Тех карта занятия по формированию поисково- исследовательской деятельности
материал (средняя группа)

Синюта Ольга Андреевна

Разработка занятия для детей средней группы в рамках гостевого обмена опытом внутри сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  16 « Тополек» г. Енисейска Красноярского края

Конспект

совместной образовательной деятельности  с детьми  средней группы

на тему: «Волшебный песок»   

        Синюта Ольга Андреевна,

          воспитатель 

        

Цель:  

Формирование у детей дошкольного возраста умения изображать объекты фантазийного мира по представлениям и замыслу.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать элементарные представления детей о свойствах;  
  • поощрять использование детьми разных способов и материалов для создания выразительного образа;

Развивающие:

  • создать условия для реализации детьми собственных замыслов в совместных творческих работах;
  • побуждать детей к поиску самостоятельных решений творческих задач для достижения результата;
  • организовать оценку детьми результата своей  и групповой деятельности;

Воспитывающие:

  • поддерживать сотрудничество детей в группах.

Предполагаемый результат:

Дети сумели отразить в работах совместный и индивидуальный замысел, возникший на основе представлений.

Оборудование и материалы: песок, контейнеры большие – 2 шт.; картина, выполненная  цветным песком, стаканчики с водой, контейнеры с песком, фигурки зайчиков, палочки, влажные салфетки, емкость с водой для мытья рук.

Этап занятия, задачи этапа

Методы и приёмы, деятельность педагога

1. этап психологический настрой. Создать эмоционально- положительную атмосферу на предстоящую работу.

 

2.Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный

4. Актуализация

Создать условия для вовлечения детей в беседу.

Организовать  внимание и интерес детей к предстоящей деятельности.

Актуализировать представления  детей по теме занятия.

5. Практическая работа (продуктивная  деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата)

 Создавать условия для:

- групповой работы;

 - самостоятельного выбора детьми материалов и способов на основе творческого замысла.

 Побуждать детей к поиску и пробам для решения творческих задач.

6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Формировать элементарные навыки самооценки, в том числе общей групповой работы.

Социо игровой приём "Передай улыбку"

Педагог включается в игру, создает  атмосферу доброжелательности, настраивает детей на предстоящую деятельность,

Уточняющие, выясняющие вопросы, диалог педагога и детей.

Проблемные ситуации.

Воображаемая ситуация.

Предлагает детям послушать звуки природы и ветер в пустыне, закрыв глаза представить что можно увидеть в пустыне. Когда музыка затихает, педагог предлагает поделиться впечатлениями.
Задает вопросы открытого типа. Побуждает к дальнейшим действиям.

Педагог задаёт наводящие, выясняющие вопросы, создаются проблемные ситуации.

Пополненная предметная среда.

Профессиональная позиция помощника, партнера деятельности, заинтересованного участника.

Педагог предлагает объединиться в группы,

Направляет на поиск и выбор материалов и способов для решения поставленных задач.  

Обращает внимание на успехи и достижения детей в ходе практической деятельности.

Вопросы открытого типа. Совместное обсуждение процесса и результатов деятельности в соответствии с замыслами.

Позиция заинтересованного слушателя.

Ход занятия:

Игра "подари улыбку"

Предлагаю поиграть- передавать по кругу мяч со смайликом, улыбнуться тому, кому передаётся мяч.

Включается спокойная музыка со звуками ветра, педагог предлагает закрыть глаза и перенестись в пустыню, пофантазировать. Музыка стихает, педагог предлагает поделиться впечатлениями- Где побывали? Что или кого видели?

- Сегодня в гости к нам прискакала зайчиха. Она принесла вам что-то интересное. И находится оно в этом контейнере.

- Хотите узнать, что там?

Вы можете взять контейнер в руки.

 - Что ещё мы можем сделать, чтобы догадаться, что там лежит?

Как вы думаете, что там?

Убедимся, кто  из нас прав, посмотрим, что в контейнере? Песок.

- Дети, мама-зайчиха обращается к вам с просьбой: у неё много зайчат и  старый домик стал тесен для их семьи. Она просит вас оказать  помощь в строительстве нового дома, принесла вам песок, но как построить дом не знает.  

 Хотите помочь построить новый дом из песка?  

Люди какой профессии строят дома? Может мы с вами превратимся в строителей?

Педагог предлагает подойти к столикам с контейнерами с песком и познакомиться поближе. В больших контейнерах – песок. Педагог предлагает объединится по группам, чтоб всем было удобно работать и всем хватило места 4 человека. Прикоснемся ладошками. Какой песок на ощупь? (В случае затруднений предлагает выбрать варианты: холодный или теплый, сухой или влажный, мягкий или жесткий, шершавый или гладкий, приятный или неприятный)

С силой надавим на песочек.  Постучим кулачками.  Что мы увидим?

Зажмем в кулачок песок и раскроем ладонь. Что произошло?

- Попытаемся построить домик из этого песка. Получилось? Почему не получилось?

- Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было строить и лепить?

- Вы предлагаете добавить воду в сухой песок?

Проводится эксперимент с водой и песком. Педагог задаёт вопросы о происходящем, направляет детей на формирование выводов.

Педагог предлагает взять инструменты по желанию, формочки, стаканчики и приступить к работе с песком- построить домик для зайчат.

Дети определяются и объединяются с партнерами, договариваются о замысле.

По ходу деятельности направляю детей, задаю выясняющие и уточняющие вопросы:

Какой ваш замысел? Как вы думаете, из чего и как это можно сделать? Кто за что будет отвечать? И т. д.

В случае, если окажутся дети не желающие включаться или продолжать совместную работу, предлагаю подумать над тем, что бы хотел сделать ребёнок на данную тему своё. Помогаю определиться с дальнейшим планом работы, поддерживая инициативу детей.

В случае возникновения затруднений, проблемной ситуации, так же  ситуации успеха, ориентирую  детей друг на друга, обнаруживаю положительные моменты и делаю на них акценты (взаимодействие в группах, поиск, пробы, творческие решения, результаты деятельности).

По ходу деятельности обращаю внимание детей на создание творческих работ, исходя из собственных творческих замыслов,  при необходимости предлагаю свою помощь. Обращаю внимание детей на технику безопасности в работе с некоторыми инструментами.

В случае активной включённости детей в работу, осуществляю рефлексию с помощью выясняющих вопросов в процессе деятельности.

Интересуюсь: Что из задуманного получилось? Какие возникли трудности и почему? Что можно сделать, чтобы дополнить/завершить задуманное? И т.п.

Выясняю как/для чего/ возможно дальнейшее применение творческих работ? Учитываю мнение детей, дополняю своими предложениями. 

Предлагаю тем  ребятам, кто уже закончил, продемонстрировать свою работу, поделиться своими впечатлениями о проделанной работе, рассказом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эффективность применения опытов в процессе формирования поисково-исследовательской деятельности

план тематического контроля, положение о смотре-конкурсе, оформление уголков экспериментирования...

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»

Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1.     Исследовать теоретические асп...

технологическая карта ООД по поисково-исследовательской деятельности на тему "Веселый счет"

Тема: “Веселый счет”Ф.И.О педагога: Попова ТГДОО: Д/с №52 “Белочка”Группа: подготовительная группа “Радость”Основная цель: развитие математических способностей восп...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...