Цикл бесед 5-7 лет "Телефонный этикет"
материал (старшая, подготовительная группа)

Луткова Марина Валерьевна

Цель: формирование у детей культуры телефонного общения. Знакомство с правилами общения по телефону, объяснить детям значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, слу­чающихся дома и в общественных местах. Формирование у детей знания о номере службы спасения и ситуациях, при которых нужно вызвать спасателей.

Задачи:

    - образовательные: познакомить детей с правилами речевого поведения при разговоре по телефону, этикетными ошибками в телефонных разговорах. Вырабатывать навыки использования этикетных выражений, сопровождающих телефонный разговор.

    - воспитательные: воспитывать внимательное отношение к собеседнику, формировать умения правильно поддерживать беседу в рамках этикета, вести диалог.

   - развивающие:  развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, активизировать диалогическую речь.

Дидактический материал:  игрушечные телефонные ап­параты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_telefon.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл бесед для детей 5-7 лет

«Телефонный этикет»

Разработала

Луткова Марина Валерьевна, 

воспитатель высшей

квалификационной категории 

Цель: формирование у детей культуры телефонного общения. Знакомство с правилами общения по телефону, объяснить детям значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома и в общественных местах. Формирование у детей знания о номере службы спасения и ситуациях, при которых нужно вызвать спасателей.

Задачи:

    - образовательные: познакомить детей с правилами речевого поведения при разговоре по телефону, этикетными ошибками в телефонных разговорах. Вырабатывать навыки использования этикетных выражений, сопровождающих телефонный разговор.

    - воспитательные: воспитывать внимательное отношение к собеседнику, формировать умения правильно поддерживать беседу в рамках этикета, вести диалог.

   - развивающие:  развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, активизировать диалогическую речь.

Дидактический материал:  игрушечные телефонные аппараты.

«Разговор по телефону. Знакомство с правилами»

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать:

                                 Это чудо-аппарат

                               Донесёт быстрее ветра

                               Голос друга, даже если

                               Друг - за сотни  километров.

Дети  отвечают: «Телефон»

Воспитатель: Правильно. Ещё одна загадка:

                                   Через поле и лесок

                                   Подаётся голосок.

                                   Он бежит по проводам.

                                    Скажешь тут, а

                                    Слышно там.

- Сегодня мы будем говорить о телефоне.

- Зачем телефон человеку?

В наше время телефон - главное средство общения, без которого многие люди просто не могут обойтись. Очень часто телефон заменяет людям личные встречи и беседы, хотя изобретён он для того, чтобы быстро решать неотложные вопросы, сообщать информацию, избавлять человека от ненужной ходьбы и езды по городу.

Ещё совсем недавно телефоны были проводные, они есть и сегодня в домах, в учреждениях, например, в нашем детском саду. Но уже никого не удивишь беспроводным телефоном. Как он называется?

Дети: Мобильный телефон.

Воспитатель: Телефон – это удобно. Захотел  услышать друга  - позвонил. Соскучился по бабушке – позвонил и сказал, как ты её любишь. Для чего ещё нужен телефон?

Как и все, пользование телефоном тоже требует соблюдения целого ряда правил.

- Какие правила телефонного разговора вам знакомы?

- Есть ли специальное слово для начала телефонного разговора?

Человеку будет приятно услышать это слово, если оно произнесено с радостью, так, как будто вы ждали его звонка. Перед тем как снять трубку и сказать «алло!», обязательно улыбнитесь. Улыбку слышно по телефону! Ваш голос сразу станет мягче и приятнее. Вы почувствуете, как улучшилось ваше настроение и отношение к тому, кто позвонил.

Последние исследования учёных выявили огромный вред мобильных телефонов для здоровья людей. Поэтому долго разговаривать по мобильнику нельзя, а играть можно только небольшое время 25-30 минут в день. Это надо помнить, если мы хотим быть здоровыми людьми.

Вот и закончилось наша беседа.

- О чём мы сегодня говорили?

- Какие бывают телефоны?

- Зачем человеку телефон?

- Как надо говорить по телефону?

- Можно ли долго говорить по телефону? Почему?

«Разговор с другом по телефону»

Однажды у меня зазвонил телефон. Я сняла трубку и услышала мальчишеский голос:

— Алло! Это кто?

