План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».
материал (средняя группа)

Гусева Анна Николаевна

План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности

Филиал детского сада

План по самообразованию

Гусева Анна Николаевна

Тема "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».

Сроки реализации:

сентябрь 2021- май 2022 г.

Средняя группа

                                                       

2021 год

Цель работы:

- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества,  повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Внести дополнения в РППС

Актуальность выбранной темы.

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

       Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

  • Знакомить детей с окружающим миром – природой  с укладом жизни и быта русского народа.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность

Сентябрь

Потешки

• Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни.

• Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).

• Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши».

• Дидактическая игра: «Узнай потешку».

• Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе).

• Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

• Пополнение картотеки потешек для работы с детьми.

Доклад «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 

Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

Октябрь

Прибаутки считалки

  • «Веселые считалки» - познакомить с понятием «считалка».
  • Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять». Беседа на основе последнего материала.
  • Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».
  • Создание картотеки считалок.
  • В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.

Буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»

Ноябрь

«Загадки» - книга с загадками и иллюстрациями.

  • Продолжить знакомить детей с загадками, дать представление о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.
  • Изготовление картотеки загадок.
  • Досуг «Вечер загадок об осени»

Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

  • Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
  • Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку»

Декабрь

Пословицы и поговорки

  • Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.
  • Разучивание пословиц и поговорок с детьми.
  • Изготовление картотеки поговорок для детей.

 Обзор в интернете информации по теме.

Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».

Январь

Русские народные сказки

  • Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.
  • НОД по развитию речи «Кот, петух и лиса».
  • Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.
  • Прослушивание аудиозаписей сказок. Учить обыгрывать знания сказки (игры – драматизации).
  • Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
  • Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

Консультация «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.

Беседа «Читайте детям сказки…»

Февраль

Колыбельные песни

  • Рассказать о значении колыбельной песни в народе.
  • Прослушивание колыбельных песен
  • Использование имитационных приемов «значение младенца».
  • Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».

Создание фонотеки с колыбельными песнями.

Показ презентации «Роль народного творчества в жизни детей»

Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

Март

Русские народные игры и хороводы

  • Познакомить детей с русскими народными хороводами.
  • Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.
  • Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки».
  • Разучивание хороводов: «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Золотые ворота».

Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений.

  • Развлечение «Широкая

Масленица».

  • Изготовление атрибутов, масок.
  • Пополнить уголок ряженья 

Буклет «Народные игры как средство развития речи детей».

Консультация «Не забывайте народные игры».

Апрель

Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

  • Изготовление лепбука «Театр дошкольникам»
  • Пополнить театральный уголок новыми персонажами

Мастер-класс по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).

Итоговое мероприятие « В сказку играй -речь развивай»

Май

-Игры- драматизации по знакомым сказкам.

-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

Родительское собрание

-Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Самореализация

Сентябрь

-Изучить тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Ознакомиться с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

-Создать картотеку потешек для работы с детьми.

-Провести консультацию для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

-Подготовить доклад на тему «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 

Октябрь

-Изучить тему: «Использование фольклора в работе с детьми».

- Создать картотеку считалок

-Выполнить буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

-Провести анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»

Ноябрь

-Изучить тему:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

-Создать картотеку загадок.

-Подготовить консультацию для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

-Провести консультацию для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

-Провести семейную выставку рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку».

Декабрь

-Изготовить картотеку поговорок для детей.

-Подготовить консультацию для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».

Январь

-Изучить тему «Роль сказки в воспитании детей».

-Создать библиотеку красочных книг с русскими народными сказками.

-Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»

-Провести консультацию для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

-Провести беседу с родителями «Читайте детям сказки…»

Февраль

-Создать фонотеку с колыбельными песнями

-Показать презентацию для педагогов «Роль народного творчества в жизни детей»

-Подготовить консультацию для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

Март

-Изготовить буклет «Народные игры как средство развития речи детей».

-Провести консультацию для родителей «Не забывайте народные игры».

-Изготовить атрибуты, маски.

-Пополнить уголок ряженья 

Апрель

-Изучить тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Провести итоговое мероприятие « В сказку играй- речь развивай»

Май

-Подготовить отчёт о проделанной работе перед педагогами.

-Выступить на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования».

-Подготовить презентацию для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

-Разработать рекомендации родителям по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Используемая литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Журналы «Дошкольное воспитание».

8. Журналы «Ребёнок в детском саду».

9. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мыс...

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

Развитие связной речи ребенка возможно лишь при овладении им родным языком...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....