Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
календарно-тематическое планирование

Табакаева Олеся Александровна

Актуальность темы заключается в том, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

С чего начинается Родина? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированной направленности №4

города Сосновоборска  

 

 

Индивидуальный план по самообразованию

«Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Выполнила: Табакаева Олеся Александровна

Сосновоборск

Актуальность темы заключается в том, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. 

С чего начинается Родина? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и сильные, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.  Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.  Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Цель самообразования

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края

Задачи

 Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

– повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

– разработать анкеты, консультации и папки- передвижки для родителей;

– разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

– пополнить предметно пространственную развивающую среду группы;

– создать картотеку игр по данной теме;

– провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

План работы по теме самообразования

Этап

Содержание работы

Сроки, форма отчета

Организационно-ознакомительный (диагностический)

1. постановка проблемы;

2.составление библиографии по теме самообразования

3.Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.  

4. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:  

  • «С чего начинается Родина»  (моя семья, мой детский сад).  
  • «Мой дом, моя улица».  
  • «Мой родной город».  
  • «Наша Родина – Россия».  
  •  «Защитники Отечества»  
  •  «Культура русского народа».  
  • «Знаменитые люди нашего города».

Сентябрь - апрель

  1. Список  библиографии.  
  2. Оформление папки по самообразованию.  3. Перспективный  план работы с детьми в средней группе.  

Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

- Создание в группе центра патриотического воспитания.  

Ноябрь-апрель

Заключительный (обобщающий)

-  подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

-  представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.

Май

Перспективно - тематический план работы

 

Месяц

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие

Сентябрь  

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.  

Стенд «Моя Родина – Россия».  

Картотека игр по патриотическому востипанию у дошкольников

Консультация «Мой город»  

Приобщить родителей к созданию мини-музея группы: «Мой сувенирчик»

Октябрь  

Беседа по теме «Улицы нашего города».

Продолжить оформление патриотического центра группы

Консультация «Расскажите ребенку о родном городе» 

Ноябрь  

Ознакомление с символикой России

 гербом города Сосновоборска, неофициальным символом города Сосновоборска.

Фотоальбом «История одного завода» или «История в лицах» 

Декабрь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа празднования нового года

 

Украшение группы к новому году в старинных русских традициях

Январь  

Колядки (продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа

Создание картотеки дворовых игр «Игры наших бабушек» 

Февраль  

Краткосрочный проект: «Я в мире людей»

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».  

 

Коллаж «Мой защитник Родины» 

Консультация для родителей «Растим маленького патриота» 

Март  

Беседы «Мама, милая моя» «Бабушкины руки-не для скуки»

Выставка детских работ «Мамин портрет» 

Изготовление народных обереговых кукол

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников

Развлечение: «Посиделки за самоваром»

Апрель  

Краткосрочный проект «полет к далеким звездам».  

Викторина «Космос-это…

  Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей» 

Консультация для родителей: «Наблюдаем с детьми за небом» 

Май  

Целевая прогулка к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы, возложение бумажных гвоздик сделанных руками детей.

Акция : «Голубь мира»

Участие в смотре песни-строя  

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» 

Сентябрь - май  

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.  

Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете  

 

Список использованной литературы:

1.  Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 2020

2. Ветохина А. Я., Дмитренко   «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2021

3.  Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2020г. 4.  Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

Формирования у детей дошкольного возраста (старшей группы) патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей Республики Бур...

План по самообразованию "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного ...

План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»

laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»Адиловой Дарьи Николаевнывоспитателя МДОУ «Детский сад с. Заветное» Педагогический стаж: 5 лет Квалификационная категория:  высшая...

План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность темы: В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных учреждений стоят задачи формиро...

План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

План по самообразованию "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС...