Выступление на педагогических советах
материал

Красноперова Елена Александровна

Выступления на педагогических советах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx21.85 КБ
Файл doklad_konstruirovanie.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 70 «Золотая рыбка»

Доклад на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников посредствам игровой деятельности»

Воспитатель:

Красноперова Е.А.

Мытищи

2020

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности. В это время закладываются нравственные основы патриотических качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Целью педагога является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Для достижения этой цели перед воспитателем стоит целый комплекс задач:

 -воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

-формирования бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду людей;

-формирования элементарных знаний о правах человека;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирования чувства уважения и симпатии к другим народам, людям, их традициям. Эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д. Процесс этот сложный и деликатный. Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

      В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

     Работа по воспитанию у детей патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые.

     Нравственно–патриотическое воспитание детей нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра - естественный спутник жизни ребёнка, его источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры по своей сути являются традиционным средством педагогики. На протяжении многих веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, воспитывает выносливость, быстроту и красоту движений, проявление воли и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственно-патриотических чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. (Русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя вo бору” и т. д.)

     Неоценимо значение хороводных игр в нравственном и патриотическом воспитании, в приобщении к родному языку, а также и в художественном развитии дошкольников. Это обусловлено широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей.   Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. Хороводные игры включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

    Также велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу. 

     Дидактические игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия.
    Настольно - печатные дидактические игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты». С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, воспитываем у детей дух патриотизма.

     Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.  Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово, «Река вежливости" (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару, «Кто больше скажет?» 

     Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани.  Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают». Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.   Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу.

      Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт, как бы опосредовано. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.

      Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ САД, РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН, РОДНОЙ ГОРОД, СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (КОНСТИТУЦИЯ).

     В последнее время институт семьи переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».

     Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята». Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе».

     Задача воспитателей — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

     Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.  д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин».

     Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Дети очень любят игры-путешествия, поэтому реализуют свои знания в сюжетно-ролевых играх «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

     Данная схема позволяет охватывать множество тем. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о Родине. Некоторые темы повторяются и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются.

     Планирование включает обязательную предварительную работу: наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни; экскурсии по памятным и историческим местам, на природу; подбор художественной литературы по теме; рассматривание картин, иллюстраций; занятия лепки, аппликаций, рисования и т. д.

     Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.

     Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей – это то, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 70 «Золотая рыбка»

Доклад на тему:

«Развитие конструкторских умений в организационной и свободной деятельности»

Воспитатель:

Красноперова Е.А.

Мытищи

2022

 Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование является одним их самых любимым видом деятельности детей, наряду с игровой и изобразительной деятельностями. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, из разных видов конструкторов, а также изготовление различных поделок из бумаги, из картона, из природного и бросового материалов.

Выделяют два вида конструирования –это техническое и художественное.

Сегодня мы с вами остановимся на техническом конструировании. Так как именно в техническом конструировании используются различные виды конструкторов, том числе и строительный материал, а также те конструкторы, которые подразумевают различные способы крепления. А мы понимаем, что когда ребёнок осваивает различные способы крепления, то это идёт очень хорошее развитие мелкой моторики пальцев рук.

В техническом конструирование дети отражают реально существующие объекты, а также придумывают объекты по ассоциации с образами из сказок и мультфильмов.

Сама по себе конструктивная деятельность детей имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Происходит развития психических процессов, развитие речи, мелкой моторики, с помощью конструирования ребёнок осваивает пространство, происходит развитие его образного мышления. Судя по всему, вышеперечисленному, конструирование оказывает на развитие ребёнка большое значение. Центры конструирования очень популярны среди детей и ежедневно задействованы ими. Поэтому те возможности, которые даёт детское конструирование для развития ребёнка конечно нужно использовать. Поэтому наша с вами задача, создавать условия, для того чтобы конструктивная деятельность у детей состоялась.

Какие же бывают виды конструирования:

1 вид: по образцу. Когда мы ребёнку предлагаем образец постройки и просим его повторить. Дети соотносят свои детали с деталями, которые построил взрослый. Это обучающий момент. Это вид имеет очень важное значение для того, чтобы дети освоили обобщённые способы конструирования: чтобы они познакомились с деталями, определяли цвет, форму, размер, расположение деталей. Поэтому, конструирование по образцу должно стоять первой ступенью в обучение данному виду деятельности.

2 вид: по наглядным схемам и простым чертежам. Ребёнку необходимо прочитать схему и воспроизвести. Конечно, в результате именно этого вида конструирования, у ребёнка развивается образное мышление, познавательные способности. В данном виде конструирования есть и второй вариант использования: когда ребёнок делает постройку со взрослым или самостоятельно, а потом его задача отразить на листе бумаги схему того, что он построил. Ребёнок, у которого формируется такой навык, не испытывает в дальнейшем трудности в прочтении сложных схем.

3 вид: конструирование по условиям. Здесь уже не предполагается никаких образцов, никаких схем, лишь создаются условия. Условия носят проблемный характер, поскольку способов решения мы не даём в этом случае. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать эти условия, и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. В процессе данного вида конструирования формируется у детей умение слышать задание, инструкцию.

4 вид. конструирование по замыслу, то есть свободное конструирование. Именно в этом виде ребёнок может самостоятельно т построить, что он захочет, как он захочет из любых видов конструкторов. Конечно, самостоятельное конструирование можно предлагаем ребёнку в любом возрасте. Но своего пика оно достигает тогда, когда все вышеобозначенные виды конструирования он уже освоил.

Работа по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию, у нас проходит поэтапно.

Содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической технологии. На первом этапе мы познакомили детей с многообразием конструкторов: магнитными, пластмассовыми, деревянными, мягкими, гибкими, лего, а так же с разнообразным строительным материалом и способами его использования в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре строительный материал можно использовать как предметы-заместители; в физкультурных занятиях как спортивный инвентарь; конструкции из строительного материала можно использовать и как образец в изобразительной деятельности, а в театрализованной деятельности постройки могут являться декорациями к настольному театру.

  Состоялось также знакомство детей с правилами поведения при работе со строительным материалом. На вопрос «что нельзя делать со строительным материалом?» дети отвечали: «Ломать, кидать, бить им других детей, разбрасывать, грызть, брать в рот». На вопрос «почему?» дети отвечали: «Можно поранить, и будет больно», «Конструктор и кубики нельзя облизывать, потому что на них микробы», «Нельзя кидаться строительным материалом в окна, потому что можно их разбить», «Если ломать конструктор, то у нас его не будет и можно пораниться о его острые края, обломки».

    Для успешной работы с детьми мы организовали предметную среду, которая соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Наполнили её различными видами конструктора, разнообразным строительным материалом, игрушками для обыгрывания построек (например: машинками, фигурками людей, домашних и диких животных, природных объектов и пр.). Дети получили свободный доступ к конструктору и дополнительным материалам и могут создавать постройки и обыгрывать полученные макеты в свободной самостоятельной деятельности. Используя в совместной деятельности с ребёнком строительный материал в других видах деятельности, мы обогатили опыт детей в конструктивной деятельности.

   Далее дети могут использовать этот опыт в самостоятельной деятельности, находить новые и нестандартные решения, тем самым самостоятельно развивать свои конструктивные способности.
По месту того, где мы конструируем, на полу, на столе, на каком-то другом пространстве. Выделяются такие виды конструирование:

- крупномасштабное,

- напольно-настольное.

Настольно-напольное конструирование имеет большой выбор различных конструкторов с различными способами соединения.

В ходе проведённой работы у детей видны первые весомые результаты в формировании самостоятельности: они могут возвести постройку по образцу взрослого и по фотографии самостоятельно; умеют рассказать ο постройке, предпочитают хорошо усвоенные способы и гарантированный результат; знают виды, свойства и назначение конструктивного материала: куб, полукуб, кирпичик, призма, пластина, брусок, цилиндр, арка; умеют соблюдать порядок хранения материала в коробке и могут самостоятельно убрать по правилам хранения.

Вывод: Конструирование имеет большое значение для развития гармоничной личности ребёнка в целом. Работа по формированию самостоятельности должна быть системной и осуществляться через создание вышеперечисленных условий для саморазвития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...