Родительское собрание «Развитие речи» младших дошкольников
материал (младшая группа)

Бородина Наталья Николаевна

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:


Родительское собрание

«Развитие речи» младших дошкольников

Цели: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности.

Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Задачи: Формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями.

Развивать самосознания родителей и педагогов; конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).

Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей среднего дошкольного возраста, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Форма проведения: дискуссионная.

Участники: воспитатели, родители.

Методы активизации родителей: примеры, вопросы

Ход собрания

Уважаемые родители!

Мы рады Вам. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во – первых, совершенствуются её практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во – вторых, речь становиться основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться.

Сам ребенок овладевает речью только в процессе общении я со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточное развитие речи часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушение речи отражается на формирование детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребенка зависит от формирование его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывается на психический склад детей отсутствие речи или её патология.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, каков уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка. Поэтому основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Чем мы и занимаемся с детьми. Это:

  1. Воспитание звуковой культуры речи
  2. Словарная работа
  3. Формирование грамматического строя речи
  4. Обучение рассказыванию – связная речь

Ребенок к 3-4 годам может:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонационно передавать вопрос, просьбу, восклицание.
  • У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
  • У детей формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи (появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Дети осваивают навыки разговорной речи

В речи детей отмечаются и другие особенности:

  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Рь, Л, Ль), а некоторые звуки пропускают.
  • Требует совершенствования интонационная сторона речи.
  • Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
  • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • Существует проблема новых словообразований.
  • Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 3-4 лет.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей)

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте. Основная цель - научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому мы максимально уделяем внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, вводим общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А так же при общении с ребенком проявляем внимание, заинтересованность, как можно больше говорим с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то терпеливо помогаем ему в этом. Если ребенок заговорил, внимательно выслушиваем его и в дальнейшем говорим с ним. Ни в коем случае не останавливаем его. Считаем необходимым научить говорить в течении всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадет им в руки, в поле их зрения. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует

Стараемся при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряем его самостоятельные рассуждения и радуемся его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком даем понять ему, что нуждаемся в его разъяснениях. При этом повторяем какое-либо новое слово и помогаем построить простое предложение.

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и очень важно содействовать этому. Главная цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал воспитателей, но и слышал, понимал о чем, ему рассказывают, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас.

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому мы работаем над собственной дикцией, контролируем её. Разговаривая с ребенком, следим за темпом речи. С этого возраста стараемся учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительностью. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе учим говорить детей и быстро и медленно. Для этого произносим звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, поэтому как можно чаще даем возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае не пресекаем это, не ограничиваю детей.

Основной вид деятельности дошкольников это - игра . Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

 

2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

 

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

 

4.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

 

5.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почемуваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 

6. «Посчитай». Считаем всё, что можно

посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблоки т.д.

 

7.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречиядалеко-…, высоко- …

 

8. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

9. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 

10. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 

14. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

15.«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

 

  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксам – все это тормозит
    развитие ребенка.

 

  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 

  • Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...