"Развитие познавательного интереса дошкольников посредством игровой деятельности"
методическая разработка (средняя группа)

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.

Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Игра как основной вид деятельности, активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, способствует всестороннему развитию, составляет основное содержание жизни.

Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Цель своей работы я вижу в выявлении и обосновании педагогических условий, при которых игра становится более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Для реализации ее  выделила следующие задачи:

  1. Создавать благоприятные условия, способствующие выявлению интересов каждого ребенка.
  2. Формировать  познавательные способности  детей в игровом процессе

В начале учебного года в группе формируется развивающая предметно- пространственная среда с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Наполнение среды поддерживает направления: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и социально- коммуникативное развитие ребенка.

В группе созданы условия для работы педагога: это программно-методические пособия, художественная литература, иллюстративный, дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы. Имеются также разные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, речевые, к  ним же прилагаются картотеки, различные атрибуты и инвентарь. Активными помощниками в изготовлении игр и пособий чаще становятся сами дети.

Групповое  пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий и самостоятельной деятельности. Оно дает возможность  детям организовать игру рядом, игру вместе; мебель и игровое оборудование позволяют трансформировать среду под задумку ребенка или взрослого ( н-р: в магазин, больница, поезд, автобус и т.д.).

Образовательный процесс построен так, что взаимодействие взрослого и ребенка постоянно формирует интерес, самостоятельность и инициативность.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлеченность ребенка в различные виды деятельности;
  • видовое разнообразие  игр;
  • сменяемость различных видов детской деятельности;
  • постоянное использование методов и приемов, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Сегодня хочу представить лишь один из видов игр, развивающий познавательный интерес ребенка -  это дидактическая игра.

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью таких игр  дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. В игре повышается интерес детей к занятиям, развивается сосредоточенность, обеспечивается лучшее усвоение программного материала.

В своей работе использую  дидактические игры, как фабричного производства, так и самостоятельно изготовленные.

В дидактической игре познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при ее организации следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Сегодня я хочу вам продемонстрировать пример такой дидактической игры, выполненной мной самостоятельно, называется она: «Сундучок – сюрприз». Идеей для создания послужила ее конструкция. С помощью данного пособия можно закреплять, формировать и расширять кругозор ребенка. Оно представляет собой ассорти из предметных и сюжетных картинок, позволяющих проигрывать множество вариаций игровых действий (зависящих от целей, задач, игровой ситуации).

 «Сундучок – сюприз» можно предлагать детям уже в младшем возрасте, вплоть до подготовительной группы. Содержание его материала охватывает все направления развития ребенка.

 

Таким образом, дидактическая игра как мне кажется, является эффективным средством для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей.

В дальнейшей деятельности планирую активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, связанные с развитием познавательного интереса ребенка, обновлением игровых картотек игр и созданием новых дидактических пособий.