Мастер - класс «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством технологии «Бусоград»
методическая разработка

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании условий для интеллектуально-творческого и личностного развития дошкольников посредством игровой технологии «Бусоград».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_busograd.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Витальевна Гайнутдинова

Вocпитaтeль, 1 квaлификaциoннaя кaтeгopия

МБДOУ Дeтcкий caд №30

Мастер - класс «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством технологии «Бусоград»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании условий для интеллектуально-творческого и личностного развития дошкольников посредством игровой технологии «Бусоград».

Задачи:

- дать теоретические и практические знания педагогам-участникам по применению игровой технологии;

- вызвать интерес к данной педагогической технологии, желание педагогов применять ее в практической деятельности;

- создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Раздаточный материал: бусы разных цветов и размеров, бусины, камешки, пуговицы, палочки, браслеты.

Участники мастер – класса: воспитатели детского сада.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В связи с этим перед дошкольным образованием встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и творческого развития детей, является игровая деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.  Согласно ФГОС ДО переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и реализации новых педагогических технологий. Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием бусоматериалов, который представляю вашему вниманию.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю мастер - класс по использованию мной игровой технологии «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки». Автор данной технологии известный педагог, музыкант Майя Ивановна Родина. Это методическое пособие представляет систему игр и творческих упражнений с бусами. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности являются основополагающими в данной технологии.

При работе детей с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с бусами в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики, и, конечно же, творчества. О пользе бус можно говорить много. Попробуйте хотя бы раз дать детям поиграть с бусами, и вы увидите, как ваши неутомимые малыши замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой «шедевр», как они умело перебирают пальцами бусы разных размеров и цветов, и какое удовольствие от этого получают. Важная  сторона технологии состоит в том, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно), но на воспитание тонких качеств личности, таких как: внимание друг к другу, терпение, сочувствие, понимание, забота и доброжелательность.

Развивая руку ребенка, применяя различные методы и приемы, мы не только тренируем мышцы, но и формируем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так важно для детей особенно в школьном обучении.

Цель: Создание условий, способствующих развитию творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развитие мелкой моторики, речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей.

2.Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина

3.Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.

4.Формирование навыков пространственной ориентировки.

        Технология предполагает работу по нескольким ступеням:

1 ступень - для детей 2-3 лет и начинающих.

2 ступень – для детей 3-4 лет.

3 ступень – для детей 4-5 лет.

4 ступень – для детей 5-6 лет.

5 ступень – для детей 6-7 лет.

        Так как я работаю с детьми раннего возраста, поэтому мы пока находимся на первой ступени развития данной технологии.  Хочу  подробно я остановиться на данном этапе.

        Работа по освоению данной программы ведется пошагово. В ходе первого подготовительного этапа проходит знакомство детей с бусами (цвет, форма, размер, величина). Сравниваем свои бусы с бусами сверстников.

На этом этапе проигрываются такие игры-упражнения: «Шкатулочка», «Вертушка», «Дорожка», «Испеки пирожное» и т.д.

  1. «Бусы и шкатулочка» Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус. "Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук.
  2. «Вертушка» Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку.
  3. «Дорожка» Бусы в ручку соберём, затем пальчиками их поманим- «Дорожку» длинную растянем
  4. «Улитка» Вот из бус дорожка. Край прижмём ладошкой. Крутим мы ладонь - и нитка превращается в «улитку»!

        Во втором-конструктивном этапе проводится работа по выкладыванию отдельных предметов с сопровождением упражнения стихами и движениями рук. Здесь проигрываются игры-упражнения: «Улитка», «Кочка», «Горочка-гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка». На этом этапе начинается работа с парой бус. («Парусник», «Домик» и др.)

  1. «Тарелка, лодочка, квадрат» Положить бусы на стол ровной линией

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

  1.  «Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

  1. «Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

  1. «Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

  1. «Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

        К третьему, творческому этапу относится самостоятельное составление детьми или подгруппой детей картин, заполнение пространства, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.

        Таким образом, систематическая целенаправленная работа по развитию пространственных отношений, ориентировке в пространстве, творчества и мелкой моторики рук у детей показала, что особым образом организованные занятия, предусматривающие комплекс упражнений, обеспечивают детям значительную положительную динамику.  Движения их становятся более точными, координированными и согласованными, уверенными, темп выполнения заданий нормализуется и приближается к норме. Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания занятий и различных видов упражнений.

Литература:

  1. Горбунова М. С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2017. № 12.С. 41-47.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Родина М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки: Метод.

Пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. СПб., 2014.