду, но у детей вызвало затруднения в названии цвета  и величины колец.    

   20 % детей показали низкий уровень сформированности сенсорных эталонов: дети знают не все основные цвета; ошибаются в определении и названии геометрических фигур; не  правильно называют объёмные геометрические формы;  не умеют сравнивать предметы по цвету и величине так же дети не называли цвет и величину колец пирамид.

Сравнительный анализ уровня сформированности сенсорных эталонов в начале и после проведения систематической работы  показал положительную динамику по всем направлениям. Повышения уровня сформированности сенсорных эталонов у детей ГРВ «Одуванчик»  составил: высокий уровень на 10%, средний уровень 17%, а низкий уровень снизился на 27%.

Что свидетельствует примененная  мной система по формированию сенсорных эталонов посредствам дидактических игр является эффективной.

Было проведено итоговое анкетирование родителей на тему«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».  Опросив повторно родителей я пришла к выводу, что проведенное анкетирование среди родителей показало, что 80% (12 человек) понимают важность формирования сенсорного развития у своих детей, и работают по данному вопросу с детьми дома, 20% (3 человека) недостаточно осознают важность данного вопроса и уделяют мало внимания формированию сенсорного развития у своих детей.  

Родители стали осознавать важность данного вопроса и заинтересовались в сотрудничестве с воспитателем по вопросу  формирования сенсорного развития у своих детей.

Выводы

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

 Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить не только на занятиях с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в режиме дня и свободной деятельности детей.

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 2018.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2018.

3. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2019

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

5. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. - М.: Академия педагогических наук, 2013.
6. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2019. - №2. -

7. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2020.

9. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2021.

10. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2015.

11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 20019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр

 Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».

Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС  ведущ...

Консультация по теме " Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста".

Консультация по теме: формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Коханова Светлана Константиновна,  старший воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк», Цель: обобщение о...

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игрыВведениеРанний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное...

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий...

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

"Занимательная сенсорика". Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Картотека дидактических игр.

В презентации "Занимательная сенсорика" представлен сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста. В этом возрасте  начинает формироваться с...