Проект "Театр для всех"
проект

Вязникова Наталья Александровна

Проект "Театр для всех" раскрывает систему работы по театрализованной деятельности  детей дошкольного возраста. Представлен план работы, подчеркнуто воспитательное значение  театрализации  в жизни дошкольника, отмечено взаимодействие с родителями  по данному направлению работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_dlya_vseh.docx185.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»  

Проект «Театр для всех»

 

                                                                                    Подготовила Вязникова Н.А., старший воспитатель

        В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей. Она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, в соответствии с ФГОС ДО познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии.

      В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности и потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты, преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.«В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую воспитательную силу».    

      Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.

       В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.   Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

       Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Один из основных принципов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО звучит так: «Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребёнка».

Социально-коммуникативное развитие

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Ведь они играют, общаются, учатся разным играми это для них естественная среда развития.

    В данной образовательной области через театрализованную деятельность мы решаем следующие задачи:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.)

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

В этом направлении в нашем детском саду реализуется вариативная программа «Театральный калейдоскоп», которая направлена именно на развитие социально-коммуникативных способностей детей.

Проводятся беседы, словесные игры: «Куклы», «Я-дождик, я-облачко», «Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата», «Поход в театр», «Запомни фотографию» и др.

Через театральную деятельность решаются задачи образовательной области «Физическое развитие».

На занятиях физической культурой решаются такие задачи:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Проводятся игры на имитацию движений, подвижные игры: «Мельница», «Паровозики», «Великаны и гномики», «Кузнечик», «Самолеты», «Мишка», «Муравьи», «Веселые котята», «Солнышко и дождик», «Внимательные матрешки» и др.

В образовательной области «Познавательное развитие» решаются следующие образовательные задачи:

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль, костюмы.);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Эти задачи в нашем ДОУ мы решаем с помощью организации мини-музея. В нем имеется материал по истории национального  русского костюма, история костюмов разных эпох и народов,  которая представлена коллекцией кукол и картинами. Посещая мини-музей, наши воспитанники получают разностороннее представление о театре, костюмах, домашней утвари. В ДОУ реализуется вариативная программа «Горница».

Речевое развитие – одна из важных образовательных задач, которая в ФГОС выделена в отдельную образовательную область. Через театральную деятельность в нашем ДОУ решаются такие задачи:

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

     В нашем детском саду воспитатели участвуют в инновационных городских проектах по развитию речи детей через театральную деятельность.

Проводятся дидактические  игры: «Зеркало», «Мыльные пузыри», «Сердитый гусь», «Самолет», « Мишка», «Расскажи про сказку» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Эта образовательная область наиболее также близка детям и в ней решаются такие задачи как:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей проявляется в регулярных выставках «Детский вернисаж».

      Проводятся дидактические игры:«Король», «Передай в цвете», «Цветные картинки», «Лепляндия», Игра-пантомима «Был у зайца огород».

Педагогами оформляются выставки детских работ на различные тематики: по детским сказкам, элементы национального костюма, герои мультфильмов, и т.д.     Сейчас наши дети фантазируют на тему «В мире театральных костюмов». Дети принимают активное участие совместно с родителями в изготовлении театральных атрибутов и костюмов.

     Прежде чем начать разговор об организации методической работы, следует определить правильную организацию театральных занятий с дошкольниками  в ДОУ с учетом следующих принципов:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2.  Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации

 педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3.  Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5.  Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами

  • Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театральной деятельности в детском саду.

Задачи методической работы:

  • Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
  • Повышение качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми по театрализованной деятельности.

Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы работы, результаты) в нашем ДОУ строится на основе анализа:

  • результатов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и имеющихся условий;
  • интересов, потребностей и запросов коллектива;
  • уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.

Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.

Для этого педагоги используют следующие критерии:

  • Критерий результативностисистемы методической работы: результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое время без перегрузки детей, т.е. выполняются  или превышают федеральные государственные стандарты в обучении и воспитании детей, а также инструктивно-методическое письмо Министерство образования Российской Федерации  от 14 марта 2000 года N 65/23-16"О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
  • Критерий эргономичности-затраты времени, сил педагогов на осуществление методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
  • Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие педагогического опыта.

Как старший воспитатель, планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу использую известные, широко вошедшие в практику формы: групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, творческие микрогруппы, школы передового опыта, взаимопосещение занятий, работа по единым методическим темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

В нашем МАДОУ д/с № 373 проводятся следующие формы методической работы:

  • Открытый показ (с последующим обсуждением);
  • Семинар-практикум (проводится для более глубокого изучения проблемы); Подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов  и способов работы);
  • Дискуссия (рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса);
  • Творческие микрогруппы (создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею);
  • Работа над единой методической темой (единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей);
  • «Круглый стол» (круговое размещение участников ставит всех в равное положение, обеспечивает взаимодействие);
  • Брифинг (встреча, на которой излагается позиция по проблемному вопросу, создаются 2 команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает);
  • Эстафета педагогического мастерства (соревнование между несколькими педагогами, где один начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги);
  • Творческая гостиная (взаимодействие педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями в обстановке свободного, непринуждённого общения);
  • Смотр-конкурс(проверка профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, оценка творческих достижений педагога путём сравнения его способностей с другими);
  • Литературная гостиная (одна их форм эстетического развития, духовного обогащения педагогов, детей, родителей. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе);
  • Тематические выставки (представление наглядных материалов, изделий, литературы, являются содержательной формой обмена опытом педагогов);
  • Газета «Скворушка» (все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки).

Методическая работа с кадрами по проблеме

«Развитие творческой личности дошкольника в театральной деятельности в условиях ДОУ».

Формы работы

Тема

Участники

Сроки проведения

Ответственный

1.Оказание помощи: анкетирование

«Организация театрализованной деятельности с детьми  дошкольного возраста»

Цель: выявления затруднений педагогов по данному вопросу.

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Консультации

- «Театрализованные игры – средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников»;

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Лекция – беседа

- «Теоретические основы развития театрализованной деятельности».

- «Знакомство с вариативными программами и технологиями».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Семинар-практикум

Пополнение картотеки театрализованных игр

Воспитатели

В теч. года

Воспитатели,

старший воспитатель

Дискуссия

«Содержание театрализованной деятельности детей по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»,

практическое задание – в виде схемы представить структурные компоненты театрализованной игры как процесса.

Воспитатели, специалисты

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Консультация

«Театрализованная игра и игра-драматизация. Это тождество?»

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Семинар – практикум

«Этапы и методы  театрализованной деятельности».

1. Этапы подготовки  и проведения театрализованной деятельности.

2. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Практикум. Обучить воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Семинар

«Метод проектов в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатели, специалисты

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Открытые просмотры

«Игры-драматизации во второй половине дня в разных возрастных группах».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Самообразова

ние

Тема-Театрализованные игры

Цель: расширить знания по данному вопросу.

По выбору педагогов

В течение года

Старший воспитатель

Тематический контроль

«Организация театрализованной деятельности с детьми  дошкольного возраста».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

 Педсовет

«Симбиоз музыки и театра в условиях ДОУ».

Все педагоги

В соответствии с годовым планом

Заведующий, старший воспитатель

 Изучение, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта.

Изучить опыт работы педагогов группы № 10

-Панковой О.А. и

 -Морковиной Е.И.

Начать формирование опыта работы воспитателя группы № 6

- Безрядиной Е.А.

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель, воспитатели.

В течение года

Старший воспитатель

 Создание условий

Разработать рекомендации по организация театрализованной деятельности с дошкольниками;

разработать перспективное планирование по играм- драматизации;

подобрать методическую литературу по данной проблеме;

пополнить театральные уголки.

