Рабочая программа 2 младшая группа возраст 3-4
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа воспитателя группы оздоровительной направленности, возрастная категория 3-4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr.2ml.gr_.docx114.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

1.1.1 Документы

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.

1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

1.4. Социальный паспорт группы

1.5. Возрастные особенности детей  группы

1.6. Целевые ориентиры образования в младшем возрасте

1.7. Планируемые результаты

1.8. Срок реализации Рабочей программы

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

2.1.1  Социально-коммуникативное развитие

2.1.2  Познавательное развитие

2.1.3  Речевое развитие

2.1.4  Художественно-эстетическое развитие

2.1.5  Физическое развитие

2.2. Тематическое планирование

2.3. План сотрудничества с родителями

3. Организационный раздел

3.1. Режим пребывания детей в группе младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

         3.1.1 Холодный период

         3.1.2 Теплый период

3.2. Сетка занятий

3.3. Особенности организации образовательного процесса

3.4. Организация  развивающей предметно-пространственной среды

3.5 Учебно-методический комплект


  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе ООП ДО МБОУ СОШ№34 в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

1.1.1 Документы (нормативно – правовое обеспечение)

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373;

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28) 2.4.3648-20;

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15));

- Устав МБОУ СОШ № 34.

1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы

 Цели:

  • Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Развитие физических, интеллектуальных качеств у детей младшего дошколь-ного возраста.

Для достижения  целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всесторон-нем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•  уважительное отношение к результатам детского творчества;

•  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образо-вательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

    Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка».

1.3. Принципы и подходы

Рабочая программа соответствует:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования)
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы к формированию рабочей программы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых фор-мируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

1.4. Социальный паспорт группы

Группу младшего дошкольного возраста «Родничок» посещают дети от 3 до 4 лет. Количество детей - 21.

В группе  9 мальчиков (43%)  и 12 девочек (57%).

Группа №7  является группой оздоровительной направленности.

Оценка здоровья детей группы

Группа, возраст

Группа здоровья

2 мл.группа

I

II

III

3-4 лет

5

16

Социальный паспорт группы

Полная семья

21

Неполная семья

-

Многодетная семья

1

Проблемная семья

-

Семья с опекуном

-

Семьи с одним ребёнком

3

С двумя

12

С тремя и более детьми

1

Т.к. дети посещают группу оздоровительной направленности, разработан план работы по оздоровлению и развитию физической деятельности детей.

Также данная группа несет адаптационную функцию, целью которой является:

  • Формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;
  • Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы для успешной адаптации к условиям детского сада;
  • Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;
  • Доставлять детям и родителям радость и веселое настроение от встречи с новой группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками;
  • Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно, развивать групповую сплоченность, повышать у детей уверенность к себе, формировать позитивное отношение к сверстникам, развивать само понимание, самосознание своей индивидуальности.

Для успешной адаптации воспитатели используют комплекс игр, направленных на сплочение и позитивное отношение к сверстникам и самому воспитателю (смотреть в приложении программы).

 1.5. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

           В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными  возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенностью  к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются  игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка  зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перспективная деятельность. Дети от использования пред эталонов – индивидуальных единиц         восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе  целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений.

1.6. Целевые ориентиры образования в младшем возрасте

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятель-ность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый  в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится  посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине.

Целевые ориентиры полностью соответствуют ФГОС.


1.7. Планируемые результаты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Социально-коммуникативная

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе;

2.        Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений, эмоционально откликается;

3.        Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений;

4.        Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию;

5.        Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;

6. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрос-лого отрывки из знакомых сказок.

Познавательное развитие

  1. Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей;

2.        Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним;

3.        Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город;

4.        Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки;

5.        Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше-меньше-столько же»;

6.        Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

7.        Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме;

8. Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето.

Речевое развитие

1.        Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном;

2.        Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;

3.        Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;

4.        Четко произносит все гласные звуки, определяет гласный звук.

