Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
консультация

Захарова Ольга Валерьевна

Моя тема по самообразованию – «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

         Эта тема (развития мелкой моторики у детей) затрагивается постоянно, и в наши дни она остаётся актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Добрый день всем! Моя тема по самообразованию – «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

         Эта тема (развития мелкой моторики у детей) затрагивается постоянно, и в наши дни она остаётся актуальной. Оказывается, большинство современных детей, имеют как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. А связано это с тем, что, еще несколько лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: не было стиральных машин – автоматов. Одежду  вязали, шили, вышивали, штопали. Вместо пылесосов брали в руки веник, подметали и мыли полы. Чтоб приготовить еду, например кашу, нужно было предварительно перебрать крупу.  Сейчас, всё за человека стали выполнять машины -  кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Даже обслуживать себя стало легче, имеем обувь без шнурков, одежду без застёжек…

 Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Замечено, что при не развитой моторики рук у детей выявляется задержка речи, что это в свою очередь приводит к проблемам с вниманием, памятью и плохо сказывается на умственном развитии ребёнка и впоследствии обучения в школе.

       Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения рук и пальцев. Точные, движения рук и пальцев, а значит развитые

навыки мелкой моторики, необходимы ребёнку в дальнейшей жизни для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, писать, рисовать. Выполнять простые бытовые действия: открыть - закрыть, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть. Поэтому так важно и необходимо работу по развитию мелкой моторики начинать с самого раннего возраста, ведь дошкольное детство – это очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте, происходит развитие всех психических процессов ребёнка: внимание, память, мышление, восприятие, логика, пространственные представления и речевые навыки.  

   Формирование и развитие навыков мелкой моторики - это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами и постепенно. Ранний возраст – самый подходящий возраст для этого, ведь, чем раньше мы начнём работу по развитию мелкой моторики, тем быстрее ребёнок научиться «дружить со своими ручками и пальчиками». В это время и нужно начинать развитие мелкой моторики посредством различных игровых упражнений и заданий, которые помогут укрепить руки малыша. Развить хватание, согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук. Сформировать ручные умения: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.

Чтобы помочь малышу развивать и совершенствовать мелкую моторику, нужно использовать как традиционные, (которых сейчас очень много готовых),  так и не традиционные игры.  К ним относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни). Применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

   Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которыми можно заниматься и в  детском саду, и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми постарше.

  • Пальчиковые игры с различными предметами и материалами:

Игра «Спрячь в ладошке»:

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке;

Ход игры: Раздать небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел, зажмите покрепче в ладошке!» 

Другой вариант этой игры

Игра «Проглот» (с использованием носового платка):

Материалы. Носовые платочки;

Ход игры: Раздаём играющим по носовому платочку и показываем, как целиком собрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

«У меня живёт проглот.

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!»

Игра «Где шарик» (знакомит с предметами разной величины):

Материалы. Шарики и другие игрушки разной величины, которые помещаются в одной ладони и которые помещаются в двух ладонях (по количеству детей);

Ход игры: Раздайте всем маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!»  Затем предложите спрятать шарики большего размера. Если не получается это сделать, показать, как спрятать предмет, зажав его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Он большой. Давайте накроем его другой ладошкой, теперь шарика не видно!»

Игра «Человечек» или  «Прогулка» (с пластиковыми крышечками):

Ход игры: Предлагаю поиграть. Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол и покажите, как шагает человечек. Человечек пошел погулять.

«Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке».

А теперь на ножки наденем мы сапожки. Берём пластмассовые крышечки  и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, не отрывая крышечек от стола, как бы «шаркая»

«Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но, одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко».

  • Массаж  - является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Его также можно проводить с использованием предметов, которые всегда под рукой и к тому же ещё предоставляем ребенку разнообразные тактильные ощущения.

Массаж зубной щеткой

Растирание  пальцев, начиная с большого и до мизинца зубной щеткой.  Сначала подушечки пальчиков, а затем медленно опускаться к  основанию пальчиков.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики».

Массаж природным материалом (орехами или шишками). 

Игра с еловыми шишками.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко».

Предлагаю сделать Массаж шестигранными карандашами

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

«Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а играть. Вот так, покатаем его по столу вперед и назад. Чтобы карандаш не укатился, надо крепко надавить на него ладошкой».

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

     От того насколько ловко ребенок научится управлять своими руками и пальчиками в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие и обучение в школе. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

И в завершении хочу сказать:

«Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка - умной, 
А речь красивой!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с  предметами. ...

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений

в предложеннм материале  дается представление  о значении пальчиковой гимнастики для малышей,что дает  пальчиковая гимнастика детям,предлагается комплекс игр с пальчиками...

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр»

quot; Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр"...

Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»

Статья «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игры»...

развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Цель : развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи достижения поставленной цели:Подготовить методический материал, план работы, картотеку паль...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...