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Воспитатели

В течение года

Старший воспитатель

Формы работы с семьёй

Анкетирование;

Оформление наглядной агитации «Театрализованные игры - средство речевого развития ребёнка – дошкольника».

Открытый показ театрализованных игр.

Родители,

воспитатели

В течение года

Заведующий старший воспитатель

Взаимосвязь специалистов

Консультация «Театр и музыка»

Воспитатели

ноябрь

Музыкальный руководитель

Формы работы со школой и др.организациями

Круглый стол «Театрализованные игры в ДОУ и в школе, преемственность»

Воспитатели, учителя начальных классов.

В соответствии с годовым планом ДОУ № 373 и МБОУ СОШ № 177

Старший воспитатель, завуч начальных классов

Другие формы работы

Смотр- конкурс «Необычный театр своими руками»

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети.

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

       Методическая работа в нашем детском саду определяется не количеством мероприятий, а оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.

План методической работы предусматривает возможность оперативной корректировки и включения внеплановых мероприятий.

Организационный план проекта «Театр для всех»

(краткий вариант)

Обоснование проекта

Сотрудники нашего  детского сада обращают внимание на то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения.

Поверхностные знания и недостаточное внимание детей и родителей к театру и театральной деятельности.

В нашем детском саду в конце учебного года на педагогическом совете подводятся итоги воспитательно-образовательной деятельности. Педагоги определили следующие проблемы у детей: неумение представлять ребенком самого себя, снижена речевая память, не все дети не могут раскрепоститься полностью, недостаточная общая культура поведения дошкольников.

Из наблюдений воспитателей было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию.

Учитывая вышеизложенное, коллектив нашего детского сада определил цель: развивать художественно-эстетический вкус, эмоциональные чувства и комфортное пребывание детей в детском коллективе в средетеатрального искусства.

1

Постановка проблемы

2.

Цель проекта

Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Формирование заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.

3.

Актуальность темы

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

      С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

4.

Цель проекта

Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала черезприобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

5.

Задачи проекта

-Разработка методического обеспечения.

-Всестороннее развитие личности ребёнка средствами художественно-эстетического воспитания и театрализованной деятельности

-Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Побудить интерес детей и родителей к театру

  • -Повышение профессиональной компетентности педагогических  работников ДОУ по театрализованной деятельностив рамках дошкольного учреждения через методические мероприятия и педагогические советы.

-Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместных проектах, творческих выставках детско-родительских работ.

6.

Характеристика учреждения:

На данный момент в образовательной организации работают два корпуса (по ул. Есенина, 27А -1 корпус и по ул. А. Лежена, 21 -2 корпус), в которых функционируют 16 групп из них 10 групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.

В 1 корпусе- 1 группа ОРН для детей с 2-3 лет, 2 группы ОРН для детей с 3-4 лет, 3 группы для детей с 4-5 лет, в т.ч. 2 группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, 2 группы комбинированной направленности для детей с 5-6 лет и 2 группы комбинированной направленности для детей с 6-7 лет. Списочный состав- 275 детей.

Речевое развитие детей - приоритетное направление педагогической деятельности нашего учреждения, а в 2018-2019 и 2019- 2020 учебных годах годовой задачей была реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (через музыку, театр, ИЗО-деятельность).

7.

Перечень основных направлений проекта

Оснастить развивающую предметно- пространственную среду группы детского сада:

- Оформить уголок театрализованной деятельности.

- Изготовить маски и атрибуты.

- Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.

- Сделать подборку театрализованных игр.

Методическая копилка:

- Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.

- Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.

- Сценарии развлечений и досугов.

- Подобрать и оформить методический материал по театру.

Работа с родителями:

Консультации:

- «Театр в жизни ребёнка »

- «Как устроить домашний театр для детей».

- «Сказочные герои  глазами детей ».

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей».

- «Играйте вместе с детьми».

8.

Срок реализации

сентябрь – май 2019-2020 учебного года

9.