Художественно-эстетическое развитие

1.        Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

2.        Изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы;

3.        Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы;

4.        Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других;

5.        Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами;

6.        Различает и называет музыкальные инструменты. Замечает изменения в звучании (тихо-громко).

Физическое развитие

1.        Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания;

2.        Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде;

3.        умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого;

4.        Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

5.        Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места;

6.        Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом о пол, бросает вверх и ловит; метает предметы левой и правой рукой.

1.8. Срок реализации Рабочей Программы

      1 учебный год  (сентябрь 2022 – май 2023 года).


  1. Содержательный раздел

2.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  •  социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  •  физическое развитие.

2.1.1 Социально-коммуникативное развитие

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Формирование первичных ценностных представлений

Образ Я

  • Постепенно формировать образ «Я».
  • Сообщать детям разнообразные о них сведения (внешность, пол, имя, возраст и т.д.), о прошлом, и о происшедших с ними изменениях.
  • Способствовать развитию положительной самооценки (учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя).

Нравственное воспитание

  • Развивать у детей элементарные представления о  том,    что такое хорошо и  что такое плохо;
  • воспитывать социальный и эмоциональный интеллект; обращать внимание детей на личностные и деловые  качества человека; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Воспитывать уважеиие и чувство принадлежности к своей семье, благодарность к родителям и близким за их любовь и заботу.
  • Воспитывать уважение к сотрудникам дет.сада, их труду; напоминать их имена и отчества.

Патриотическое воспитание

  • Формировать первичные представления, интерес и любовь к малой родине
  • Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Развитие коммуникативных способностей

Развитие общения, готовности к сотрудничеству

  • Помогать детям объединяться для игры в группы по 2–3 чел. на основе личных симпатий. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, соблюдать в  игре элементарные правила общения.
  •  Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений. Подсказывать образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу.
  • Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, создавать игровые ситуации для внимательного и заботливого отношения к окружающим.
  • Развивать умение инициативно обращаться к  знакомому взрослому или сверстнику.

Формирование детско-взрослого сообщества

  • Формировать у детей положительное отношение к детскому саду и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в нем.
  • Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, приучать детей общаться спокойно, без крика.
  • Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, бережное отношение к вещам, чувство общности, значимости каждого ребенка для дет.сада.

Развитие регуляторных способностей

Освоение общепринятых

правил и норм

  • Способствовать освоению общепринятых правил и норм.
  • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
  • Приучать детей к вежливости, соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности

  • Способствовать первичным проявлениям целенаправ-ленности, саморегуляции собственных действий, по-ощрять стремление детей к самостоятельности («я сам»).
  • Развивать умение находить себе интересное занятие, в совместных играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
  • Приучать соблюдать в игре элементарные правила поведения.

Формирование социальных представлений, умений, навыков

Развитие игровой деятельности

  • Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
  • Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам лит. произведений.
  • Учить выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, взаимодействовать с двумя действующими лицами, с игрушками-заместителями исполнять  роль за себя и за игрушку.
  • Учить объединять отдельные действия в единую сюжетную линию.

Развитие навыков самообслуживания

  • Формировать элементарные навыки самообслуживания (при приеме пищи, одевании-раздевании и т.д.);
  • поддерживать стремление к самостоятельности.
  • Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Приобщение к труду

  •  Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строи-тельный материал, книги. Во 2 половине года навыки для дежурства по столовой.
  • Воспитывать уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т.п.).
  • Воспитывать уважение к людям знакомых профессий, бережное отношение к их труду.

Формирование основ безопасности

  • Знакомить с правилами безопасного поведения в природе, на дорогах, безопасного передвижения в  помещении, умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
  • Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, с мелкими предметами.
  • Обсуждать с детьми, что произойдет, если не соблюдать правила безопасности. Развивать умение обращаться при необходимости за помощью к взрослым. 

2.1.2 Познавательное развитие

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Развитие когнитивных способностей

Сенсорное развитие

  • Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
  • Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
  • Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Создавать условия для ознакомления детей с ними.

Развитие познавательных действий

  • Способствовать развитию у детей любознательности  и познавательной мотивации, воображения  и творческой активности; восприятия, внимания, памяти, наблюдатель-ности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  • Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия эксперимен-тального характера.
  • Учить детей использовать схемы и планы, рисовать их совместно с взрослым.

Формирование элементарных математических представлений

Количество, счет

  • Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», использовать их при ответе на вопрос «Сколько?»; находить один и несколько одинаковых предметов в окр.обстановке;
  • Учить сравнивать две равные (неравные) группы предме-тов, пользуясь приемами наложения и приложения  на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Учить понимать вопросы:«Поровну ли?»,«Чего больше (меньше)?»;
  • Учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина

  • Учить сравнивать два предмета по размеру, контрастных и одинаковых размеров; соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.

Форма

  • Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
  • Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. 
  • Учить различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

  • Учить ориентироваться в контрастных частях суток:

день — ночь, утро — вечер.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

  • Знакомить с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением.
  • Учить вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устана-вливать связи между строением и функцией.
  • Расширять представления о свойствах материала. Учить разным способам обследования предметов, включая простейшие опыты, группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.
  • Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. Дать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.

Природное окружение

  • Развивать интерес к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу. Обращать внимание на красоту природы, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
  • Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в  окружающем мире, делать простейшие обобщения.

  • Неживая природа.

Учить детей определять состояние погоды, одеваться по погоде, отмечать состояние поогоды в календаре наблюдений. Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года.

  • Мир растений. 
  • Формировать элементарные представления о рас-тениях, учить различать и называть их части. Пока-зать,что для роста нужны земля, вода и воздух.
  • Расширять представления о растениях, растущих в данной местности.
  • Учить различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий).
  • Дать первичную классификацию растений: фрукты, овощи, ягоды (лесные-садовые), цветы, кусты, деревья.
  • Познакомить с некоторыми съедобными и несъедобными грибами.
  • Мир животных. 

Расширять представления детей о животном мире.

  • Дать первичную классификацию животного мира: животные (дикие и домашние), птицы, рыбы, насекомые. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами,особенностями их передвижения и питания.
  • Разговаривать о домашних питомцах, рассказывать о необходимости заботиться о них.
  • Дать первоначальные представления о диких животных. Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.
  • Познакомить с некоторыми насекомыми. Обсудить, почему одни из них могут летать, а другие нет.
  • Экологическое воспитание. 

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить правильно вести себя в природе.

Социальное окружение

  • Расширять представления детей об известных им профессиях, об их трудовых действиях,инструментах, результатах труда.
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Рассказывать об особенностях работы водителя.
  • Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

2.1.3 Речевое развитие

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Развитие речи

Развивающая речевая среда

  • Помогать детям общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывать образцы обращения, посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самост.играх.
  • Предоставлять для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
  • Приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам; о проказах животных; об интересной прогулке.

Формирование словаря

  • На  основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  • Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.
  • Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова; называть части суток; называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б; т — д; к — г; ф — в; т — с; з — ц).
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

  • Учить согласовывать прилагательные с существитель-ными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  • Помогать употреблять в речи имена существительные в форме един. и множ. числа, обозначающие животных и их детенышей; форму множ. числа существительных в родительном падеже.
  • Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
  • Учить получать из нераспространенных простых предло-жений (состоят только из подлежащего и  сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.

Связная речь

  • Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говоря-щего. Помогать доброжелательно общаться друг с другом, напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».
  • Учить интересно рассказывать, делиться своими впечат-лениями с воспитателями, родителями и сверстниками.
  • Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

Приобщение к художественной литературе

  • Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно расска-зывать о содержании иллюстраций,заслушивать высказыва-ния детей,ежедневно читать знакомые,любимые либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендо-ванные программой) худож.произведения.
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи,следить за  развитием действия,сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей. Повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность догова-ривать слова и простые фразы.
  • С помощью воспитателя инсценировать и драматизиро-вать небольшие отрывки из народных сказок.Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для чтения детям младшей группы

Сентябрь / октябрь / ноябрь

Русский фольклор:

Песенки, потешки. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…»,  «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…».

