Совершенствование мастерства молодого педагога через наставничество.
консультация

Сазонова Наталья Александровна

  Активизации творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна проходит через нетрадиционные методы и формы работы, поскольку их становление происходил.о на информационно-коммуникативных технологиях. Поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии. В данной статье раскрываются формы и методы работы наставника по совершенствованию мастерства молодого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_masterstva_molodogo_pedagoga.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование мастерства молодого педагога через наставничество.

Я хочу поделиться  своим опытом работы по направлению наставничество.

  Цель работы:

Создание в дошкольной организации условий для   профессионального роста молодых специалистов.

 Задачи:

1. Повышать профессиональную компетентность молодых педагогов через эффективные формы организации педагогической деятельности ( в том числе используя информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.)

2.Обеспечить проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

 І этап – начался с  выбора форм работы с молодыми специалистами, а именно с вводного анкетирования, тестирования и собеседования, где они рассказали о своих трудностях, проблемах, неудачах. Для  себя отметила недостатки в имеющихся умениях и навыках. На основе имеющихся данных составлен план обучения молодого специалиста.

(индивидуальный план)

В плане можно отследить:
- этапы работы;
- основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
- промежуточный и конечный результаты работы.


Для себя отметила, что  активизации творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна проходит через нетрадиционные методы и формы работы, поскольку их становление происходило на информационно-коммуникативных технологиях. Поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии, а именно

Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми специалистами.

Методы и формы работы с

молодым специалистом

Характеристика методов и форм работы

  Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Коучинг

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг

– это развивающее консультирование. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. На представленном  коуч – сессии молодые педагоги знакомятся с понятием рефлексия в целом, педагогическая рефлексия, что такое рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия. Педагогом было предложено

Упражнение « Мое педагогическое кредо»

Сформулировать педагогическое кредо и представить его в виде девиза, символа, эмблемы и обосновать свою эмблему.

 Проектное рисование « Я педагог»

На альбомных листах изобразить себя в профессии. После того как педагоги выполняют задание, проведение обсуждение работ. (обсуждение групповое, все участники высказываются о каждом рисунке.)

Вопросы для обсуждения:

- Что вы можете сказать об изображенном человеке его внешности…эмоциях?

- Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?

- Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональные, личностные).

Упражнение « Хорошо – плохо»

Предложить участникам сесть в круг. Попросить произнести фразу  «Педагогом  быть хорошо, потому что…» и привести аргументы.  Затем предложить следующие  по очереди в кругу

« Педагогом быть плохо, потому что….» привести аргументы.

Кейс-метод  

Основные цели кейс - -метода

- развитие навыков анализа и критического мышления;

- соединение теории и практики;

- демонстрация различных позиций и точек зрения;

- представление примеров принимаемых решений и их последствий;

В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним  из перспективных методов на наш взгляд, становится  Кейс – метод

Это нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности:

- отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли;

уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию;

-- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;

- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;

          Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

         Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

         Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией, её особенностями

2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос

5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.

Мастер-класс (практикум)

В рамках нашей работы вашему вниманию хочу предложить мастер - класс

«Игротека «ТРИЗ игры: развиваем творческие способности дошколят»

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, и всем тем, что помогло бы молодому педагогу достичь наилучших результатов.

Актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач. Поэтому, я неоднократно организовывала практические семинары, как для молодых педагогов, так и для коллег желающих овладеть данной технологией, где делилась опытом, как организовать игры интеллектуальной направленности с применением элементов ТРИЗ. Например вашему вниманию представлен метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, фантазию, речь, но и управлять своим мышлением. Пользуясь этим методом можно придумать фантастическое животное, придумать его название, кто его родители, где живет и чем питается.

Сказки от «живых» капель и клякс. Делаем кляксы. Затем даже 3-х летний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: « на что похожа твоя клякса?» - обведение и дорисовка клякс. Образы «живых» клякс помогают сочинить сказку.

На втором  этапе сопровождения Я, как наставник, предложила определить методическую тему, над которой молодые педагоги будут работать более углубленно. Это подтолкнет педагогов  к необходимости совершенствоваться и развиваться дальше. Но главное  - поможет сформулировать  три важных аргумента, для чего заниматься самообразованием, - чтобы быть интересным детям, отвечать требованиям родителей, чувствовать себя уверенным в профессиональной среде коллег. У каждого молодого педагога разработан план по самообразованию так как самообразование - это одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов и самореализации в профессии. Для этого были проведены консультации с молодыми педагогами по выработке рекомендаций по составлению плана самообразования, сформулировали цели, задачи, и разработали план работы по теме. 

Составлен чек – лист он не заменяет традиционный план по самообразованию.

В нем отмечается Тема самообразования. Ф.И.О. педагога и Возрастная группа. С его помощью молодые педагоги смогут систематизировать свою деятельность и распределить нагрузку в течении каждого месяца. Для этого нужно держать чек лист под рукой и делать в нем отметки. Чек лист поможет молодым педагогам сделать работу по  самообразованию гибкой.

Наталия Алексеевна выбрала тему «Развитие познавательной активности младших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность».

Уже  на втором году работы  Маргарита Анатольевна  провела мастер – класс для педагогов, как отчет по самообразованию по теме «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.» 

-Для совершенствования педагогического мастерства необходимо и изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО. Посещая занятия, воспитатель делает анализ всей полученной информации и оставляет то самое, что больше всего подходит ему: методы, приемы. Это все помогает справляться с различными ситуациями, которые могут возникать во время работы с детьми, и самое главное помогает стать увереннее.  Молодой воспитатель изучает новые подходы к работе с детьми, способствует выработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства.  

Немаловажной формой   повышения педагогического мастерства молодого педагога является курсовая подготовка. Поэтому наши педагоги проходят разнообразные курсы: «Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО», «Педагогический практикум: образовательные ситуации для детей раннего возраста». «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду»

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

 Очень приятно, что Маргарита Анатольевна принимала активное участие в  региональном профессиональном конкурсе молодых специалистов «Большой педагогический турнир» - 2021 и вместе с командой единомышленников дошла до финала, а Наталья Алексеевна участвовала в городском фотоконкурсе «Профсоюз глазами молодежи» и заняла также почетное 3 место. В 2021 году  приняли участие в подготовке материалов конкурса «Детский сад года», в номинации «Конструирование и робототехника» проект занял I место на окружном уровне.

- Приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.

Еще одной из форм совершенствования педагогического мастерства -это публичные выступления как инструмент профессиональной деятельности педагога.

Маргарита Анатольевна, выступала на педсовете с докладом для педагогов по теме: «Развитие креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно-интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные карты как средство развития речи». Наталия Алексеевна делилась опытом с  педагогами по  применению интеллектуальной карты  в работе  с родителями« Я люблю музей!», карта содержала много информации по различным музеям которые были закодированы штрих –кодами.

Молодые педагоги были привлечены к показу занятий на уровне детского сада. 

Воспитанники молодых педагогов активно участвуют в конкурсах разного уровня и занимают призовые места.

 Также молодые коллеги вошли в состав  рабочей группе Всероссийской стажировочной площадки  «Одаренные дети», где уже самостоятельно собирают данные и   оформляют  документацию к этому проекту.

ІІІ этап – контрольно - оценочный.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:

  • создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
  • применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • Педагог         внедряет        в        свою        работу        новые  технологии;
  • происходит совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
  • у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
  • молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Я считаю, что моя работа как наставника, дала свои положительные результаты в развитии профессионального мастерства молодого педагога.

В ходе работы  стремилась:

  • заинтересовать своего подопечного
  • помогала реализовать себя
  • развить личностные качества и коммуникативные умения
  • развивать умения заинтересовать, увлечь детский коллектив в образовательную деятельность через игру.

Я думаю, что моя работа поможет молодым педагогам вырасти профессионально, поэтому хочу передать им свой опыт, умения, чтоб они так же продолжали: развивать и получать удовлетворение от своей работы, но и стремиться к высоким профессиональным результатам, а также получить любовь и уважение детей и родителей. Ведь это тоже большая награда для нас педагогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

Повышение  профессионального мастерства  молодых  педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников        Современная ситуация в образова...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

МАСТЕР - КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Повышение уровня мастерства молодых педагогов считается приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квал...

План мероприятий с молодым педагогом (план наставничества)

Календарно-тематический план по взаимодействию с молодым педагогом....

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества

Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...