Рабочая программа 2 младшая группа возраст 3-4
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа воспитателя группы оздоровительной направленности, возрастная категория 3-4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.39 КБ |
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
1.1.1 Документы
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.4. Социальный паспорт группы
1.5. Возрастные особенности детей группы
1.6. Целевые ориентиры образования в младшем возрасте
1.7. Планируемые результаты
1.8. Срок реализации Рабочей программы
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
2.1.1 Социально-коммуникативное развитие
2.1.2 Познавательное развитие
2.1.3 Речевое развитие
2.1.4 Художественно-эстетическое развитие
2.1.5 Физическое развитие
2.2. Тематическое планирование
2.3. План сотрудничества с родителями
3. Организационный раздел
3.1. Режим пребывания детей в группе младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
3.1.1 Холодный период
3.1.2 Теплый период
3.2. Сетка занятий
3.3. Особенности организации образовательного процесса
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.5 Учебно-методический комплект
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе ООП ДО МБОУ СОШ№34 в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
1.1.1 Документы (нормативно – правовое обеспечение)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28) 2.4.3648-20;
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15));
- Устав МБОУ СОШ № 34.
1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы
Цели:
- Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- Развитие физических, интеллектуальных качеств у детей младшего дошколь-ного возраста.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всесторон-нем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образо-вательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка».
1.3. Принципы и подходы
Рабочая программа соответствует:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования)
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы к формированию рабочей программы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых фор-мируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4. Социальный паспорт группы
Группу младшего дошкольного возраста «Родничок» посещают дети от 3 до 4 лет. Количество детей - 21.
В группе 9 мальчиков (43%) и 12 девочек (57%).
Группа №7 является группой оздоровительной направленности.
Оценка здоровья детей группы
Группа, возраст | Группа здоровья | |||
2 мл.группа | I | II | III | |
3-4 лет | 5 | 16 |
Социальный паспорт группы
Полная семья | 21 |
Неполная семья | - |
Многодетная семья | 1 |
Проблемная семья | - |
Семья с опекуном | - |
Семьи с одним ребёнком | 3 |
С двумя | 12 |
С тремя и более детьми | 1 |
Т.к. дети посещают группу оздоровительной направленности, разработан план работы по оздоровлению и развитию физической деятельности детей.
Также данная группа несет адаптационную функцию, целью которой является:
- Формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;
- Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы для успешной адаптации к условиям детского сада;
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;
- Доставлять детям и родителям радость и веселое настроение от встречи с новой группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками;
- Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно, развивать групповую сплоченность, повышать у детей уверенность к себе, формировать позитивное отношение к сверстникам, развивать само понимание, самосознание своей индивидуальности.
Для успешной адаптации воспитатели используют комплекс игр, направленных на сплочение и позитивное отношение к сверстникам и самому воспитателю (смотреть в приложении программы).
1.5. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенностью к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перспективная деятельность. Дети от использования пред эталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений.
1.6. Целевые ориентиры образования в младшем возрасте
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятель-ность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине.
Целевые ориентиры полностью соответствуют ФГОС.
1.7. Планируемые результаты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ |
Социально-коммуникативная |
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений, эмоционально откликается; 3. Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений; 4. Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию; 5. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх; 6. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрос-лого отрывки из знакомых сказок. |
Познавательное развитие |
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним; 3. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город; 4. Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки; 5. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше-меньше-столько же»; 6. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; 7. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме; 8. Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето. |
Речевое развитие | 1. Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном; 2. Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; 3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами; 4. Четко произносит все гласные звуки, определяет гласный звук. |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; 2. Изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы; 3. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы; 4. Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других; 5. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; 6. Различает и называет музыкальные инструменты. Замечает изменения в звучании (тихо-громко). |
Физическое развитие | 1. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания; 2. Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде; 3. умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого; 4. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом; 5. Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места; 6. Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом о пол, бросает вверх и ловит; метает предметы левой и правой рукой. |
1.8. Срок реализации Рабочей Программы
1 учебный год (сентябрь 2022 – май 2023 года).
- Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1.1 Социально-коммуникативное развитие
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Формирование первичных ценностных представлений | |
Образ Я |
|
Нравственное воспитание |
|
Патриотическое воспитание |
|
Развитие коммуникативных способностей | |
Развитие общения, готовности к сотрудничеству |
|
Формирование детско-взрослого сообщества |
|
Развитие регуляторных способностей | |
Освоение общепринятых правил и норм |
|
Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности |
|
Формирование социальных представлений, умений, навыков | |
Развитие игровой деятельности |
|
Развитие навыков самообслуживания |
|
Приобщение к труду |
|
Формирование основ безопасности |
|
2.1.2 Познавательное развитие
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Развитие когнитивных способностей | |
Сенсорное развитие |
|
Развитие познавательных действий |
|
Формирование элементарных математических представлений | |
Количество, счет |
|
Величина |
|
Форма |
|
Ориентировка в пространстве |
|
Ориентировка во времени |
день — ночь, утро — вечер. |
Ознакомление с окружающим миром | |
Предметное окружение |
|
Природное окружение |
Учить детей определять состояние погоды, одеваться по погоде, отмечать состояние поогоды в календаре наблюдений. Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года.
Расширять представления детей о животном мире.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить правильно вести себя в природе. |
Социальное окружение |
|
2.1.3 Речевое развитие
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Развитие речи | |
Развивающая речевая среда |
|
Формирование словаря |
|
Звуковая культура речи |
|
Грамматический строй речи |
|
Связная речь |
|
Приобщение к художественной литературе | |
| |
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для чтения детям младшей группы | |
Сентябрь / октябрь / ноябрь | Русский фольклор: Песенки, потешки. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…». Сказки. «Колобок»,обр. К.Ушинского; «Волк и козлята», обр.А.Н.Толстого; «Кот, петух и лиса»,обр. М.Боголюбской. Фольклор народов мира: Песенки. «Кораблик»,«Храбрецы», англ.,обр. С.Маршака; «Что за грохот», пер.с латыш. С.Маршака; «Помогите!», пер. с чеш. С.Маршака. Сказки. «Рукавичка»,укр., обр. Е.Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А.Краснова и В.Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш.Сагдуллы. Произведения поэтов и писателей России: Поэзия. К.Бальмонт.«Осень»; А.Блок.«Зайчик»; А.Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А.Плещеев «Осень наступила…»; А.Майков «Колыбельная песня»; А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);С.Черный «Приставал-ка»,«Про Катюшу»; С.Маршак «Зоосад»,«Жираф», «Зебры», «Белые медведи»,«Страусенок»,«Пингвин»,«Верблюд»,«Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»); К.Чуковский «Путаница»,«Краденое солнце»,«Мойдодыр». Проза. К.Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки»; Т. Александрова «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М.Зощенко. «Умная птичка»; Г.Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цып-ленка, солнце и медвежонка»); К.Чуковский «Так и не так». Произведения поэтов и писателей разных стран: Поэзия. Г.Виеру «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П.Воронько «Хитрый ежик»,пер.с укр.С.Маршака; Л.Милева «Быстроножка и Серая Одежка», пер.с болг. М.Маринова; А.Милн. «Три лисички», пер.с англ. Н.Слепаковой. Проза. Д.Биссет «Лягушка в зеркале»,пер.с англ. Н.Шерешев-ской; Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»,пер.с англ. О.Образцовой; Ч. Янчарский «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»),пер. с польск. В.Приходько. |
Декабрь / январь / февраль | Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички. «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…». Сказки. «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля. Фольклор народов мира: Песенки. «Маленькие феи», англ., обр. С.Маршака; «Купите лук…», пер.с шотл. И. Токмаковой. Сказки. «У солнышка в гостях»,пер.с словац.С.Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е.Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л.Грибовой. Произведения поэтов и писателей России: Поэзия. С. Гродецкий. «Кто это?»; А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!...», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак. «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка». Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; А. Н.Толстой. «Петушки». Произведения поэтов и писателей разных стран: Поэзия. Н.Забила «Карандаш»,пер.с укр. З.Александровой; С.Капутикян «Кто скорее допьет»,пер.с арм. Т.Спендиаровой. Проза. Е.Бехлерова«Капустный лист»,пер.с польск.Г.Лукина; А.Босев «Трое», пер.с болг. В.Викторова; Б.Поттер «Ухти-Тухти», пер.с англ. О.Образцовой; Й.Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина. |
Март / апрель / май | Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички. «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень, тень, потетень», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-дуга…». Сказки. «Бычок—черный бочок, белые копытца»,обр. М.Була-това; «У страха глаза велики»,обр.М.Серовой; «Теремок»,обр. Е.Чарушина. Фольклор народов мира: Песенки. «Три зверолова», англ.,обр. С.Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер.с чеш. С.Маршака. Сказки. «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка»,латыш.,обр. Ю.Ванага,пер. Л.Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова. Произведения поэтов и писателей России: Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Майков «Ласточка примчалась...» (из ново-греческих песен); А. Плещеев. «Весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха». Проза. Л.Толстой «Птица свила гнездо»; «Таня знала буквы»; «У Вари был чиж», «Пришла весна»; К.Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна»;В.Бианки «Купание медвежат»; Ю.Дмитри-ев «Синий шалашик»;С.Прокофьева «Маша и Ойка»,«Когда можно плакать»,«Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В.Сутеев «Три котенка»;А.Н.Толстой «Еж»,«Лиса». Произведения поэтов и писателей разных стран: Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой. Для заучивания наизусть: Произведения. «Пальчик-мальчик», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик», «Мыши водят хоровод» — рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н.Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.). |
2.1.4 Художественно-эстетическое развитие
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Приобщение к искусству | |
| |
Изобразительная деятельность | |
| |
Рисование |
|
Лепка |
|
Аппликация |
|
Народное декоративно-прикладное искусство |
|
Конструктивно-модельная деятельность | |
| |
Театрализованные игры | |
|
2.1.5 Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |
Становление ценностей здорового образа жизни |
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
|
Физическая культура | |
Физкультурные занятия и упражнения |
|
Спортивные и подвижные игры |
|
Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений | |
Основные движения | Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны. Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м). Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2–3 раза подряд). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см. Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку. |
Общеразвивающие упражнения | Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочеред- но). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. |
Спортивные игры и упражнения | Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки. Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых. Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием. Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево. Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду, бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии соответствующих условий). |
Подвижные игры | С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано». |
2.2 Тематическое планирование в группе младшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Месяц | Блок | Недели | Лексическая тема |
Сентябрь | Я и детский сад | 1 неделя | Мы пришли в детский сад. Моя группа. |
2 неделя | Мы дружные ребята. Мониторинг. | ||
Краски осени | 3 неделя | Мы встречаем осень золотую. Деревья, кустарники. | |
4 неделя | Фрукты и овощи | ||
Октябрь | Краски осени | 1 неделя | Грибы и ягоды |
2 неделя | Птицы и животные | ||
С чего начинается Родина | 3 неделя | Моя семья. Наши любимцы | |
4 неделя | Мой дом | ||
Ноябрь | С чего начинается Родина | 1 неделя | Дружба |
2 неделя | Мой город | ||
Мир вокруг нас | 3 неделя | Игрушки | |
4 неделя | Одежда | ||
Декабрь | Мир вокруг нас | 1 неделя | Быть здоровыми хотим. Безопасность |
Зима. Новогодние каникулы | 2 неделя | Здравствуй, зимушка-зима | |
3 неделя | Дикие животные | ||
4 неделя | Встреча Нового года | ||
Январь | В мире искусства | 2 неделя | Зимние забавы |
3 неделя | Встречаем сказку | ||
4 неделя | Народная игрушка. Фольклор. | ||
Февраль | Я в мире человек. Профессии. Здоровье и спорт. | 1 неделя | Транспорт |
2 неделя | Инструменты | ||
3 неделя | Быть здоровыми хотим | ||
Наши папы, наши мамы | 4 неделя | Я и мой папа | |
Март | Наши папы, наши мамы | 1 неделя | Маму я свою люблю |
Встречаем весну | 2 неделя | Весна пришла | |
3 неделя | Весна пришла | ||
4 неделя | Встречаем гостей | ||
Апрель | Земля - наш общий дом | 1 неделя | Деревья |
2 неделя | Птицы | ||
3 неделя | Помоги зеленым друзьям | ||
4 неделя | Игры-забавы с песком и водой | ||
Май | Мы любим трудиться. Праздник весны и труда | 2 неделя | Профессии родителей |
Человек и мир природы | 3 неделя | Подводный мир. Аквариум | |
4 неделя | Неделя безопасности. Мониторинг. |
2.3 План сотрудничества с родителями
Месяц | Название мероприятия | Цель |
сентябрь | Родительское собрание: « Прогноз на год» -подготовка к учебному году, задачи на год, возрастные особенности, знакомство с комплексом оздоровительных мероприятий в детском саду. | Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса, творческими проектами и планами на предстоящий учебный год. |
октябрь | Оформление родительского уголка на осеннюю тему:"Осень в гости к нам пришла" | Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие по зитивных взаимоотношений ра- ботников дошкольного учрежде- ния и родителей. |
ноябрь | Консультации «Профилактика гриппа» «Здоровье всему голова» | Ознакомление родителей с задача- ми по сохранению и укреплению здоровья детей. |
декабрь | «Постройка снежного городка на участке для прогулок» | Способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. |
январь | Индивидуальные консультации «Наказание и поощрение» | Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье. Показать родителям, как услышать и понять своего ребенка. Познакомить родителей с педагогическими формами и методами наказания и поощрения. Повысить уровень педагоги-ческой культуры родителей. |
февраль | Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». | Напомнить родителям о необходимости одевать детей в соответствии с сезонном; об опасностях переохлаждения или перегрева детского организма.
|
март | Оформление родительского уголка на весеннюю тему. | Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. |
апрель | Изобразительная выставка "Весна пришла , птиц позвала" | Формировать у родителей и детей заинтересованность в совместной деятельности, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке , расширять знания детей о птицах |
май | «Успехи нашей группы» | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить с летним режимом дня |
- Организационный раздел
3.1 Режим пребывания детей в группе младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
3.1.1 Холодный период года
Режимные моменты | |
Приём детей, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.00-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.30 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.30-9.00 |
Утренний круг | - |
Организованная деятельность детей | 9.00-9.40 |
Второй завтрак | 9.40-9.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.50-12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей | 12.00-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.40-15.00 |
Постепенный подъём. Оздоровительно-закаливающие процедуры. | 15.00-15.15 |
Полдник | 15.15-15.30 |
Игры, организованная и самостоятельная деятельность детей | 15.30-16.15 |
Подготовка к ужину. Ужин | 16.15-16.45 |
Вечерний круг | - |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой | 16.45-19.00 |
3.2 Сетка занятий
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | БАЗОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВРЕМЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПОНЕДЕЛЬНИК | Ребенок и окружающий мир | 9.00-9.15 |
Физ.культура | 9.25-9.40 | |
ВТОРНИК | Развитие речи и художественная литература | 9.00-9.15 |
Музыка | 9.25-9.40 | |
СРЕДА | Рисование | 9.00-9.15 |
Физ.культура | 9.25-9.40 | |
ЧЕТВЕРГ | Математическое развитие | 9.00-9.15 |
Музыка | 9.25-9.40 | |
ПЯТНИЦА | Лепка/Аппликация | 9.00-9.15 |
Физ.культура на улице |
3.3 Особенности организации образовательного процесса
Модель организации воспитательно-образовательного
процесса в группе
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй. | |
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
2,не более 10 | 7-7,5 | 3-4 |
Максимально допустимый объём дневной образовательной нагрузки
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день | Максимально допустимый объём нагрузки в первой половине дня |
3-4 | Не более 20 мин | 10 минут |
Учебный план
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие | 1 раз в неделю |
Развитие речи | 1 раз в неделю |
Физическое развитие | 3раза в неделю |
Музыка | 2 раза в неделю |
Художественное творчество Рисование Лепка 1раз в 2 недели Аппликация 1раз в 2 недели | 2 раза в неделю 1 раз в неделю |
Количество НОД в неделю | 10 |
Объём недельной образовательной нагрузки | 1 час 50минут |
В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят. Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.
Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня. Для профилактики утомления детей её сочетают образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие.
Общий объём образовательной нагрузки ( как непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением с учётом:
- Действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-Пин);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Типа и вида учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
- Рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Специфики условий (климатических, демографических, национальных, культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы, расписания непрерывной образовательной деятельности, модели ежедневного плана воспитателя.
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
Развивающая предметно-пространственная среда в группе организованна в виде хорошо разграниченных зон («уголки»), оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). в соответствии с основными педагогическими принципами.
В сенсорном уголке имеются: конструктор, кирпичики, различные мозаики, крупные напольные пазлы, настольные игры, пирамидки, счеты, кубики, жирафы с кольцами, деревянные игры вкладыши с объёмными геометрическими фигурами.
Уголок ряженья: в нем находятся различные костюмы, шапки, бусы, сарафаны, штанишки, юбочки, жилетки, косынки,
В театральном уголке находятся различные виды театров: перчаточные театры би-ба-бо «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка», настольные театры «Маша и медведь», «Курочка ряба», теневые театры, пальчиковые игры.
В физкультурном уголке находятся мягконабивные и резиновые мячи разных размеров, массажные мячики, массажные коврики, погремушки, мешочки с наполнителем, дорожки для босо хождения, косички, ленточки на кольцах, маски для подвижных игр (лиса, волк, медведь, кошка, мышки), картотека игр.
В уголке познавательного развития находятся сказки по возрасту, стихи, иллю-страции к временам года, картинки животных, овощей, фруктов, профессии, эмоции, дома, наш город, картотека пальчиковых игр. Имеются игры с прищепками, дидакти-ческие игры, игры с пуговицами, замочками и ремешками, настольные игры, шнуровки.
В уголке изобразительного искусства имеются листы бумаги, цветные каранда-ши, восковые карандаши, раскраски, трафареты, пальчиковые краски, печати, пластилин.
В музыкальном уголке находятся различные музыкальные инструменты: игрушечное пианино, ксилофон, погремушки, трещотка, барабаны, шумовой оркестр из бросового материала, колокольчики.
В группе предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет им выбирать для себя интересные занятия, игрушки, пособия (мячи, погремушки, косички, ленточки и т.п.). Для занятий по интересам в группе размещен уголок сюжетно-ролевых игр - «Дом», «Больница», «Магазин», «Гараж».
3.5 Учебно-методический комплект
- «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022 - 368 с.
- Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. /Под редакцией В.В. Гербова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96с.
- Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. /под ред. О. В.Дыбина, -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64с.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. О.А.Соломенникова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. О.А.Соломенникова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
- Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /под ред. Т.С.Комарова. 2-е изд., испр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 96с.цв. вкл.
- Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48с.: цв. вкл.
- Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56с.: цв. вкл.
- Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
- Комплексное перспективное планирование во второй младшей группе детского сада. /под ред. Т.С.Комаровой.–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-520780-1415736600.jpg)
Рабочая программа. (младший дошкольный возраст, 3-4 года)
Рабочая программа по программе Радуга, младший дошкольный возраст, с учётом ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/26/picture-1023828-1522054107.jpg)
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-165465-1355660187.jpg)
Рабочая программа младшей группы раннего возраста
Рабочая программа младшей группы раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-667117-1671083458.jpg)
Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 201...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297080-1607489078.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (возраст 2-3 года)
Основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...