Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
консультация

Иванова Нина Иннокентьевна

Консультация для педагогов

«Использование нестандартных средств

математического развития

детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Консультация для педагогов

«Использование нестандартных средств математического развития

детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Иванова Н И., воспитатель

г. Канск


Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач программы «Развитие» Л.А. Венгера. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы - педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковой, а главная форма организации – игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом, математиком Золтаном Дьенешем.

Блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам (показ набора).

Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:

- четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);

- трех цветов (красный, желтый, синий);

- двух размеров (большой и маленький);

- двух видов толщины (толстый и тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух толщин.

Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:

  1. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  8. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются плоские наборы логических фигур (показ), которые можно изготовить самим из картона и цветной бумаги.

Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки на которых условно обозначены свойства блоков. Их так же можно изготовить самим (11 штук).

Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины – черным цветом или черным контуром (показ), а обозначение цвета – цветным расплывчатым пятном, облаком (показ). Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались.

Следует изготовить карточки с отрицанием свойств (11 штук, знаки перечеркнуты) (показ).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогут детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал – игрушки – персонажи, обручи, веревочки и др.

В  зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то часть.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны – форм геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, представьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по-своему усмотрению в разных видах деятельности.

Итак, с чего начинается работа с блоками.

I ЭТАП. Знакомство.

Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами.

Отметить, что их много, они разные, по цвету, форме, размеру, с ними можно играть: выстраивать домики, дорожки, башенки. Предложить детям поиграть с ними. После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

  1. Найди какая это фигура по форме (цвету, размеру).
  2. Найди все большие, маленькие.
  3. Найди все синие (красные, желтые) фигуры.
  4. Найди две одинаковые фигуры.

II ЭТАП.  Учим воспитанников оперировать и классифицировать по одному признаку (свойству).

  1. Игра «Подбери по величине» (геометрические фигуры большие и маленькие).
  2. Игра «Цветок» (подбираются круги только одного цвета).
  3. Игра «Найди фигурам домики» (по размеру).
  4. Игра «Разложи по цвету» (круги трех цветов).
  5. Игра «Веселые обручи» (в один обруч положить все синие фигуры, в другой – красные).
  6. Игра «Воздушные шары».

На этом этапе знакомим с карточками – символами.

Проводятся игры с карточками (Загадки - нахождение блока по карточке).

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник; не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький).

III ЭТАП. Учим детей оперировать и классифицировать по двум признакам.

Дети открывают для себя, что одни фигуры «дружат» и «не дружат» - одновременно (сходство – отличие) (отличие по цвету, а сходство - по форме).

  1. Игра «Выложи узор» (форма и размер).
  2. Игра «Дорожки».
  3. Игра «Подарим кукле бусы» (цвет и форма).
  4. Игра «Веселые обручи».

IV ЭТАП. Учим детей классифицировать по трем, четырем признакам.

Используются те же игры, но с усложнением.

Логические блоки можно использовать:

- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

- как настольно – печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

- в сюжетно – ролевых играх «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми картинками.

«Поезд» - билеты обозначаются блоками,  а места обозначаются кодовыми карточками.

«Почта» - адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес – на домике обозначается кодовыми карточками.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка» и т. д.).

Особенности структуры дидактических игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения.

Каждую игру можно использовать в любом возрасте (усложняя или упрощая задания), тем самым представляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе на личностно-ориентированной модели общения (сотрудничество, партнерство).

Использование блоков Дьенеша позволяет педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами.

Важно, чтобы педагог был инициативным, думающим, любящим детей человеком, способным на творческий подход в работе.


Рекомендуемая литература:

  1. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
  2. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. «Математика до школы»;
  3. Михайлова З. А. «Математика от трех до семи»;
  4. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников»;
  5. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ»;
  6. Фидлер М. «Математика уже в детском саду».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития   детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...