Конспект занятия по теме "Символы государства Российского"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Березина Наталья Анатольевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Сказка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по познавательному развитию

для детей комбинированной подготовительной группы

Тема «Символы государства Российского»

Выполнила воспитатель: Березина Н.А.

2021г.

Технологическая карта образовательной деятельности

Раздел, тема

Окружающий мир

Педагог

Березина Наталья Анатольевна

Тема занятия

«Символы государства Российского»

Тип занятия

Познавательное занятие

Цель занятия

Создание условий для развития познавательной деятельности детей.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

 Поддерживать познавательный интерес к истории страны. Уточнить и расширить представления детей о Родине и государственной символике.

Уточнить и расширить знания о неофициальных символах России.

 Развивать познавательный интерес, расширить кругозор, запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи.

 Воспитывать уважительное отношение к символам Российской Федерации, любовь к своей Родине, патриотизм и гражданственность.  Воспитывать культуру речевого общения. Стремление беречь богатства страны.

                                                 

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Планируемые результаты: Дети должны знать Государственную символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях Государственных символов России; должны знать столицу России; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину.

Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; выполнение аппликаций; дидактические игры.

Словарная работа: Столица, россияне, держава, скипетр, государство, Российская Федерация

Методы и приёмы:  беседа, игровая ситуация, вопросы к детям, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.

Материал и оборудование: Ноутбук, экран, презентация, плакат с нарисованной березкой, без листьев; березовые листочки из зеленой и желтой  бумаги, клей,  карточки с символикой : флаг, герб, запись звучания балалайки, карандаши для самостоятельной деятельности по количеству детей.

Технологическая карта по теме: «Символы государства Российского»

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный  

(мотивационный)

этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Вставайте все дружно в кружок.

Приветствие «Здравствуй, Родина моя»

Воспитатель:

- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! (дети расходятся и встают в круг)

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет              (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»        ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

- Присаживайтесь, ребята.

Воспитатель:

- Ребята посмотрите на оформление нашей группы для занятия. И послушайте такой стихотворение:

Россия, Россия, Россия 

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

 

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

 

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

 

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

(В. Гудимов)

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? Правильно сегодня на занятии мы поговорим о России,  государственных символах о нашей стране. Что – то вы уже знаете, а что – то узнаете новое.

Отгадайте загадку:

Где раньше в праздник всем народом

В деревне хоровод водили?

Такие танцы у народа

В стране по имени … (Россия). На планете Земля много стран, около 200. Но наша страна самая необычная.

(слайд №2)

- Верно.

И все пройдя пути морские,

И все земные царства дней,

Я слова не найду нежней,

Чем имя звучное: Россия.

Дети здороваются

Дети выполняют упражнения под приветствие

Ответы детей

Ответ детей: Россия

Основной этап

Воспитатель: 

- Итак, мы  живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А как, ребята, можно назвать тогда людей, проживающих в России?

Воспитатель: А вы знаете, почему нашу страну назвали Россия? (слайд №3)

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки в пламени синем

Тебя по-славянски назвали – Россия. 

Россией страна стала называться во времена правления царя Петра 1. Первоначально Петр 1 велел называть страну «Руссия», но позже стали говорить «Россия» из-за более легкого произношения. Давайте вместе произнесем название нашей страны.

- Россия для нас с вами необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

 Родина – значит родная, как отец и мать. Есть такая пословица: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха».

Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

- Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.

- Давайте рассмотрим её местоположение на карте. (слайд №4) Кто желает выйти и показать нашу страну на карте?

Посмотрите, как много городов в нашей стране.

- А кто знает какие-нибудь города России?

- Ребята, а какая она, наша страна Россия? (Егор, Мадина, Ярослав, Яна)

Воспитатель:

- В наследство от предков мы получили прекрасную страну. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. (слайд №5) Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Давайте продемонстрируем.

А у нас в стране живут

 Русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

 И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят

— Все они дружить хотят!

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир

— Все за счастье, все за мир!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас всего 15, а в нашей стране живет около 180 народов.

- Присаживайтесь

Воспитатель:

- Россия — это государство. Давайте проговорим это слово. В каждой стране есть главный город – столица. Какой город является столицей России?

(слайд №6)

– Москва. Москва – самый большой в России и самый красивый город.

Москва - это Красная площадь

Москва - это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(слайд №7)

- В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Давайте проговорим Российская Федерация. Как зовут президента? (слайд №8) Проговорим слово президент.

- Верно.  

- Каждая страна обязательно имеет государственные символы. Какие?

- Верно.

-  У России тоже есть государственные символы. (слайд №9)

Воспитатель: Отгадайте загадку

Когда пошли мы на парад,

Его в руке нёс старший брат.

 Нам без него нельзя никак,

Ведь это наш российский…

- Давайте рассмотрим и поговорим о нашем флаге.

 Но его с начало нужно найти среди флагов других стран.  

- Молодцы. (слайд 10)

 - По каким признакам вы определили, что это флаг России?

- А что означают эти цвета?

- Верно. (сдайд №11)

- Цвета флага выбраны неслучайно.

- Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?

- Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.

- Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках. (слайд №12)

- Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

(слайд №13)

- Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости. (слайд 14)

Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный — мужество, отвагу.

- Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. (слайд 15)

-  Где можно увидеть Российский флаг?

 - Верно.

Он развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. (слайд 16)

Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. (слайд 17) Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.

Воспитатель: а теперь мы встаем и немножко отдохнем. Физкультминутка:

Герб страны – орёл двуглавый, гордо крылья распустил (руки в стороны)

Держит скипетр и державу (поочерёдно сжать руки в кулак)

Он Россию сохранил (сделать круг руками)

На груди орла – щит красный (прижать руки к груди)

Дорог всем – тебе и мне (наклоны в стороны)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (дети маршируют на месте)

Воспитатель - Какой из символов мы  назвали в нашей физкультминутке?

-  Есть у России еще один очень важный государственный символ — герб. Проговорим слово герб. Давайте опять попробуем найти из данных гербов герб России. (слайд №18)

 Молодцы.

(слайд 19)

Воспитатель:

- По каким признакам вы нашли герб нашей страны?

- Верно.

Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах.

Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла — золотая корона. Посмотрите на крылья орла — они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.

  • Какого цвета конь? (Белого.)

- Какого цвета плащ у всадника? (Синего.)

  • Какого цвета щит? (Красного.)

- Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России.)

Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

  • Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей — символ зла. В русских народных сказках встречается Змей Горыныч.
  • Чем всегда заканчиваются эти сказки? Правильно, герой всегда побеждает Змея Горыныча и освобождает прекрасную девушку. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость!

Воспитатель: Отгадайте загадку

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её.

- Верно. (слайд 20)

- Есть у каждой страны особенная, самая главная песня — гимн. Гимн страны — это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.

Воспитатель: Физкульминутка

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие.

Мы ребята вот такие!

(слайд 21)

- В Россию ежегодно приезжают миллионы иностранных туристов. Едут для того, чтобы увидеть родину Пушкина и Достоевского, полюбоваться русским балетом и убедиться, что на Красной площади гуляют медведи.

- И вот приехали к нам в Россию два иностранца и хотят купить на память Российские сувениры.

(Продающий сувениры произносит слова «Поскорее подходи и подарочки купи»)

Зашли они в магазин и что они выберут? (Матрешки, сказки Пушкина, другие книги, шапка – ушанка, лапти, кокошник, платок)

- Теперь у наших иностранцев есть память о России.

(подарить матрешек гостям)

- Ребята, а что еще символизирует Россию? Кроме официальных символах есть еще неофициальные?

(слайд 23)

Каждая названная символика может сопровождается объяснением.

Воспитатель:

- А давайте поиграем в игру с балалайкой.

Игра с балалайкой.

Дети встают в круг и под запись звучания игры на балалайке передают ее друг другу. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках окажется балалайка,  должен сплясать.

Береза – символ России,

Сокровище русской земли.

Веками ей песни дарили,

Признанья стихами в любви.

Береза – символ России,

Царица русских полей.

Она средь невест всех красивей,

Величественней и белей.

Шелестом листьев березы

Шепчет Россия нам.

 Весной святой родины слезы

 Бегут у берез по стволам.   Г.Садовая.

---------------

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

 И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

---------------------

Балалайка.  Этот излюбленный музыкальный инструмент русского народа выполнен в виде треугольника с грифом и имеет 3 струны. Существует более 200 лет.

-----------------------

Самовар раздут и горд,
Чай по чашке выдаёт.
Вкусным чаем знаменит.
Ох, горяч! Но не сердит.

----------------------------

Лапти – обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или берёсты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа.

------------------------

Валенки – зимний вариант тёплой и удобной войлочной обуви, символ смекалки русского народа.

-------------------------

Ушанка – тёплая шапка. Считается, что в русском обиходе она появилась благодаря монголам, которые защищались от холодных ветров шапками из овчины. Назывались они малахаями.

---------------------

Матрешка. Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. 

----------------

Изба. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

------------------------

Кокошник старинный русский головной убор, богатое украшение в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национального традиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники только на праздники.

------------------------

Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты.

Воспитатель

- Ребята, можно еще долго перечислять, что символизирует нашу родину Россию. Это и колокол, платок на голову, шкатулка, блины, пельмени  и многое другое.

Ответы детей.

Ответы детей. (красива, большая, родная, сильная, могучая)

Дети проговаривают.

Ответы детей.

Желающие дети (2-3),   показывают  на карте границы России.

Ответы детей.

Дети читают стихи:

1.Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

2.Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

3.Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.

4.И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…

Дети выходят и встают в круг, демонстрируют национальности с помощью картинок.

Дети проговаривают слово

Ответ детей: Москва

Ответ детей: Владимир Владимирович Путин.

Ответ детей: флаг, герб, гимн.

Дети проговаривают слова

Ответ детей: флаг

На листочках дети выбирают и  обводят карандашом флаг России.

Ответ детей: по трем цветам (белый, синий, красный).

Ответы детей

Ответы детей: красный, белый, синий

Ответы детей

Дети выполняют упражнения.

Ответ детей: герб

Дети проговаривают

Дети ищут на листочках герб России и обводят карандашом.

Ответы детей: двуглавый орел, всадник с копьем убивает дракона.

Ответы детей

Ответ детей: гимн

Дети выполняют движения.

Выходят двое детей переодетые в иностранцев и идут в магазин, выбирают сувениры. (Ваня Н. и Мадина)

Ответы детей: березка, самовар, русская изба, тройка лошадей, бурый медведь, балалайка, валенки и т.д.

Дети играют в игру

Рефлексивный

Воспитатель (слайд 24)

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Правильно, о России, о нашей Родине, о ее отличительных знаках – флаге, гербе и гимне, и о других неофициальных символах России. Наша страна богата не только своей историей, но и рассмотрев любую тему можно говорить долго. Вот и мы на следующих занятиях возьмем тему народы России. Узнаем, как живут другие народы, какие у них традиции, культура. И это очень интересная тема.

- Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. И я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то сможете сделать для России много полезного, доброго, чтобы наша страна стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить и беречь свою страну, ведь, она у нас одна.

Воспитатель:

- Давайте, ребята украсим березку листочками. На доске береза, к ней необходимо прикрепить листочки.

- Если вам понравилось занятие, то прикрепить нужно зеленый листочек. Если было на занятии не очень интересно и вы ничего нового не узнали, то прикрепите желтый листочек.

Воспитатель: (слайд 25)

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

- Такими словами я хочу закончить наше занятие. Спасибо всем.

Ответы детей.

А почему он изображен я вам сейчас расскажу маленькую сказку:

Воспитатель: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые

живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на

гербе  России.  Первой  вышла  красавица белка:  «Посмотрите,  какой  у  меня

красивый  и  пушистый  хвост.  Мы,  белки,  живём  почти  во  всех  лесах  этой

страны.  Мне  и  быть  на  гербе!»  Звери  и  птицы засмеялись:  «Да  что  ты,

белочка!  Ты  вон какая  маленькая,  а  Россия  такая  большая.  Куда  уж  тебе!»

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я

ростом  не  велик.  Я  сильный  и  могучий,  как  сама  Россия.  Мне  и  быть  на

гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила

мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не

видите. А  мы, птицы,  высоко в  небе  летаем,  с  высоты всю страну видим: и

леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц  — орёл с двумя головами. Он

самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу

в  две  стороны:  направо  и  налево.  Он  всегда  знает,  что  в  разных  концах

страны  делается.  Вот  кому  надо  быть  на  гербе!»  Все  звери  и  птицы

согласились  с  мудрой  совой.  И  сразу  же  в  лучах  яркого  света  с  неба

спустился  прекрасный  двуглавый  орёл,  а  его  изображение  появилось  на

гербе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «День Российского флага».

Конспект занятия по теме: «День Российского флага».Средняя группа.. Возраст 4-5 лет.Образовательная область : Познание.Закрепить знания о Российском флаге, о названии нашей страны-Родины.О...

Лучший мастер-класс. Конспект занятия "25 лет Конституции Российской Федерации"

Дать детям элементарные знания и представления о Конституции Российской Федерации....

Конспект занятия по окружающему миру "Российская армия"

Задачи: Продолжать расширять  представления детей о Российской  армии.  Рассказывать о трудной,  но почетной обязанности защищать Родину , охранять ее спокойствие и безопасность. Р...

Конспект занятия по аппликации. Тема: "Российский флаг" в средней группе

Цель: закрепить знания детей о символе России – государственном флаге;Задачи:- познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;- закреплять умения работать ножницами;- познакоми...

Конспект занятия в старшей группе «Российский флаг»

- познакомить детей с государственным флагом России (цветовое решение, расположение полос); -формировать представление о значении государственного флага РФ;- уточнить представление детей о России...

Конспект занятия в старшей группе «Российский флаг»

Конспект занятия в старшей группе«Российский флаг»...