Три богатыря в городе мастеров
методическая разработка

Голуб Карина Павловна

Интегрированное занятие о духовно-нравственному патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_detey.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД детей «Три богатыря в стране мастеров» в подготовительной группе

Программное содержание:

- Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

- Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

-Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Обогащать словарь словами обществоведческого характера.

- Использовать выразительные средства языка.

- Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.

- Воспитывать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.

Материал к занятию:

Картина В. Васнецова «Богатыри». Запись музыки «Богатырская» Группа С. Намина, «Русь» Емельянов

Ход занятия:

Воспитатель: Ой, вы добрые молодцы и молодушки!

Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную.

Чтобы был у нас мир да лад, да согласие.

И велась наша беседа речью плавною. И поговорим мы с вами о богатырях русских. (Понравилась вам моя речь? Какая она (необычная, интересная)

Широка ты Русь по лицу земли!

В крае царственной развернулося!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

За тебя в нужде сложить голову!

Воспитатель: Вы слышали как звучит это стихотворение? Такое мелодичное, плавное словно реченька. У меня возникло чувство гордости за подвиги богатырей наших, за широкие просторы в строке «в крае царственной развернулося» чувство любви к матушке Руси. А у вас?

Как называли нашу страну в старину (Русь.)

Наши поэты, художники восхваляли нашу Русь в своих стихах, картинах, песнях.

Вос: И сегодня мы с вами рассмотрим репродукцию картины знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»

- Ребята как вы понимаете слово «репродукция картины? Эта картина на самом деле очень большая в зале музея Третьяковской галереи. Кто-нибудь слышал о таком музее? Занимает она целую стену, а на что мы любуемся с вами это и есть репродукция, картина в уменьшенном виде, но мы постараемся все увидеть и понять, что хотел показать художник.

Виктору Михайловичу Васнецову удалось создать яркий образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную, зорко всматривается он вдаль из - под руки, на которой легко висит огромная палица.

Под стать ему и могучий черный конь, как вкопанный он стоит под своим могучим сидаком.

Добрыня – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен. Он весь напряжен, готов к бою и конь под ним такой же чуткий, неудержимый, готовый повиниться воле наездника.

Задумался о чем то Алеша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил коня и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова - это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Посмотрите, какие на первом плане маленькие беззащитные елочки, а за ними огромные богатыри, которые не дадут в обиду родную землю.

Ребята я предлагаю сделать волшебные подзорные трубы из бумаги, которые перенесут нас во времена старой Руси и представим, что мы находимся рядом с богатырями. Самостоятельно внимательно рассматривайте каждого богатыря, обращая внимание на лица, одежду, оружие, природу.

(Русь № 1 музыка)

Можно опустить свои подзорные трубы (убрать их)

Диалог:

Я хочу побеседовать о картине. Постарайтесь отвечать полным ответом,чтоб рассказ наш получился интересным. Не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны и мы постараемся составить связный рассказ по картине.

-Кто изображен на картине? (богатыри)

- Каких людей называли на Руси богатырями? (сильных людей, воинов, защитников)

-Почему вы решили, что богатыри - воины? (они с оружием, С мечами в шлемах, в кольчугах)

- Кто запомнил, как зовут богатырей?

Верно, на картине изображены три богатыря : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из богатырей старший? (Илья Муромец)

- Почему художник изобразил его в центре? (Илья Муромец был старшим из богатырей. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.)

Посмотрите на лица какие они? (суровые, серьезные, молчаливые, хмурые, тревожные)

- Какое у богатырей оружие? Почему оно разное. (Они хорошо умеют владеть своим оружием.)

Воспитатель: Кто расскажет о Илье Муромце?

(В центре картины на могучем, сильном черном коне сидит Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него тяжелая булава, в другой – копье, щит. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он защищает русскую землю от врагов).

Физ минутка

- А сейчас мы попробуем переместиться во времени и превратиться в богатырей. Надо повернуться вокруг себя один раз.

«Богатырская» начало слова. (Стас Намин)

Дружно встанем 1,2,3. Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво

И налево надо тоже поглядеть из- под ладошек

И направо и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги, оседлаем мы коня

И пойдем громить врага.

(Стас Намин)«Богатырская» (продолжение до 2 куплета).

Слезаем со своих коней, поворачиваемся вокруг себя один раз и превращаемся в детей.

По обеим сторонам от Ильи его друзья – богатыри. Как их зовут?

Воспитатель: Кто расскажет об Алеше Поповиче. ?

(примерный вариант)

- Богатырь справа – Алеша Попович. Расскажите о нём.

- А сейчас я вам загадаю загадки. Отгадать вам поможет картина. Будьте внимательны.

«Кому принадлежит конь – тяжелый да могучи, как сыры земля?

-Как вы догадались?

- У кого из богатырей конь что огонь? Как узнали?

- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете.

Молодцы ребята. А сейчас посмотрите на картину и скажите, что вы видите за спиной богатырей? Хмурое небо. Поля, лес…

Верно за спиной у богатырей вся Русь – матушка. С ее бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

Как вы считаете, Богатыри готовы к бою? Да готовы. Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит вдаль тревожным взглядом. Добрыня Никитич обнажил свой меч. А Алеша Попович крепко держит лук со стрелами.

Как вы думаете мы можем гордиться тем, что у нас были такие богатыри. Я думаю, что Виктор Михайлович Васнецов тоже гордился нашими богатырями и запечатлел на картине образ богатырской силы великого народа. Эта картина пробуждает чувства восхищение, радости, Настроение победы. А у вас?

Ребята как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, врачи и солдаты, военные т. д.)

Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.

Матушка Русь всегда растила и будет растить сильных сыновей, патриотов Родины нашей. И я думаю, когда вы вырастите, тоже будете защитниками нашей Родины.

Итог:

- Что нового вы узнали на занятии? (О художнике Васнецове и его картине. О Третьяковской галерее, что такое репродукция картины. Богатыри это воины.

Мы еще поиграем в игры в течении дня.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки вы знаете о смелости и отваге.

- Русский солдат не знает преград.

- Храбрый побеждает – трус погибает.

- Бей не трусь – за нами Русь.

- Кто смел, тот на коня сел.

- Умелый боец везде молодец.

- Умел да смел – пятерых одолел.

- Смелого да умелого и страх не возьмет и враг не побьет.

А сейчас поиграем в словесные игры: «Составь предложение со словом «богатыри»»

- Сильные богатыри земли русской.

- Богатыри русские защищают Родину.

- Мы хотим стать богатырями.

- Богатыри – защитники детей и матерей.

Игра: «Какой, какая, какие»

Наш край какой? – богатый, любимый, цветущий, родной гостеприимный,удивительный

Богатырь какой? – сильный, отважный, храбрый, могучий, здоровый.

Люди моей земли какие – трудолюбивые, отзывчивые, добрые, отважные, красивые, великолепные.

Используемая литература:

1. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» изд. : Сфера

Год: 2005

2. Г. Я Зятулина «Конспект комплексных занятий по развитию речи»

Изд. : Центр педагогического образования, 2009

3. ДОУ под ред. И. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...