Консультация для педагогов на тему "Эйдетика как метод развитие памяти дошкольного возраста"
консультация

Крлыбаева Ильвина Ильинична

Все мы сегодня живем в информационном обществе. Ежедневно каждый из нас погружается в неимоверно большой поток информации, источниками которого являются телевизоры, газеты, интернет, книги, рекламные плакаты и многое другое. В связи с этим психологи даже ввели понятия «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Важно знать, что всю входящую информацию совсем не обязательно усваивать. Задача каждого человека — научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную. Это умение необходимо не только взрослым, но в первую очередь детям. Современные дети вынуждены усваивать гораздо больше информации, нежели дети, например, тридцать лет назад. Именно поэтому уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. На помощь приходит специально разработанная для этого методика под названием эйдетика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эйдетика как метод развитие памяти дошкольного возраста

Все мы сегодня живем в информационном обществе. Ежедневно каждый из нас погружается в неимоверно большой поток информации, источниками которого являются телевизоры, газеты, интернет, книги, рекламные плакаты и многое другое. В связи с этим психологи даже ввели понятия «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Важно знать, что всю входящую информацию совсем не обязательно усваивать. Задача каждого человека — научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную. Это умение необходимо не только взрослым, но в первую очередь детям. Современные дети вынуждены усваивать гораздо больше информации, нежели дети, например, тридцать лет назад. Именно поэтому уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. На помощь приходит специально разработанная для этого методика под названием эйдетика.

«Эйдетика»  от греческого «эйдос» означает «образ », т.е. возможность запоминать информацию с помощью образов.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе, потому что её важным принципом является опора на образы, а именно ассоциативность и воображение способны заинтересовать ребенка. Маленький ребенок запомнит тот материал, который привлек его, заставил удивиться, восхититься или даже рассмеяться. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации. Система эйдетики позволяет малышу с удовольствием окунуться в мир знаний и, главное, запоминать всю информацию быстро и максимально осмысленно. Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания.

Эйдетика ставит перед собой следующие задачи:

  • Стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;
  • Развить скрытые в каждом способности и таланты;
  • Научить развернутой и осмысленной монологической речи;
  • Способствовать развитию памяти, воображения, слухового и зрительного внимания.

Упражнения есть для самых разных групп: малыши, дошкольный возраст, школьники и студенты. Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие

Первый метод — зрительная прорисовка. Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений. Ребенку это дается довольно тяжело, но если к контурам символа добавить детали, превращая сухие знаки в какой-либо предмет, то дело пойдет быстрее и легче. Например: шесть – замок, восемь – веревка и так далее. 

Второй метод — мысленная прорисовка. Он подходит для запоминания стихотворений. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, А.С. Пушкина и представим дуб, русалку, ходящего по цепи кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Ребёнок должен почувствовать и представить всё, о чем говорится в стихотворении.

Третий метод — запоминание точной информации. Эта техника включает в себя:

-Мнемонику. Эта специальная техника даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники — возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

-Цепной метод представляет собой построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность. Например, нужно запомнить последовательность слов или картинок. Для этого придётся мысленно составить свой видеофильм или придумать сказку.

-Акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму). . С детьми дошкольного возраста таким образом учим дни недели:

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Правила использования эйдетики:

  • Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью действий, картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
  • Задания даются ребенку в разных формах: в виде движений, моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций
  •  Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип : от простого к сложному. 
  • Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
  • Игры не совместимые с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

 Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики.

Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир и   творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.»

 Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.

 Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют упражнения и находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Упражнения улучшающие  работоспособность у ребенка 

«Два плюс один» 

Простая игра, которая задействует одновременно сразу два полушария. Для этого нужно выполнять двумя руками абсолютно разные движения или упражнения.

Приготовили на одной руке 2 пальца на другой – 1 палец.

Ваша задача менять поочередность пальцев на обеих руках : 2, 1; 2,1 и т.д. в течение 1 минуты

Упражнения на развитие внимания, фантазии, воображения

Найди лишнее. Для этого упражнения понадобятся карточки, либо можно создать мультимедийную презентацию и показывать задания на экране. Требуется исключить из списка предметов один, не связанный с остальными общими признаками. Порою разница бывает совершенно очевидна, но даже в этом случае дети могут удивить вас своими рассуждениями. Однако отвергать их доводы нельзя, иначе ребенок замкнется и побоится впредь высказывать свои мысли.  

Воришка (Ищем, что пропало). 

Для этой игры также нужны карточки или мультимедийная презентация. Лучше начать с трех-четырех картинок и постепенно увеличивать их количество. Если игра проходит с картонными карточками, нужно разложить изображения на столе и внимательно рассмотреть их с ребенком.  

Доббль

В процессе игры у участников развивается зрительное восприятие, внимательность и реакция.

Механизм игры таков: имеется несколько десятков круглых карточек, на каждой из которых от 4 до 8 картинок. При этом на любых двух карточках совпадает только одна картинка. Вы берёте в руки две карточки и Вам уже не надо объяснять правила игры, всё понятно: ищем одинаковую картинку

Упражнения на развитие образной и визуальной памяти

Образное мышление, на которое опирается эйдетика, также помогает улучшить память, учит быстро запоминать большой объем информации. Упражнений на развитие памяти, представленных в игровой форме, система эйдетики предлагает немало. Во-первых, они развивают речь ребёнка. Во-вторых, тренируют память (слова в вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой их назвали). В-третьих, такие упражнения помогут найти буйной фантазии ребёнка полезное направление.

Запомни слова. Суть данного упражнения — запомнить с первого раза определенный набор слов. Делать ставку здесь надо вовсе не на механическое бездумное запоминание, а на образное мышление. Для этого нужно заранее придумать смешную историю, в которой будут присутствовать эти слова или попросить детей придумать свою фантастическую историю, которая наверняка им отлично запомнится. Как правило, подобные забавные рассказы очень нравятся детям, и они без труда вспоминают, какие слова в них упоминались. Например, даны слова: телефон, карандаш, бант, шар, барабан, машина, самолет, чайник, конфеты. Можно придумать следующий рассказ: «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Карандаш. Что Вам надо? Нужен бант. Иду на день рождения к шару. А шар такой большой, круглый, как барабан! Поеду к нему на машине, а лучше не поеду, а полечу на самолете. Он поставит чайник, и мы будем пить чай с конфетами!». А потом в голове как бы «снимаем» свой видеофильм.

Запомни картинки и образы. Потребуются карточки с изображением разных объектов: это могут быть картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек и т.д. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 5 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены, чтобы там встречались абсолютно все предметы с картинок и в той же последовательности.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

Запомни стих

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Развивать память;  зрительное внимание, образное мышление, связную речь.

Исследователи. Нужно постараться детально рассмотреть с ребенком какой-нибудь предмет. Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, надписей, повреждений, недостатков и прочих.

Сыщики. В эту игру любят играть даже взрослые. Нужно загадать какой-нибудь предмет, который находится в поле вашего зрения. Задача ребенка — отгадать, что вы загадали, задавая наводящие вопросы. На помощь снова приходят мнемонические таблицы, которые использовались в игре «Исследователи», потому что из них можно извлечь максимальное количество признаков предмета для составления наводящих вопросов (Какого цвета? Формы? Размера? Из какого материала? и т.д.). Чтобы детям было понятнее, желательно сначала поменяться с ними местами: они загадывают, а взрослый отгадывает

 «Под какой карточкой спрятан предмет?»

Взять несколько карточек, выложить их на стол, перечислить их, дать детям посмотреть на них, после чего перевернуть каждую рубашкой вверх, оставляя их на прежних местах. Я обычно беру для этого от 3 до 9 карточек.
После того, как все перевернем, начинаем спрашивать у детей: «Где паук?», «Где вилка?», «Где печенье?» и т. д.

Нюхач. Потребуются небольшие коробочки (или пластиковые яйца от киндер-сюрпризов) и ароматные продукты либо ароматические масла. Это могут быть ароматы кофе, специй, цветов, фруктов, хвойных и т.д. Раскладываем их по коробочкам и просим детей рассказать, что там лежит. Можно усложнить задание: сделать среди всех коробочек две с одинаковым запахом и попросить малышей найти пару. Предварительно следует ознакомить детей с запахами и их источниками; а также пояснить, что чеснок, например, пахнет резко и остро, а лимон имеет бодрящий и освежающий аромат и так далее.

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. При постоянном использовании приемов эйдетики у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности:

  • Способность восприятия и запоминания разных видов информации;
  • Устойчивость внимания;
  • Способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;
  • Свобода и выразительность речи;
  • Навыки продуктивного общения;
  • Уверенность в своих силах.

 Несмотря на то, что данная концепция считается довольно молодым направлением в педагогике, она сумела себя зарекомендовать как высокоэффективная методика с отличными результатами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

          Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение э...

Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование нестандартных средствматематического развитиядетей дошкольного возраста»...