Сказки. «Колобок»,обр. К.Ушинского; «Волк и козлята», обр.А.Н.Толстого; «Кот, петух и лиса»,обр. М.Боголюбской.

Фольклор народов мира:

Песенки. «Кораблик»,«Храбрецы», англ.,обр. С.Маршака; «Что за грохот», пер.с латыш. С.Маршака; «Помогите!», пер. с чеш. С.Маршака.

Сказки. «Рукавичка»,укр., обр. Е.Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А.Краснова и В.Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш.Сагдуллы.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия. К.Бальмонт.«Осень»; А.Блок.«Зайчик»; А.Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А.Плещеев «Осень наступила…»; А.Майков «Колыбельная песня»; А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);С.Черный «Приставал-ка»,«Про Катюшу»; С.Маршак «Зоосад»,«Жираф», «Зебры», «Белые медведи»,«Страусенок»,«Пингвин»,«Верблюд»,«Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»); К.Чуковский «Путаница»,«Краденое солнце»,«Мойдодыр».

Проза. К.Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки»; Т. Александрова «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М.Зощенко. «Умная птичка»; Г.Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цып-ленка, солнце и медвежонка»); К.Чуковский «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран:

Поэзия. Г.Виеру «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П.Воронько «Хитрый ежик»,пер.с укр.С.Маршака; Л.Милева «Быстроножка и Серая Одежка», пер.с болг. М.Маринова; А.Милн. «Три лисички», пер.с англ. Н.Слепаковой.

Проза. Д.Биссет «Лягушка в зеркале»,пер.с англ. Н.Шерешев-ской; Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»,пер.с англ. О.Образцовой; Ч. Янчарский «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»),пер. с польск. В.Приходько.

Декабрь / январь  / февраль

Русский фольклор:

Песенки, потешки, заклички. «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…».

Сказки. «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля.

Фольклор народов мира:

Песенки. «Маленькие феи», англ., обр. С.Маршака; «Купите лук…», пер.с шотл. И. Токмаковой.

Сказки. «У солнышка в гостях»,пер.с словац.С.Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е.Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л.Грибовой.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия. С. Гродецкий. «Кто это?»; А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!...», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак. «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка».

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; А. Н.Толстой. «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран:

Поэзия. Н.Забила «Карандаш»,пер.с укр. З.Александровой; С.Капутикян «Кто скорее допьет»,пер.с арм. Т.Спендиаровой.

Проза. Е.Бехлерова«Капустный лист»,пер.с польск.Г.Лукина; А.Босев «Трое», пер.с болг. В.Викторова; Б.Поттер «Ухти-Тухти», пер.с англ. О.Образцовой; Й.Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина.

Март / апрель / май

Русский фольклор:

Песенки, потешки, заклички. «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень, тень, потетень», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-дуга…».

Сказки. «Бычок—черный бочок, белые копытца»,обр. М.Була-това; «У страха глаза велики»,обр.М.Серовой; «Теремок»,обр. Е.Чарушина.

 Фольклор народов мира:

Песенки. «Три зверолова», англ.,обр. С.Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер.с чеш. С.Маршака.

Сказки. «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка»,латыш.,обр. Ю.Ванага,пер. Л.Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Майков «Ласточка примчалась...» (из ново-греческих песен); А. Плещеев. «Весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».

Проза. Л.Толстой «Птица свила гнездо»; «Таня знала буквы»; «У Вари был чиж», «Пришла весна»; К.Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна»;В.Бианки «Купание медвежат»; Ю.Дмитри-ев «Синий шалашик»;С.Прокофьева «Маша и Ойка»,«Когда можно плакать»,«Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В.Сутеев «Три котенка»;А.Н.Толстой «Еж»,«Лиса».

Произведения поэтов и писателей разных стран:

Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Для заучивания наизусть:

Произведения. «Пальчик-мальчик», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик», «Мыши водят хоровод» — рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н.Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).

2.1.4 Художественно-эстетическое развитие

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Приобщение к искусству

  •  Подводить детей к восприятию произведений искусства, содействовать возникновению эмоционального отклика на  лит. и муз. произведения, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
  • Знакомить с элементарными средствами выразитель-ности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движе-ние, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и своеобразие окружающего мира, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности.
  • Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки и т.д

Изобразительная деятельность

  • Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Помогать создавать индивид. и коллект. композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

  • Учить детей передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.
  • Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно во время рисования.
  • Учить правильно набирать краску на кисть. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый,желтый,белый,черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и  др.).
  • Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий.
  • Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п.
  •  Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка

  • Формировать интерес к  лепке.
  • Закреплять представления детей о свойствах материала и  способах лепки. 
  • Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
  • Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, пирамидка и др.).
  • Предлагать объединять в коллективную композицию вылепленные фигурки.

Аппликация

  •  Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес.
  • Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
  • Формировать навыки аккуратной работы. Учить аккуратно пользоваться клеем.
  • Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
  • Закреплять знание формы предметов и их цвета.
  • Развивать чувство ритма.

Народное декоративно-прикладное искусство

  • Приобщать детей к декоративной деятельности
  • учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем и разных предметов.

Конструктивно-модельная деятельность

  • Поддерживать интерес детей к конструированию,
  • Знакомить с различными видами конструкторов.
  • Подводить к простейшему анализу созданных построек. используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание)
  • Использовать детали разного цвета.
  • Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.
  •  Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
  • Учить сооружать постройки по простейшим схемам и  планам, обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, сооружать постройки по собственному замыслу.
  • Воспитывать умение работать коллективно

Театрализованные игры

  • Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
  • Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением); действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли; следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях
  • Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
  • Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками.
  • Побуждать участвовать в беседах о театре

2.1.5 Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Становление ценностей здорового образа жизни

  • Учить различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
  • Развивать представление о ценности здоровья; формировать желание не болеть, быть здоровым, дать первичные представления о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться.
  • Формировать первоначальные представления о полезной и вредной для здоровья человека пище
  • Формировать представление о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений, полноценного сна.
  • Познакомить детей с  упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
  • Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Формировать осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером.
  • Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
  • Формировать элементарные навыки поведения за  столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Физическая культура

Физкультурные занятия и упражнения

  • Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Учить действовать совместно: строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
  • Учить энергично отталкиваться двумя ногами и  правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.
  • Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
  • Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.
  • Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
  • Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений.

Спортивные и подвижные игры

  • Формировать интерес и любовь к спорту, знакомить с некоторыми видами спорта, формировать потребность в двигательной активности.
  • Приобщать к доступным спортивным занятиям: учить кататься на санках, на трехколесном велосипеде, кататься на лыжах.
  • Приобщать к доступным подвижным играм, воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в  пространстве, учить реагировать на  сигналы «беги», «лови», «стой» и др., вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
  • Развивать самостоятельность, активность и творчество детей в  процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.

Примерный перечень основных движений,

подвижных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).

Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны.

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).

Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2–3 раза подряд).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием.

Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочеред-

но). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.

Спортивные игры и упражнения

Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду, бегать, играть

в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии соответствующих условий).

Подвижные игры

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».


2.2 Тематическое планирование в группе младшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год

Месяц

Блок

Недели

Лексическая тема

Сентябрь

Я и детский сад

1 неделя

Мы пришли в детский сад.

Моя группа.

2 неделя

Мы дружные ребята. Мониторинг.

Краски осени

3 неделя

Мы встречаем осень золотую.

Деревья, кустарники.

4 неделя

Фрукты и овощи

Октябрь

Краски осени

1 неделя

Грибы и ягоды

2 неделя

Птицы и животные

С чего начинается Родина

3 неделя

Моя семья.

Наши любимцы

4 неделя

Мой дом

Ноябрь

С чего начинается Родина

1 неделя

Дружба

2 неделя

Мой город

Мир вокруг нас

3 неделя

Игрушки

4 неделя

Одежда

Декабрь

Мир вокруг нас

1 неделя

Быть здоровыми хотим. Безопасность

Зима.

