Консультация по самообразованию
консультация

Десяткова Светлана Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация а тему:"Моделирование как метод развития логического мышления у старших дошкольников"

Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания детей является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Моделирование - это одно из средств познания действительности, где модель используется для решения различных задач и получение новой информации.

Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему.

Мышление - высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.Вопросу формированию мышления необходимо уделять внимание с раннего детства.

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер.  

Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако, на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане.

Поиск наиболее оптимальных для дошкольного возраста средств познавательной деятельности является чрезвычайно важной проблемой. Средствами решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение и классификация.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  Работа с отвлечёнными моделями имеет для детей в плане умственного восприятия достаточно большое значение, т.к. абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь причинно-следственного характера, развивается логическое мышление.

В связи со всем вышесказанным проблема использования моделирования в процессе обучения дошкольников приемам логического мышления на данный момент является достаточно актуальной.

Развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Итак, метод моделирования предоставляет детям возможность оперировать имеющимися у них знаниями, способствуя их уточнению, закреплению и обобщению. Построение образовательного процесса на основе метода моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать логическое мышление дошкольников.

Моделирование дает детям  простор для развития творчества, фантазии. Его основная цель – обеспечить усвоение детьми структуры задачи, связей и соотношение между числовыми данными. Первоначально модели создаем совместно с детьми, затем дети делают это самостоятельно. Создавая модель, дети абстрагируются от конкретных признаков предмета и сосредотачиваются только на количественных характеристиках ситуации.

В современной науке широко используется метод моделирования. Он является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Моделирование имеет два аспекта: содержание, которое учащиеся должны усвоить, и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, т.е. сделать объект более доступным для понимания.

Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по самообразованию "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи...

Консультация по самообразованию:"Закаливание в детском саду"

Консультация для педагогов для чего нужен здоровый образ жизни и какие рекомендации по закаливанию. ...

Консультация по самообразованию для родителей "Роль родителей в возрождении русских традициях"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традициях"...

Консультация по самообразованию для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Консультация "Фроттаж" Самообразование 2021год

Нетрадиционная техника рисования, фроттаж - воспроизведение рисунка посредством натирания бумаги....

консультация для самообразования родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

laquo;Что за прелесть эти сказки! »- восклицал А. С. Пушкин. Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать ...