«Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству»
консультация

Михайлова Марина Викторовна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевое развитие детей раннего возраста в  процессе приобщения к устному народному творчеству»

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

- Расширять словарный запас;

- Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песенки);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития детей. Главная задача педагога в этом периоде – помочь им в освоении речи, родного языка. Активизация  речевой деятельности детей раннего возраста, источник развития выразительности детской речи, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей  с максимально эффективным результатом происходит с помощью произведений русского фольклора,  на основе элементов устного народного творчества – загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные сказки.

  Методы и приёмы развития речи   посредством русского народного фольклора.

Используются следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

•        Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

•        Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф,  ковролин.

•        Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. Например, показать,  как идет медведь, как прыгает зайчик, как летает птичка.

•        Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.

•        Использование музыкальных произведений. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.

•        Использование малых форм фольклора:

 Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Потешки – русские народные песенки, это первая встреча малыша со стихами, песенками, пальчиковыми играми, окружающим миром в художественных произведениях.

Фольклорные формы:

- потешки,

- колыбельные песенки,

- сказки,

- прибаутки,

- пестушки,

- приговорки,

- игры,

- заклички.

Для активизации  коммуникативно – речевого развития в младшем дошкольном возрасте, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;

- побуждение детей к творческой деятельности;

- использование  ритмопластики, сказкотерапии, пальчиковых игр, потешек, прибауток, кукольного театра;

- педагог, распределяя роли, учитывает  возможности каждого ребенка, поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаться;

- театрализованная деятельность детей привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, коллективных умений, взаимодействию со сверстниками;

- малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младших групп с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры,  раздаем детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

- начато формирование  устойчивого  интереса  к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

- повышается  уровень связной речи;

- словарь детей обогащается  новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

- повышение теоретического уровня по теме проекта;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

- самореализация;

- обобщение и распространение опыта, пополнение методической копилки;

У родителей:

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

- поощрение использования фольклора в играх детей дома.

   

В результате проводимой работы:

У большинства детей группы сформированы коммуникативно – речевые навыки.

Дети освоили простейшие образно – выразительные средства общения.

Дети научились самостоятельно выбирать друзей, игрушки, виды деятельности.

Дети  стали без опаски относиться к окружающим людям, стремиться к совместной деятельности с детьми и воспитателем.

Словарный запас детей расширился. Сформированы  навыки диалогической речи в соответствии с возрастом детей.

В результате совместных действий педагогов и родителей коллектив детей стал более сплоченным.

У многих детей скорректированы эмоционально – личностные особенности.

Рекомендации: продолжать пополнять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативно – речевые навыки, приобретать новый опыт общения  через театрализованную деятельность. Активно привлекать к участию в педагогической деятельности родителей.

Рекомендации: продолжать пополнять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативно – речевые навыки, приобретать новый опыт общения  через театрализованную деятельность. Активно привлекать к участию в педагогической деятельности родителей.

Перечень изучаемой литературы

1. Познавательное и речевое развитие дошкольников. под редакцией Н.В.Микляевой. ТЦ Сфера.:

2. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. Методическое пособие. Г.Л.Затулина;

3. Альбом по звукопроизношению. Т.А.Датешидзе, Изд-во Речь;

4. Конспекты комплексных занятий. 1- младшая группа  Н.С.Голицына. Интегрированный подход;

5. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Н.А. Лукина, И.Ф.Сарычева. Изд-во Паритет

6.Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст 2-3 года. Н.А.Карпухина.

    Изд-во М-Книга

7. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. В.В.Гербова. Изд-во Мозаика-Синтез;

8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под редакцией Н.В.Вераксы. Изд-во Учитель.

9. В.Сутеев «Сказочные истории в картинках»

10. Ю.Васнецов «10 книжек для детей»

11. К.Чуковский. «Стихи и сказки»

12. Т.Маршанова «Топ-топ, чьи-то ножки»

13. «Страна из детства» - русские народные сказки.

14. Читаем малышам.  Сказка в окошке. Чудо-книга для малышей. Вот какие мы. Ладушки-ладушки.

Образовательная деятельность с воспитанниками

Месяц

Тип мероприятия

Тема

сентябрь

Мониторинг способностей детей

Создание развивающей среды

Выбор темы. Постановка целей и задач по теме. Подборка материалов и литературы.

октябрь

Изготовление картотек нужного материала. Разучивание и проговаривание потешек, стихов с показом движений, игры-подражания животным, людям, событиям. Обучение  некоторым способам игровых действий по образцу.

ноябрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», «К какой потешке был этот рисунок?». Подборка раскрасок к потешкам.

декабрь

Прослушивание музыкально-ритмических композиций

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото, картинки)

январь

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

февраль

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Кто изображен на этом рисунке?»

Театрализованные игры как средство развития речи детей по мотивам сказок, потешек, песенок.

март

Раскраски по русским народным сказкам, потешкам, к загадкам.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Создать театральный уголок в группе (настольный, на ковролине, пальчиковый,   маски и атрибуты

апрель

Обобщение результатов работы, анализ деятельности

Продолжение работы по теме.

Разучивание сказки «Два веселых гуся»

май

Проведение театрализованного развлечения для детей с видео-показом  родителям. Мониторинг достижений детей за год

Развлечение  «Два веселых гуся»

Постоянно реализуемые мероприятия с детьми:

- чтение художественной литературы, сказок, потешек, загадок и других малых форм русского народного искусства; прослушивание аудиозаписей музыкальных  и художественных произведений;

- обыгрывание музыкальных ритмических упражнений, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры-подражания, игры-инсценировки сказок, музыкальных произведений, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры с заданным содержанием по теме сказок, обучение детей  некоторым способам игровых действий по образцу;

- беседы и обсуждения о прочитанном, рассматривание картинок, иллюстраций разных художников;

- рисование, раскраски, изобразительная деятельность  по темам сказок, потешек, малых форм народного творчества;

- расширять  игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок;

Ступени расширения опыта:

- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

- бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»).

- игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

- инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

- у детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка…», «Тили-бом»).

Взаимодействие с семьями воспитанников

Месяц

Форма мероприятия

Тема

сентябрь

Анкетирование родителей

Консультации и рекомендации

Возрастные особенности  речевого развития детей 2-3 лет.

«Потешки, пестушки, колыбельные – малые формы народного творчества – помогут в воспитании детей»

октябрь

Консультации

Выставки совместных семейных работ

«Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности детей через сказки»

«Осень в гости к нам пришла»

ноябрь

Консультации

Создание дома  библиотеки красочных книжек-малышек любимых  произведений детей

«Артикуляционная гимнастика, массаж пальчиков – помогают говорить язычку»

декабрь

Консультации и рекомендации

«Роль сказки в развитии речи ребенка»

«Пальчиковые игры, ритмические упражнения со стихами – метод развития речи детей»

январь

Консультации и рекомендации

«Роль малых фольклорных форм в жизни малышей»

«Сказка – ложь,  да в ней намек – добрым молодцам урок»

февраль

Консультации и рекомендации

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

«Покажи стихи руками»

март

Консультации и рекомендации

«Загадки – наши помощницы в развитии  речи детей. Работает и голова и язык»

апрель

Консультации

Рекомендации

«Чему дети научились за учебный год в разных видах деятельности»

«На что обратить внимание дома, в игровой обстановке, что поможет развить у ребенка познавательные и творческие способности»

май

Обобщение результатов работы

анализ деятельности, презентация полученных успехов, проведение развлечения для детей, видео-показ родителям развлечения для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества

Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по разв...

Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего...

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества

Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по разв...