Развитие познавательного интереса дошкольников через игровую деятельность (ознакомление с блоками З. Дьенеша)
учебно-методический материал по математике на тему

Дегонская Ирина Владимировна

Практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов: «Развитие познавательного интереса дошкольников через игровую деятельность» (ознакомление с блоками З. Дьенеша)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для реализации мыслительных умений и способностей необходим познавательный интерес.

Что же такое познавательный интерес? Познавательный интерес – это средство привлечения к обучению, средство активизации мышления, средство заставляющее переживать и увлечённо работать. А что можем сделать мы взрослые, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Вы как думаете? Разумеется, нужно сделать так, чтобы процесс обучения стал занимательным.

Не следует забывать ещё один общеизвестный факт. Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит? Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть. А игра ребёнка, вовсе не игра. Об этом ещё в эпоху Возрождения писал Мишель де Монтень. Он говорил «что правильнее смотреть на игры как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

        Здесь возникает противоречие: желание взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школьному обучению и желание детей играть.

        Как же прийти к компромиссу? На самом деле всё достаточно просто: нужно организовать обучение и воспитание в игровой форме. Это тем более актуально сегодня, в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая выделяет приоритет игровой деятельности как основной на этапе дошкольного детства.

Именно поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для развития познавательного интереса в процессе игровой деятельности. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- Активизация познавательной самостоятельности и инициативы.

-Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей

- Освоение средств и способов познания (конструирование, моделирование, соотнесение, сравнения и т.д.)

Как вы думаете, где ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность? Безусловно, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость наполнения предметно-пространственной среды играми.

        Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей –  развивающие игры Воскобовича и Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание фигур силуэтов, универсальные пособия палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. И я конечно использую их в своей педагогической практике.

Важным преимуществом блоков является его ориентация на индивидуальный подход к ребенку. Также они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Набор логические блоки состоит из 48 объемных фигур геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет одинаковых по свойствам фигур. В процессе работы с блоками дети овладевают умениями анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или». У детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

На первых этапах знакомства с блоками  учу детей выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, размер, форму или толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих признаков. Можно использовать игровые моменты: угостим мишку желтыми конфетами, а зайку - синими, соберем в одну корзинку круглые шишки, а в другую - треугольные. Так как дети в процессе выполнения задания обсуждают его и общаются друг с другом и воспитателем, - удается решать такую важную задачу, как речевое развитие. Дети должны не только правильно выполнить задание, но и доказать, почему именно так, а не иначе нужно сделать. Затем дети овладевают умениями оперировать двумя, тремя и четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении можно менять степень сложности задания с учетом возможности детей. Например, детям нужно построить дорожку для Красной Шапочки, чтобы она не повстречалась с волком. Один ребенок пусть строит оперируя одним свойством: рядом не должно быть блоков одинаковой формы, другой - двумя свойствами: нет одинаковых по форме и цвету, третий - одновременно тремя: чтобы рядом не было блоков одинаковых по цвету, размеру и форме.

Поскольку логические блоки представляют собой геометрические фигуры - они могут широко использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих развивающих задач. В дополнение к блокам необходимо использовать карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Так же в наличии должны быть карточки с отрицанием свойств: не большой, не красный, не квадратный, не толстый и т. д. Использование карточек позволяет развивать у детей способности к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения предметно - игровых действий. Подбирая карточки с изображенными свойствами, дети учатся замещать и кодировать, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточке, овладевают умением декодировать информацию. Таким образом, развиваются познавательные процессы ребенка. Когда дети выкладывают карточки, рассказывающие о свойствах блока, они создают модель. Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств к словесно - логическому мышлению.

Важно помнить. Что мыслительные умения, как и все другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений, но для того, чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, необходимо менять игровую мотивацию, персонажей. Так, незаметно для ребенка, он будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз.

Игры и упражнения с блоками можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, они представляют широкое поле для творческого и интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

Развитие познавательных интересов дошкольников через организацию игры-путешествия в старших группах ДОУ

Существуют занятия, которые условно можно назвать занятиями-«путешествиями», они обычно бывают заключительными в освоении какой3-либо темы. В ходе таких занятий мы движемся от задания к заданию к назн...

«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».

Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...

Развитие познавательного интереса дошкольника в игровой деятельности

Познавательный интерес, активизирует все психические про­цессы ребенка. На высоком уровне своего развития побуждает лич­ность к постоянному поиску преобразования действительности по­средством деятельн...

Развитие познавательного интереса дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательного интереса детей через проектную деятельность...

"Развитие познавательного интереса дошкольников посредством игровой деятельности"

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ре...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»...