Методическая разработка «Волшебное путешествие в мир камня».
методическая разработка (старшая группа)

Сухинина Ольга Анатольевна

Методическая разработка.

«Волшебное путешествие в мир камня».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Волшебное путешествие в мир камня».

Для детей старшей группы.

Сухинина Ольга Анатольевна

 воспитатель

Санкт-Петербург 2022г.

Цель:  

-Расширение кругозора детей , знакомство с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

-Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия. 

-Создание условий для  позитивного психоэмоционального развития ребенка

Задачи:

Обучающие: Расширить представления детей о камнях,  развивать умение  классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура.)

Развивающие:   Развитие  памяти, внимания, мышления, познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы. Активизировать словарный запас детей, развитие связной речи.

Воспитательные: Закреплять умение детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать, не мешая другим, также  уметь работать в коллективе. Развивать  навыки общения.

Материалы: Иллюстрации «Камни и минералы»; интерактивная доска; проектор; сундучок с разноцветными камешками; обычный камень; платочек; мягкие разноцветные подушки; карандаши; альбомные листы для рисования; таблица исследования камня; пластилин; стеки; салфетки; поднос; аудио (таинственная музыка).

Предварительная работа:

-чтение произведений  П. Бажова « Серебряное копытце» и «Каменный цветок»;

-просмотр сказки «Горный мастер»;

Интерактивная игра «Волшебное путешествие в мир камня».

Воспитатель громко: Какая красота. А ка мне нравится , Ой я такой еще не видела ! (воспитатель в руках держит иллюстрации «Камни и минералы»)

Дети подходят и начинают рассматривать картинки  вместе.  

Воспитатель: «Красиво? Что вы видите?» (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это камни. А что вы знаете о них? Как вы узнали о камнях ?  В каких книгах? А вы знаете сказки про камни? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы любите сказки? Предлагаю  вам придумать всем вместе свою сказку про камни.  Попробуем? Как вы думаете, сумеем? (Ответы детей)

Воспитатель:  А , что надо делать чтобы сочинить сказка? (Ответы детей) Мы будем сочинять, а моя помощница будет её записывать. Можно  начну я, а вы продолжите.  Договорились?!

Как назовём сказку?  Ответы детей  И так сказка…….

Воспитатель: Ни в каком ни в царстве, ни в каком не государстве, а в нашем городе  Санкт – Петербург, детском саду 34 жили - были детки старшей группы «Лягушата». И вот однажды с ними произошла очень интересная история.  Пошли они как-то со своим воспитателем  … . Продолжите сказку… (Ответы детей –выслушиваем все ответы, выбираем самый подходящий ) в лес , парк и т.д..

Воспитатель: По тропинке детки шли, шли… А как дети шли….? (ответы детей могут быть разнообразными   весело, нагибаясь, перепрыгивая и т.д.).

Воспитатель, обращаясь к своему помощнику: Вы записываете нашу сказку, успеваете за нами? (ответ помощника)

Воспитатель: Дети шли (перечисляет все варианты ответов детей) и  нашли …Что дети нашли? (Ответы детей) Они нашли вход  в пещеру.  Но они не знали, как войти. И как же туда войти?? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте по пробуем все ваши варианты. (Последним должен быть вариант – «постучать»). Постучали они  (тук-тук-тук). И услышали они голос неведомый.

Голос: Чтобы дверь ту отворить, нужно отгадать мои загадки, которые помогут отварить дверь в пещеру.

Голос: Итак, первая загадка:

Дом многоэтажный.  Застыл громадой важной! Из чего строитель стены смастерил ему отменно? (Ответы детей) - (из кирпичей)

На интерактивной доске появляется картинка - кирпич.

Голос: Вторая загадка:

Белый камушек растаял, на доске он след оставил? (Ответы детей) - (мел)

На интерактивной доске появляется картинка  - мел.

Голос: Третья загадка:

Что мы кидаем в море, сидя на берегу? (Ответы детей) - (камушки).

На интерактивной доске появляется картинка  - морские камушки.

Голос: Молодцы, вы справились с этим заданием.

На интерактивной доске появляется ключ, который откроет  дверь в пещеру.

Раздаётся волшебный звук открывающейся двери.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, дверь открылась, и мы с вами оказались в пещере. (На интерактивной доске картинка пещеры). Посмотрим вокруг.

В стороне, на столе под платочком стоит сундучок.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети подходят к столу, на котором стоит сундучок накрытый платочком.

Воспитатель: Интересно, что там?  Тогда действуем.

Под звуки волшебной музыки открываем сундучок. Дети рассматривают , что в нём.

Игра «Разноцветные камешки».

Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки.! Какие цвета вы здесь видите? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Возьмите себе по камешку, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набора прилагательных). (Дети описывают камни, которые выбрали).

 Ребята, а вы чувствуете, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), (теплый или холодный) (ответы детей). Обратите внимание, какого он размера (большой или маленький), блестящий он или нет, прозрачный или нет! Посмотрим на свет! А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож этот звук (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята!

 Игра «Обыкновенное чудо».

На полу разложены «разноцветные камешки» - подушки разного цвета по количеству детей.

Воспитатель: А я вижу в пещере  большие разноцветные камни. Сядем ?  Я предлагаю каждому из вас выбрать новые камешки из нашего сундучка рассмотреть их.. С их помощью можно сотворить чудо. Скажите, камешек  у вас в руках, какой? (ответы детей) Он холодный или теплый ?

 А теперь поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения). Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы

спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Теперь переложим камешек в другую руку и проделаем тоже самое.

А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику.  Покатаем по кругу по ладошке.  А теперь сами придумайте  движения с камешком на другой ладошке .

Зажмите камешек в ладошках и скажите волшебное заклинание . То какое  вы знаете и придумали сейчас. Передайте камешек  соседу.

Что вы почувствовали? Каким стал ваш камень? (Ответы детей) Да, камень стал тёплым. А почему он стал тёплым? (подвести детей к ответу, что мы все вместе согрели его своим теплом).

(Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо (камень возвращается).)

Воспитатель:. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

Воспитатель, обращаясь к своему помощнику: Вы записываете нашу сказку? (ответ помощника).

(Таким образом, идет работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое.)

Игра «Волшебное превращение»

Еще раз внимательно посмотрите на свой камешек. На что он похож? Во что его можно превратить? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко…) (Ответы детей)  Попробуете нарисовать, на что похожи ваши камешки? А потом мы все попробуем отгадать, что вы задумали. (Развитие воображения и творческих способностей.) (Ребята подходят к столу, на котором лежат  цветные карандаши и бумага для рисования по количеству детей).

 После того, как дети нарисовали свои рисунки, они показывают их друг другу.

Воспитатель спрашивает на что похож рисунок каждого ребенка.

Голос  А теперь перемешайте  все камешки в сундучке.

Данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей - внимания, восприятия, воображения, речи.

Физкультминутка «Гора и камешки».

Голос:  Вы молодцы, со всеми заданиями справляетесь. А сейчас я расскажу вам одну легенду, а вы поможете мне её изобразить.

Дети встают в круг вместе с воспитателем.

Жила-была большая-большая гора. (Дети стоят в кругу и поднимают руки вверх)  Она считала себя самой сильной, но ветер (качаем руками из стороны в сторону) и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (музыка, имитирующая капли дождя) (Дети сверху вниз опускают руки)  точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, (обхватить плечи руками), а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с её поверхности. ( Музыка ветра) (дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей, по очереди отходит от центра). Гора становилась всё меньше и меньше, и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору.

Дети возвращаются на свои места.

 Голос: Молодцы, подойдите к моему волшебному сундучку. Как вы думаете, кто сделал сотворил такие красивые камни?

(Ответы детей)

 Воспитатель:  Хотите побывать в роли Матушки природы, создающей удивительный мир камней. (Ответы детей)

  1. Сейчас я покажу вам, как появились «полосатые» камни.

(Дети подходят к столу, на котором лежит пластилин, стека, салфетка).

Скатайте три шарика из цветного пластилина, поставьте их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошками.  

- Проходило время, миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга. Становились плоскими, слипались, превращались в один.

С помощью стеки разрежьте пластилин и рассмотрите полосатые срезы.  

Возьмите кусочки пластилина и смешайте их. Разрезаем пополам. Посмотрите, какие удивительные узоры получились.

 Таблица камней «Ищем свой камень»

Голос:  Ребята у вас есть имена? А какие? Я открою вам секрет, каждый из камней тоже  имеет свое название.  Найдите названия своего камешка  на картинке. (Дети подходят к плакату и ищут свой камешек)

А вот  камешки, которые сделали вы, без названия. Что надо сделать? (Ответы детей) Правильно, нужно придумать им название. Дети придумывают название своим камешкам).

Воспитатель обращаясь к помощнику: Вы записываете наши названия камешков?

 Воспитатель: Ой уже так много времени  мы опаздываем в детский сад.

Голос : Я вам  помогу вернуться, если вы  подарите мне созданные вами камешки. (Ответы детей) (Дети кладут свои камешки на поднос).

На интерактивной доске зазвучала волшебная музыка.

Голос: Спасибо вам ребята. Счастливого пути! А если захотите еще что -то узнать о камнях возвращайтесь.

Ну, вот мы и в детском саду.   Вам понравилось? Вернемся? Сегодня ребята,  мы с вами и с моим помощником, написали первую страничку нашей сказки. В следующий раз, мы продолжим сказку.

Вопросы воспитателя:

- Мне очень интересно узнать что нового, интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались. (Ответы детей)

- Во что тебе (обращается конкретному ребенку) больше всего понравилось играть? (Ответы детей)

- Кого из детей хотел бы ты похвалить и почему? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали. Я горжусь вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проект одного дня мир камня"

Презентация методической разработки "Проект одного дня мир камня"...

Методическая разработка " Волшебный мир рисования"

Знакомство детей  младшего возраста с нетрадиционными техниками рисования....

Методическая разработка "Волшебный песок"

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка. Конспект "Путешествие в волшебный лес". Составили воспитатели: Орлова Юлия Владимировна и Архангельская Светлана Борисовна

цель занятия: совершенствовать математические навыки, создавать условия для логического мышления,сообразительности, внимания; развивать память, сообразительносить, связную речь, мелкую моторику рук....

Методическая разработка "Опыты и игры с камнями"

Камни-  привлекательный для детей материал. Являются замечательным и доступным  средством  всестороннего развития....