Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
рабочая программа (старшая группа)

Турсунова Анна Сергеевна

Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год
 

Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
      В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого  является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
       Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

    В данной программе участвуют дети старшей группы 5 -6 лет.  Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю, по 25 минут.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

 

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи:

  1. Создать условия для экспериментальной деятельности.
  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
  3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
  4. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

 

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования)

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

 

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

 

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

 

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Лабораториум» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_eksperim.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан – Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Кружок по экспериментальной деятельности

«Лабораториум»

 старшая группа №14

Подготовил:

Воспитатель Турсунова А.С.

г. Улан-Удэ.2022

Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год

Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
     В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого  является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
      Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

    В данной программе участвуют дети старшей группы 5 -6 лет.  Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю, по 25 минут.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Создать условия для экспериментальной деятельности.
  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
  3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
  4. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования)

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Лабораториум» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

неделя

тема

цель

сентябрь

1

Волшебные стеклышки

дать представления о свойствах, качествах и видах стекла

2

Песочная страна

через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка

3

песок и камень

закрепить знания детей о свойствах песка и камня

4

Путешествие в царство Нептуна

Формировать у детей познавательный интерес к жителям подводного мира

октябрь

1

«Свойства воды», вкус запах, цвет

Познакомить детей со свойствами воды

2

«Живая вода»

Познакомить детей с животворным свойством воды

3

«Агрегатные состояния воды»

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях

4

«Испарение»

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое

ноябрь

1

«Вода соленая и пресная»

Познакомить со свойствами соленой воды

2

«ИГРА В ПРЯТКИ»

продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

3

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха

4

«Как обнаружить воздух»

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

декабрь

1

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать, где еще применяется данное свойство

2

«Воздух сжимается и расширяется»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха

3

«Росток»

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого

.

4

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений

январь

1

«Нужен ли корешкам воздух?»

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

2

«Во всех ли листьях есть питание?»

Установить наличие в листьях питания для растений

3

«СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ»

познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

февраль

1

Волшебная бумага

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.

2

Волшебная бумага (ч2)

Попробовать изготовить бумагу

3

Ткань

Познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах

март

1

Ткань

Познакомить с красителями для ткани, определить какой материал легче поддается окрасу

2

Опыт с тканью"Белые розы"

Показать как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани

3

«Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани».

Развивать умение делать умозаключения на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений; мыслительные операции -сравнение, сопоставление, совершенствовать, опыт восприятия сенсорных свойств предметов

4

«Ознакомление со свойствами стекла»

ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла

апрель

1

«Ознакомление со свойствами пластмассы»

ознакомление детей со свойствами пластмассы, его особенностях, изделиями из пластмассы

2

Отличие стекла и пластмассы

Развивать умение делать умозаключения на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений; мыслительные операции -сравнение, сопоставление, совершенствовать, опыт восприятия сенсорных свойств предметов

3

«Что такое магнит?»

Познакомить с магнитом, его свойствами

4

«Магнит и вода», «магнит и песок»

Показать что свойства магнита сохраняются в воде, песке

май

1

«Соревнование»

познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2

«Солнечные зайчики»

познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

3

«Черное и белое»

познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

4

«Играем с красками».

познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании), смешиванием красок

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008.
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно -   экспериментальная деятельность» Издательство: Учитель, 2009 г.
  4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
  5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Издательство:Сфера, 2005 г.
  6. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Издательство: Учитель, 2020 г
  7. Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
  8. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.
  10. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.
  11. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2012.