— Простите, а кто вам нужен? — спросила я.

— Андрюша!

— Но мальчиков с таким именем у нас нет. Вы, вероятно, ошиблись номером!

В ответ донеслись короткие гудки.

- Вежливый ли мальчик позвонил мне?

- У кого из вас есть телефон?

-Вы часто по нему звоните?

- А кто звонит вам?

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться вежливо разговаривать с другом или подругой по телефону. Хотите? Тогда выбирайте себе пару и телефонный аппарат.

- Давайте вспомним, о чём можно говорить с другом по телефону? В какое время? Как долго?

Не забывайте о том, что кроме вашего друга в квартире проживают и другие члены семьи. Говорить нужно кратко, понятно, чётко.

Подумайте каждый, о чём вы будете говорить или договариваться. (Спрашивает детей.) Разыгрываем ситуацию, когда трубку поднимает не ваш друг, а член семьи. Не забудьте, что сначала надо поздороваться и представиться, а потом пригласить к телефону друга. Давайте попробуем.

Алло! Добрый день. Вам звонит Саша Иванов. Будьте добры, пригласите к телефону, пожалуйста, Аню. (Отработка с каждой парой детей поочерёдно.)

- А если вы звоните утром или вечером, что изменится в вашей фразе?

Теперь разыгрываем ситуацию, когда ваш друг или подруга подошли к телефону. Подумайте, какой вопрос вы хотите задать. Надо сказать так, чтобы друг понял.

 Аня? Здравствуй? Ты сейчас не занята? Марина Валерьевна просила передать, чтобы ты завтра принесла открытку. Мы будем из них делать подарки к празднику. (Отработка вариантов детей.)

- Вы свои просьбы и вопросы изложили, а что же вам ответили друг или подруга? Какие могут быть варианты?

- Разыгрываем ситуацию с ответом. Что вы скажете, если друг вам ответит, что у него сейчас нет времени? Что вы скажете, если друг совсем не понял вас? Как он может вам ответить кратко? (Разыгрывается диалог.)

- Как можно закончить разговор? (Обязательно попрощаться.) Какими словами это можно сделать? (До свидания, до встречи, пока, всего хорошего.)

Попробуйте поговорить по телефону от начала до конца разговора, Можно обменяться несколькими фразами. (Организуется тренинг.)

Ребята, вы все сегодня были вежливыми и внимательными. Когда человек вежливый, с ним всегда приятно общаться. Ему никогда не откажут в просьбе. Попробуйте дома сегодня позвонить другу.

«Звонок на работу маме»

Воспитатель. Случалось ли вам звонить маме на работу? (Ответы детей.)

Может случиться, что вам нужно будет срочно позвонить, а вы не знаете как это сделать. Обязательно спросите у мамы номер телефона на работе и запишите в телефонную книжку, положенную на видное место, чтобы сразу найти.

У мамы тоже надо спросить, как её можно позвать, если будет нужно. Ваша мама может находиться близко или далеко от телефона. Маму нужно звать, называя её по имени и отчеству.

Давайте сегодня поучимся звонить маме на работу. Но сначала подумайте и скажите, по каким вопросам можно отвлекать маму от работы? Что случиться, если вы будете звонить часто, когда вам захочется? Сегодня у всех мам есть сотовые телефоны, и не надо подходить к общему. Представьте, что вы звоните маме по сотовому телефону по каждому поводу, как на это отреагируют другие взрослые, работающие с мамой?

Разбейтесь по парам, один будет ребёнком, а второй – мамой. А я буду сотрудником мамы. Не забудьте о том, что надо поздороваться и представиться, точно назвать фамилию, имя и отчество мамы (Каждый ребёнок пробует.) 

Маша. Алло! Здравствуйте! Вас беспокоит дочка Ивановой Анны Ивановны. Если вам не трудно, позовите, пожалуйста, мою маму к телефону. Мне очень нужно с ней поговорить.

Воспитатель. Пожалуйста, сейчас я позову твою маму к телефону. Дети, обязательно поблагодарите взрослого, который позвал вашу маму к телефону. Вот так: «Большое спасибо вам». (Тренинг диалога из трёх фраз.)

Теперь разыграем ситуацию с мамой, которая взяла трубку телефона. Говорите спокойно, чётко выговаривая каждое слово, чтобы мама поняла и помогла вам. Кто о чём будет разговаривать с мамой? (Обговаривание ситуаций.) Не забудьте поздороваться с мамой, даже если вы её уже видели. Извинитесь за то, что отрываете её от работы.

Лена. Мама, добрый день. Извини, что отрываю тебя от работы, но заболела бабушка. Она просила тебя пораньше прийти с работы (она просила тебя вызвать врача на дом).

Воспитатель. Хорошо, дочка, я обязательно вызову врача. Спасибо, что позвонила. Я постараюсь прийти пораньше. Скажи об этом бабушке. До встречи.

Лена. До свидания, мама.

Воспитатель. Ребята, вас сегодня получился разговор по телефону с мамой. Когда будете звонить своей маме, не забудьте о тех правилах, которые мы сегодня учили.

«Звонок в «Скорую помощь»

Воспитатель. Дети, если вы заболели, куда звонят ваши родители? Конечно, в детскую поликлинику, чтобы вызвать врача на дом. Но иногда больному нужна срочная помощь. В этом случае нужно звонить в «Скорую помощь».

- Кто знает, что это такое?

- Кто из вас знает телефон «Скорой помощи»?

 Есть телефон, который должен знать каждый – 112.

После набора данного номера Вы услышите голосовое сообщение с инструкцией и далее необходимо на выбор набрать:

        «01» – пожарная служба;

        «02» – полиция;

        «03» – скорая медицинская помощь;

        «04» – аварийная служба газовой сети.

Давайте его хорошенько запомним.

Я для вас приготовила цифры, вырезанные из бархатной бумаги, обведите их по нескольку раз указательным пальцем руки. А теперь нарисуем этот номер в воздухе. Молодцы, почти уже запомнили.

Помните, что беседа с оператором экстренной службы проходит по определенным правилам:

Сообщи кратко:

1. Причину вызова.

2. Фамилию, имя, телефон и адрес.

Не вешай трубку до конца разговора!!!

А теперь мы попробуем позвонить по нашему телефону в «Скорую помощь».

Напоминаю вам, что звонят люди туда каждую минуту, поэтому говорить надо спокойно, рассказать о том, что случилось понятно, чётко, без лишних слов. Обязательно назвать чёткий адрес, номер домофона или кодового замка на входной двери в подъезд. Иногда надо подсказать, как лучше проехать к вашему дому. Вы ведь видели, какие «пробки» сейчас бывают на дорогах. К сожалению, машину «скорой помощи» водители не всегда пропускают. Поэтому надо внимательно слушать советы диспетчера «скорой помощи», чтобы до его приезда больному не стало хуже. Я возьму на себя роль диспетчера, а вы мне будете звонить. Но сначала давайте обговорим, что случилось у нашей куклы Кати.

(Дети обговаривают варианты болезни куклы Кати).

Таня: Алло! Это «Скорая помощь»?

Воспитатель. Да, «Скорая помощь» вас слушает. Что у вас случилось?

 Таня. Заболела наша дочка. У неё температура высокая, она кашляет. Я не знаю, что делать.

 Воспитатель. Не волнуйтесь, скажите, сколько лет вашей дочке?

Таня. Ей всего один год.

 Воспитатель. Сколько времени держится высокая температура?

Таня. Уже целый час.

 Воспитатель. Какие лекарства вы давали дочке?

Таня: Я дала ей порошок от температуры.

Воспитатель. Хорошо, больше лекарств не давайте, а пока к вам едет помощь, заверните дочку в мокрую простыню, температура немного спадёт. Назовите вашу фамилию, имя и отчество.

Таня. Иванова Татьяна Сергеевна. 

Воспитатель. Назовите ваш адрес.

Таня. Улица……, дом…..,квартира…..

Воспитатель. Назовите ваш номер телефона.

Таня. Наш номер…….

Воспитатель. Есть ли у вас в подъезде домофон?

Таня. Да, нужно набрать номер квартиры.

Воспитатель. Можно ли проехать к вашему подъезду?

Таня. Да, проезд свободный.

Воспитатель. Ждите, «Скорая» уже выехала.

Воспитатель с детьми проигрывает разные варианты жизненных ситуаций, используя игрушки. Может случиться так, что вы окажетесь рядом с человеком, которому нужна будет скорая медицинская помощь. Я думаю, что теперь вы не растеряетесь и сразу позвоните в «Скорую помощь» и поможете человеку.

«Звонок в спасательную службу МЧС»

               Ребята, сегодня по телевизору видела сюжет о том, что однажды мальчик залез на крышу, а обратно никак. Все вокруг очень испугались. Как вы думаете что они сделали?

Да действительно они позвонили в МЧС. Но знаете ли вы ребята, что нужно правильно звонить в службу спасения.

Сейчас я буду показывать картинки, если при этих ситуациях нужно звонить спасателям – хлопайте. А если не нужно-то топайте!

(пожар,  у мишки оторвалась лапа, девочка потерялась в лесу и т.д.)

Вы очень хорошо определяете ситуации, в которых просто необходима помощь спасателей.

Воспитатель. Дети, в прошлый раз мы с вами играли с телефоном по очень серьёзной теме. Напомните мне, куда мы звонили? Правильно, мы звонили в скорую медицинскую помощь. Но в нашей стране и в других странах есть такая служба спасения, в которой работают разные специалисты. Они спасают людей в различных катастрофах, авариях, в различных жизненных ситуациях. Я расскажу вам несколько случаев из жизни, когда специалисты спасательной службы МЧС спасали людей. (Рассказывает случаи, в которые попадают дети, животные, туристы, альпинисты, автолюбители и т. д.)

- Как вы думаете, какие специалисты должны работать в службе спасения, чтобы помочь в таких случаях?

- Какие по характеру эти люди?

- Как они должны вести себя в ситуации спасения жизней других людей? Как вы думаете, чтобы спасать других, каким нужно быть самому спасателю?

У спасателей очень трудная работа, требующая смелости, выдержки, воли, силы. Нужно очень любить людей, чтобы самому рисковать своей жизнью ради них.

Нужно много тренироваться, заниматься спортом.

А как же нам позвонить в МЧС. Кто-нибудь знает номер? Их номер 112.

Сегодня мы запомним номер спасательной службы МЧС. Обсудим ситуацию, которая произошла с нашей куклой Катей. (Обсуждают несколько ситуаций, которые могут произойти с детьми по неосторожности). Я возьму на себя роль диспетчера спасательной службы МЧС.

Диалог между диспетчером спасательной службы МЧС и «родителем» куклы Кати.

Матвей. Алло! Это спасательная служба МЧС?

Воспитатель. Да, диспетчер спасательной службы МЧС вас слушает. Что у вас случилось?

Матвей. Наша дочка играла, надела себе на голову кастрюлю, а тепрь мы её не можем снять. Не знаем, что делать. Помогите нам, пожалуйста.

Воспитатель. Не волнуйтесь. Мы вам обязательно поможем. Назовите вашу фамилию, имя и отчество.

Матвей. Петров Матвей Алексеевич.

Воспитатель. Назовите ваш адрес.

Матвей. Улица……, дом…..,квартира…..

Воспитатель. Назовите ваш номер телефона.

Матвей. Наш номер…….

Воспитатель. Есть ли у вас в подъезде домофон?

Матвей. Да, нужно набрать номер квартиры.

Воспитатель. Успокойте вашу дочку, посидите с ней рядом. Скажите, что мы сейчас приедем и обязательно поможем. Ничего без нас не делайте.

Матвей. Спасибо большое. Мы вас ждём.

Воспитатель. Ждите, мы выезжаем.

Воспитатель проигрывает с детьми несколько ситуаций.

Ребята, чтобы с вами ничего подобного не случилось, нужно слушаться взрослых. Но, если кому-нибудь потребуется помощь, теперь вы знаете на какой номер нужно позвонить, и как правильно рассказать о произошедшем.

Давайте еще раз вспомним номер, и порядок разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы

Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Цикл консультаций для родителей "Основы этикета"

Цикл консультаций для родителей "Основы этикета"...

Цикл бесед и игровых занятий 2-й младшей группы этикету и вежливости

Цикл бесед и игровых занятий2-й младшей группы этикету и вежливости...