 Новогодние каникулы

2 неделя

Здравствуй, зимушка-зима

3 неделя

Дикие животные

4 неделя

Встреча Нового года

Январь

В мире искусства

2 неделя

Зимние забавы

3 неделя

Встречаем сказку

4 неделя

Народная игрушка. Фольклор.

Февраль

Я в мире человек.

Профессии.

Здоровье и спорт.

1 неделя

Транспорт

2 неделя

Инструменты

3 неделя

Быть здоровыми хотим

Наши папы, наши мамы

4 неделя

Я и мой папа

Март

Наши папы, наши мамы

1 неделя

Маму я свою люблю

Встречаем весну

2 неделя

Весна пришла

3 неделя

Весна пришла

4 неделя

Встречаем гостей

Апрель

Земля - наш общий дом

1 неделя

Деревья

2 неделя

Птицы

3 неделя

Помоги зеленым друзьям

4 неделя

Игры-забавы с песком и водой

Май

Мы любим трудиться. Праздник весны и труда

2 неделя

Профессии родителей

Человек и мир природы

3 неделя

Подводный мир. Аквариум

4 неделя

Неделя безопасности. Мониторинг.


2.3 План сотрудничества с родителями

Месяц

Название мероприятия

Цель

сентябрь

Родительское собрание: « Прогноз на год» -подготовка к учебному году, задачи на год, возрастные особенности, знакомство с комплексом оздоровительных мероприятий в детском саду.

Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса, творческими проектами и планами на предстоящий учебный год.

октябрь

Оформление родительского уголка на осеннюю тему:"Осень в гости к нам пришла"

Активизация родителей в работу

группы детского сада, развитие по

зитивных взаимоотношений ра-

ботников дошкольного учрежде-

ния и родителей.

ноябрь

Консультации

«Профилактика гриппа»

«Здоровье всему голова»

Ознакомление родителей с задача-

ми по сохранению и укреплению

здоровья детей.

декабрь

«Постройка снежного городка на участке для прогулок»

Способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

январь

Индивидуальные консультации

«Наказание и поощрение»

Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье.

 Показать родителям, как услышать и понять своего ребенка.

 Познакомить родителей с педагогическими формами и методами

наказания и поощрения.

 Повысить уровень педагоги-ческой культуры родителей.

февраль

Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

Напомнить родителям о необходимости одевать детей в соответствии с сезонном; об опасностях переохлаждения или перегрева детского организма.

 

март

Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

Подготовить родительский уголок к весеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

апрель

Изобразительная выставка "Весна пришла , птиц позвала"

Формировать у родителей и детей заинтересованность в совместной деятельности, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке , расширять знания детей о птицах

май

«Успехи нашей группы»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного  года, познакомить с летним режимом дня


  1. Организационный раздел

3.1 Режим пребывания детей в группе младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

3.1.1 Холодный период года

Режимные моменты

Приём детей, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.30

Игры, самостоятельная деятельность

8.30-9.00

Утренний круг

-

Организованная деятельность детей

9.00-9.40

Второй завтрак

9.40-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50-12.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей

12.00-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну. Дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъём. Оздоровительно-закаливающие процедуры.

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.30

Игры, организованная и самостоятельная деятельность детей

15.30-16.15

Подготовка к ужину. Ужин

16.15-16.45

Вечерний круг

-

Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой

16.45-19.00


3.2 Сетка занятий

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

БАЗОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВРЕМЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЕДЕЛЬНИК

Ребенок и окружающий мир

9.00-9.15

Физ.культура

9.25-9.40

ВТОРНИК

Развитие речи и художественная литература

9.00-9.15

Музыка

9.25-9.40

СРЕДА

Рисование

9.00-9.15

Физ.культура

9.25-9.40

ЧЕТВЕРГ

Математическое развитие

9.00-9.15

Музыка

9.25-9.40

ПЯТНИЦА

Лепка/Аппликация

9.00-9.15

Физ.культура на улице


3.3  Особенности организации образовательного процесса

Модель организации воспитательно-образовательного

процесса в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

2,не более 10

7-7,5

3-4

Максимально допустимый объём дневной образовательной нагрузки

Возраст детей

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день

Максимально допустимый объём нагрузки в первой половине дня

3-4

Не более 20 мин

10 минут

Учебный план

Образовательные области

Образовательная нагрузка

Познавательное развитие

1 раз в неделю

Развитие речи

1 раз в неделю

Физическое развитие

3раза в неделю

Музыка

2 раза в неделю

Художественное творчество

Рисование

Лепка 1раз в 2 недели

Аппликация 1раз в 2 недели

2 раза в неделю

1 раз в неделю

Количество НОД в неделю

10

Объём недельной образовательной нагрузки

1 час 50минут

В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят.  Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня. Для профилактики утомления детей её сочетают   образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие.

Общий объём образовательной нагрузки ( как непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением с учётом:

  • Действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-Пин);
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Типа и вида учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
  • Рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Специфики условий (климатических, демографических, национальных, культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы, расписания непрерывной образовательной деятельности, модели ежедневного плана воспитателя.

3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и  инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).

Развивающая предметно-пространственная среда в группе организованна в виде хорошо разграниченных зон («уголки»), оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.).  в соответствии с основными педагогическими принципами.

В сенсорном уголке имеются: конструктор, кирпичики, различные мозаики, крупные напольные пазлы, настольные игры, пирамидки, счеты, кубики, жирафы с кольцами, деревянные игры вкладыши с объёмными геометрическими фигурами.

Уголок ряженья: в нем находятся различные костюмы, шапки, бусы, сарафаны, штанишки, юбочки, жилетки, косынки,

 В театральном уголке находятся различные виды театров: перчаточные театры би-ба-бо «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка», настольные театры «Маша и медведь», «Курочка ряба», теневые театры, пальчиковые игры.

В физкультурном уголке  находятся мягконабивные и резиновые мячи разных размеров, массажные мячики, массажные коврики, погремушки,  мешочки с наполнителем,  дорожки для босо хождения, косички, ленточки на кольцах, маски для подвижных игр (лиса, волк, медведь, кошка, мышки), картотека игр.

В уголке познавательного развития находятся сказки по возрасту, стихи, иллю-страции к временам года, картинки животных, овощей, фруктов, профессии, эмоции, дома, наш город, картотека пальчиковых игр. Имеются игры с прищепками, дидакти-ческие игры, игры с пуговицами, замочками и ремешками, настольные игры, шнуровки.

 В уголке изобразительного искусства имеются листы бумаги, цветные каранда-ши, восковые карандаши, раскраски, трафареты, пальчиковые краски, печати, пластилин.

В музыкальном уголке  находятся различные музыкальные инструменты: игрушечное пианино, ксилофон, погремушки, трещотка, барабаны, шумовой оркестр из бросового материала, колокольчики.

В группе предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет им выбирать для себя интересные занятия, игрушки, пособия (мячи, погремушки, косички, ленточки и т.п.). Для занятий по интересам в группе размещен уголок сюжетно-ролевых игр - «Дом», «Больница», «Магазин», «Гараж».


3.5 Учебно-методический комплект

  1. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022 - 368 с.
  2. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. /Под редакцией В.В. Гербова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96с.
  3. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. /под ред. О. В.Дыбина, -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64с.
  4. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. О.А.Соломенникова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с
  5. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. О.А.Соломенникова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
  6. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. Т.С.Комарова. 2-е изд., испр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 96с.цв. вкл.
  7. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48с.: цв. вкл.
  8. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56с.: цв. вкл.
  9. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
  10. Комплексное перспективное планирование во второй младшей группе детского сада. /под ред. Т.С.Комаровой.–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа. (младший дошкольный возраст, 3-4 года)

Рабочая программа по программе Радуга, младший дошкольный возраст, с учётом ФГОС....

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

Рабочая программа младшей группы раннего возраста

Рабочая программа младшей группы раннего возраста...

Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (возраст 2-3 года)

Основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...