Экологическое воспитание как средство развития речи дошкольников
материал

Экологическое воспитание

как средство  развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaynutdinova_m.v.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Витальевна Гайнутдинова

воспитатель, 1 квалификационная категория

МБДОУ Детский сад № 30, г.Красноуральск

Экологическое воспитание

как средство  развития речи дошкольников.

«Природа – это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать»

Н.Г. Гарин-Михайловский

Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Уважение к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Так как же экологическое образование влияет на развитие речи детей? В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт становятся актуальными проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки,  намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них  детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений,  причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:

- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,

-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,

-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,

-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,

-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,

-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».

Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. Для продуктивности своей работы,   оформила картотеку с играми и упражнениями.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.  

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю  дидактическим эколого-речевым играм: «Нужно – не нужно», «Съедобное – несъедобное», «Кто, где живёт?»,

«Отгадай, что за растение», «Узнай на вкус», «Подбери листок», «Что за птица?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что сначала, что потом», «Что опасно для природы», «Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?», «Чей хвост?»

         Отдельно хочется сказать о значении экологических сказок в развитии речи дошкольников. Эти сказки развивают умение детей мыслить системно, с

пониманием происходящих закономерностей.

Чтение сказок перекликается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, беседами, рассматриванием картин, заучиванием стихов.

Такие, прочитанные мною детям, экологические сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла», помогают обрести реалистические представления об окружающем мире, способствуют движению мысли, развивают словарный запас детей.

Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Особую роль в развитии речи детей отвожу экспериментально-познавательной деятельности. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы. Нужно помнить, что проводимые эксперименты должны быть просты в использовании и безопасны.

Чтобы достичь хороших результатов, в группе создана предметно-развивающая среда для экспериментов. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с этимологией слов (словообразование: сахарница-хлебница), с омонимами (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию, например, коса), многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий - тяжелый), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

            Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.

 Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:

- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

- описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),

Экологическое воспитание во 2 младшей  группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное  значение не только в  формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой  природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время  разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.

 Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Особое место  в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

-тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)

-  экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».

-  Консультация для родителей:  «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает  родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания во второй младшей группе обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Литература

1. Лопатина А. Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. Издательство: Амрита-Русь, 2010

2. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М.: АРКТИ, 2004.

3. Молодова Л. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пос. для воспитателей ДОУ и учителей нач. шк. Издательство: Интерпрессервис, 200

4. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10

5. Соломенкова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания"

Статья расчитана на воспитателей, может быть использована для сообщения на педсовете или для консультаций воспитателей....

Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И  с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания...