Конспект НОД подготовительная группа Тема "Мастера и рукодельницы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной группе (программа "Социокультурные истоки")

Тема: «Мастера и рукодельницы»

Воспитатель: Журлинская Татьяна Владимировна. 2023 год

Цель: приобщения воспитанников к базисной социокультурной категории «Традиции дела». Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы – «Колокольчик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_istoki_podgotovitelnaya_gr.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Мастера и рукодельницы»

Воспитатель: Журлинская Татьяна Владимировна. 2023 год

Цель: приобщения воспитанников к базисной социокультурной категории «Традиции дела». Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы – «Колокольчик»

Задачи:

Обучающие:

- способствовать первоначальному освоению и дальнейшему наполнению социокультурной категории «Традиции дела».

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление;

-  развивать у детей умения слушать друг друга; договариваться, приходить к согласию;

- развивать речь, навыки речевого общения в совместной деятельности; развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с тканью;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам);

- трудолюбие.

Предварительная работа:

- Беседы: «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду»

- Просмотр презентации «Мастера и рукодельницы»;

 - Виртуальная экскурсия «Русская изба»;

 -Знакомство с народными промыслами и ремёслами через рассматривание альбомов «Керамика и глиняная игрушка», «Льняной промысел»,» Золотая хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городец» и др.;

- Ознакомление с декоративно-  прикладным искусством;

- Чтение художественных произведений: сказ П. П. Бажова «Каменный цветок», рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка - Хаврошечка»;

- Чтение и отгадывание загадок об инструментах, размышление и заучивание пословиц и поговорок о труде.  

- Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П. П. Бажова «Каменный цветок».

Материалы и инструменты: лоскутки цветной и белой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия.

1. Подготовительный этап:

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем говорить о мастерах и рукодельницах, и занятие наше сегодня не обычное. Сегодня у нас в зале присутствуют гости, а поскольку русский народ гостеприимный, то давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю. (низкий поклон).

-Здравствуйте, гости дорогие! (все вместе)

-Проходите к нам в горенку.

-Русский народ гостям всегда рад.

-Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком!

Воспитатель:

Посмотрите, как красиво и необычно в нашей горнице. Обратите внимание сколько предметов ручной работы, выполнили мастера и рукодельницы из разных материалов.

Ребята, что можно сказать про мастеров, которые выполнили эти изделия? Как вы думаете какие у них руки? (золотые).                                                                                                                                                   Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнить эти изделия. (ответы детей)

2. Присоединение. (презентация)

1 слайд. Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.

Кого считали на Руси мастером своего дела? (талантливые и любящие своё дело мастера).

-Это люди мастера, имеющие знания о своём деле и умеют этими знаниями распоряжаться.

Например, столяр-краснодеревщик хорошо мастерит мебель и передаёт своё мастерство сыновьям и внукам. А какие мастера существовали на Руси? (гончары, кожевники, столяры, плотники, кузнецы)

2 слайд. Ребята, кого считали рукодельницей (выполняют своими руками вышивают, шьют плетут, ткут, прядут и пекут)

Раньше на Руси каждая девушка, женщина могли плести кружева, вышивали, таким образом, одевали свою семью. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица.

Какая вышивка считалась самой дорогой у мастериц? (вышивка золотыми нитями и серебряными нитями)

3 слайд. Мастера и рукодельницы - это люди, которые выполняют свою работу с любовью, с радостью в сердце. Радость труда, побуждает людей, талантливых в деле, вставать на путь мастерства.

Наш народ о труде сложил много пословиц и поговорок.

Воспитатель: а теперь давайте поиграем                                                                                                                        Игра «Потерянные слова» 

Воспитатель: - Я говорю начало пословицы, поговорки, а вы должны её закончить.

1. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

2. Сделал дело… (гуляй смело).

3. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

4. Готовь сани летом… (а телегу зимой).

5. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

6.Кто за все берется тому ничего не дается.                                                                                                                          7. Под лежачий камень вода не течет.                                                                                                                                8. Дело мастера боится.                                                                                                                                                         9. Поспешишь – людей насмешишь.                                                                                                                                              10. Семь раз отмерь да один раз отрежь.                                                                                                                                         11. Маленькое дело лучше большого безделья.                                                                                                                        12. Без хорошего труда нет плода».

3 этап. Основной этап.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и хлебосольством. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела.

Воспитатель достает корзину с куклами

Мастерицы вышивали, шили, пряли пряжу, ткали ткани, лепили, мастерили игрушки – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. самодельная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенный смысл. Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям в куклу без лица (т. е. без души) не могут вселиться злые силы. Были куклы, которых брали в дорогу- «Подорожница» чтобы она защищала в пути, куклы – обереги «На здоровье», на исполнение желание – «Желанница», «На замужество» и многие другие.

 

Рукодельница: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки.

Из каких материалов они сделаны? Что умеют делать ваши игрушки? Откуда они берутся?

А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы.

До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь, душу. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Ребята, а вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку - тряпичную куклу?

Я сегодня хочу предложить вам изготовить оберег в виде куклы. А называется он так, Куколка КОЛОКОЛЬЧИК -оберег добрых вестей.

Прежде чем приступить к созданию нашего оберега, нужно откинуть все негативные мысли, и постараться думать только о чем-то положительном. Давайте, пройдем в нашу мастерскую. (дети проходят за столы)

Лоскуток, да ниток катушка.                                                                                                                                          В умелых руках оживает игрушка.                                                                                                                               Кручу, верчу,                                                                                                                                                            Создать хочу                                                                                                                                                             Куколку красивую,                                                                                                                                              Дивную и милую.                                                                                                                                                          Пусть нас она оберегает                                                                                                                                                 И злых духов отгоняет. (ребенок)

Моя куколка грустит.                                                                                                                                                    Не с кем хоровод водить.                                                                                                                                         Сделайте подружек ей.                                                                                                                                                  Кукле будет веселей.                                                                                                                                                             Коль, хотите научиться                                                                                                                                                 Эту куклу мастерить,                                                                                                                                                  Вам придется не лениться                                                                                                                                                И старанье приложить! (воспитатель)

Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – колокольчик. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.

 

Самостоятельная работа под народную музыку.                                                                                                                                   Поэтапное изготовление

  1. Привяжите нитку к колокольчику, а затем прикрепите его с помощью этой же нитки к кусочку скатанной в шарик ваты. Сделать это нужно таким образом, чтобы расстояние между головой и тельцем было минимальным.
  2. Теперь возьмите самый большой из круглых кусочков и положите его изнаночной стороной вверх. Прямо по центру разместите наполнитель с привязанным грузиком. Поддев руку под низ ткани, соберите ее в пучок и обвяжите ниткой. Получилась голова и туловище.
  3. Теперь на фигурку нужно надеть второй тряпичный кругляшок, а затем третий. Порядок действий здесь такой же, как в предыдущем пункте.
  4. Когда стали заметны три юбочки ляльки, можно начинать работать над ее лицом. Для этого у белого лоскута загните внутрь верхний и нижний край прямо к центру.
  5. После этого лоскут нужно нацепить на голову так, чтобы подгибающийся край не отходил от головы больше чем на несколько сантиметров. Обвяжите его ниткой, оставляя по бокам два куска ткани. Края рук тоже скрепите нитью, формируя кисти.
  6. Когда руки будут готовы, останется сделать косынку. Примерив ее на голову, обвяжите в районе шеи ниткой.
  7. Подвеской может стать красная шерстяная нить или золотая тесемочка. Можно завязать ее на запястьях или немного выше по руке. Закрепив веревочку с двух сторон, готовьтесь заряжать талисман.

Рефлексия.                                                                                                                                                                                                         Воспитатель: - Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.

 - Ой, какие красивые куколки у Вас получились.

Воспитатель: Предлагаю закончить наше занятие народной игрой «Тетера».

«ТЕТЕРА ШЛА» игра средней подвижности

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки идут за ведущей «тетерой», которая ведет их в произвольном напрвлении, проходя под ворота под песню:

-Тетера шла, моховая шла,

-По закаменью, по зареченью.

-Сама прошла, всех детей провела,

-Самого маленького детеныша … оставила!

На слове «детеныша» ворота закрываются. Пойманный ребенок встает рядом с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается. «Тетера» водит детей, то заходя, то выходя из ворот. Пойманные дети увеличивают круг ворот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

Конспект занятия. Подготовительная группа. ОО Познание (формирование элементарных математических представлений).

Тема: "В гостях у друзей"Программное содержание:  закрепить понятие соотношение количество предметов с цифрой, обозначающей это количество. Закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный)....

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...