Участники проекта

Воспитатели, специалисты, дети, родители

10.

Тип проекта

По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги)

По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, защиты проекта, показа спектакля).

11

Проектирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей

• Соблюдение принципов построения развивающей игровой среды.

• Соответствие возрастным особенностям детей.

• Выполнение правил техники безопасности.

• Эстетическое оформление игрового оборудования.

12.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

-Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

-Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

-Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.

-Дети будут  заинтересованы  в потребности заниматься театрализованной деятельностью, не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время, посещать разные виды театра.

-Расширится конкурсное движение.

-Родители станут активными участниками образовательного процесса.

13.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители.

Оценка качества деятельности педагогов будет оцениваться при непосредственном посещении группы, изучении и анализе проводимых мероприятий.

Оценка развития и творческой активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними во время творческой деятельности и проведения занятий, через беседы с воспитателями и родителями.

По окончании проекта будет проведено родительское собрание, анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта, проанализирована отчётная документация

Подготовительный этап

мероприятия

срок

ответственный

1

Изучение состояния современного дошкольного образования:

- инновационные технологии;

- передовой опыт;

-нормативно-правовые документы по оптимизации воспитательно-образовательного процесса

Сентябрь

Заведующая ДОУ, Воспитатели

2

2

Приобретение методической литературы и пособий, необходимых для работы по проекту.

Сентябрь

Старший воспитатель

3

Углублённое изучение теоретических основ организации театрализованной деятельности через планы по самообразованию

Сентябрь

Воспитатели

44

Посещение воспитанниками библиотеки им. Я.Гашека, музея МБУ СОШ № 373, ККК «Горизонт»

Сентябрь-октябрь

Воспитатели

5

5

Разработка картотеки бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. по теме проекта.

Октябрь

Воспитатели

76

Выбор каждой группой ДОУ проектной деятельности и темы (художественного произведения) для театрализации.

До 01.11.2019

Воспитатели

7

Семинар «Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста.

ноябрь

Старший воспитатель

8

Консультация «Организация театрального пространства»

декабрь

Воспитатель Панкова О.А.

Основной этап

мероприятия

срок

ответственные

1.

Взаимопосещение занятий, режимных моментов педагогами ДОУ.

В теч года

Воспитатели

2.

Отражение в перспективном и календарном планировании социо-игровых и театрализованных приёмов.

постоянно

Воспитатели

3.

Взаимодействие с семьями. Проведение Дней открытых дверей для родителей. (приложение 2), краткий вариант.

Январь - март

Заведующая ДОУ,

старший воспитатель

4.

Работа с детьми (приложение 1), краткий вариант

В теч. года

Воспитатели

5

Смотр-конкурс «Необычный театр»

март

Старший воспитатель, воспитатели

6

Защита проектов

апрель

Воспитатели

7.

Показательные выступлении (показ подготовленных сюжетов, спектаклей родителям и детям других групп)

Апрель-май

Воспитатели

Заключительный этап

1.

Оформление фото визитного материала, методических разработок, конспектов, по созданию среды в ДОУ

апрель

Заведующая ДОУ,

воспитатели

2.

Транслирование опыта педагогов на районных и городских мероприятиях.

В теч.

года

Старший воспитатель, воспитатели

3.

Проведение общего родительского собрания на тему «Первые результаты по театрализованным играм» Награждение грамотами детей и родителей, которые активно участвовали в проекте ДОУ, всех кто был задействован в проекте МАДОУ д/с № 373.

май

Заведующая ДОУ.

Старший воспитатель, специалисты,

воспитатели

Список литературы

1.Артемова Л. В., Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.

  1. 2.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.  - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Доронова Т.Н.,  Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. -Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.

4.Захарова С. Н. «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.

5.Зимина И.,  Театр и театрализованные игры в детском саду.. -Дошк.осп., 2005.-№4. Калинина Г. ,Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания.– М.: Лепта-Книга, 2007.

  1. 6. Кряжева Н.Л., Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  2. 7. Лебедев Ю.А. и др.,Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  /. - М.: ВЛАДОС, 2001

8.Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001.

9. Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду.– М., 2000.

10. Смирнова Н. В., Шалаева В. К., «Сценарии театральных кукольныхзанятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007.

11.Фурмина Л.С., Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

12. Чурилова Э.Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников- М.: Владос, 2001.

13.Щёткин  А. В., «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008.

       Краткая информация об основном этапе реализации проекта

Каждая возрастная группа определилась с темой  проекта (изготовление разных видов театра) и постановку детского спектакля.

Группа № 1 (средняя)- р.н. сказка «Гуси-лебеди», проект «Волшебный мир теневого театра», проект «Из чего сделаны наши сказки».

Группа № 2 (старшая)- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», проект «Стаканчиковый веселый театр».

Группа № 3 (вторая младшая) – русская народная сказка «Пых»; проект «Дискотеатр для малышей».

Группа № 4 (средняя)-р.н. сказка «Заячья избушка», проект «Театр из термомозаики».

Группа № 5 (1 младшая) –р.н. сказка «Репка», проект «Ах, какие котятки. Театр наш из перчаток».

Группа № 6 (старшая)- В. Сутеев «Мешок яблок»; проект «Театр-лего».

Группа № 7 (подготовительная),В.Сутеев «Сказка о козленке, который умел считать до 10», проект «Платочный театр».

 Группа№ 8 (средняя) –р.н. сказка «Рукавичка», проект «Театр ложек».

Группа № 9 (средняя) –р.н. сказка «Колобок», проект «Театр из носков»

Группа № 10 (подготовительная)-Ш. Перро «Кот в сапогах», проект «Наши волшебные друзья. Ростовые куклы».

Педагоги работают над сказкой, чтобы в результате получился полноценный детский спектакль, поплану в соответствии с возрастом детей:

1.

 А.) Чтение выбранной  сказки.

Б.) Показ музыкальных номеров.

В.) Беседа по содержанию.

2.

А.) Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.

Б.) Чтение сказки по ролям.

З.

А.) Работа с ведущим ребенком.

Б.) Знакомство со вступлением.

4.

      Работа с артистами:

А.)выразительное чтение;
Б.)игровые движения;
В.)мимика;        

 Г.) знакомство с рисунком танцев.

5.

А.)Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.

Б) Разучивание танцев.

В) Закрепление.

6.

А.) Работа над танцами.

Б.) Работа с фонограммой.

7.

А.) Объединенная репетиция для всех участников спектакля.

 Б.) Закрепление.

8.Генеральная репетиция.  

9.Премьера. Приветствуется участие родителей в исполнении ролей.

Работа над проектами во всех группах проходила по следующему плану:  

  1. Обновление развивающей предметно-пространственной среды, театрального уголка в соответствии с возрастными особенностями детей.  
  2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами,
  3. Знакомство родителей и детей способов изготовления через проведение мастер-классов и обыгрывания;  

Использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей.

Результаты проделанной работы.

В ходе реализации проекта:  

-Дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

-Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральномуискусству

-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

-Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.

-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ пополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

-Установлен тесный контакт с родителями.

-Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.

-Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры.

- В нашем детском саду в результате организации конкурсного и проектного движения в каждой группе была пополнена развивающая предметно –пространственная среда центров театрализованной деятельности. Это различные виды театров, ширмы, куклы, маски, костюмы, картотеки творческих игр.

Одним из критериев проекта было наличие материала в центрах театрализованной деятельности. Смотр-конкурс театров. Защита проектов.

Эффективной работе учреждения по театрализованной деятельности детей способствовал профессиональный педагогический коллектив.

Вывод: Нет возрастных ограничений для театрализованных мероприятий в детском саду. Каждая возрастная группа способна показать спектакль. Главное, это соответствие выбранного произведения возрасту исполнителей. Воспитатели групп на время проведения театрализованных мероприятий становятся режиссерами и сценаристами, костюмерами и декораторами. Музыкальные руководители помогали группам в музыкальном оформлении спектаклей. Для показа были представлены любые жанры: музыкальные сказки, драматизация сказки детьми, спектакль кукольного театра, театр пантомимы, настольный театр и др., поставленные силами детей и взрослых. Педагоги старались охватить вниманием всех ребят, не было второстепенных ролей, каждый ребенок чувствовал себя настоящим артистом. Роли доставались каждому, например, «живые» декорации — это находка для детского спектакля: деревья, грибы, цветы, звёзды, явления природы и наши дети с удовольствием играли молчаливые, но значимые и яркие роли.
    Театрализованная деятельность вызвала у детей много эмоций, обострила чувства гордости за родителей, которые участвовали в театре.Сценарии подготовлены воспитателями, все роли в спектаклях исполнены родителями и детьми, ими же подготовлены костюмы; декорации, музыкальное оформление – музыкальный руководитель Соколова Л.Н., ВКК.

                                                               

                                                                                                                  Приложение 1

Перечень основных направлений проекта

Примерный План мероприятий по реализации проекта на уровне групп.

(в соответствии с возрастом детей воспитатели  самостоятельно определяют тот илииной вид деятельности в плане мероприятий).

СЕНТЯБРЬ

Диагностика.Сбор литературы по данной теме детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка »

Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

Подборка речевых упражнений. упражнения по дикции;

Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей».

Изготовление карточек с изображением «Мимики».

НОЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика:

Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

Игра на развитие двигательных способностей.

Игры на выражение эмоциональных состояний.

Консультация для родителей на тему:«Сказочные герои глазами детей».

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок.

ДЕКАБРЬ

Экскурсия в библиотеку.

Пальчиковый театр «Теремок».

Игра для развития мимики «Люблю – не люблю».

Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки».

игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах).

Игры-превращения, упражнения на развитие мимики, детской пластики

ЯНВАРЬ

Ритмопластика: «Поймай хлопок».

Пальчиковая гимнастика:«Мизинчик», «Я на пальчики гляжу».

Консультация для родителей «Сказочные герои, глазами детей».

Чтение сказок.

Выставка поделок на тему «Волшебная сила искусства».

ФЕВРАЛЬ

Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)

Показ настольного театров.

Экскурсия в библиотеку.

Игровая ситуация с жестами «Считалочка».

Папка раскладушка «Домашний театр».

Сочинения сказок(старшие дошкольники).

Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки».

Игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах.

МАРТ

Игры на развитие эмоций.

Консультация для родителей:«Играйте вместе с детьми».

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихотворений, сказок.

Творческая – игра «Что это за сказка?».

АПРЕЛЬ

Зарядка для языка «Самый длинный язычок».

Театральные игры.

Сюжетно ролевая игра «Театр».

МАЙ

Итоговый показ«Путешествие в театр».

Диагностика детей по данной теме.

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

                                                                                                                  Приложение 2

Примерный перспективный план работы с родителями в проекте

на 2018-2019 учебный год

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки детско-родительских работ;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

мероприятия

срок

ответственные

1

Анкетирование «Играете ли вы с ребенком в театр».

сентябрь

Старший воспитатель

2

Наглядная информация. Папка-передвижка «Первый раз в театр.

сентябрь

Воспитатели

3

Наглядная информация «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

октябрь

Воспитатели

4

Консультация «Домашний кукольный театр, как средство научить ребёнка общению».

октябрь

Воспитатели

5

Мастер – класс «Домашний театр. Создаем театр своими руками».

ноябрь

Воспитатели

6

Консультация «Мир детских игрушек».

декабрь

Педагог-психоог

Индивидуальные беседы «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

январь

Воспитатели

7

Фотовыставка «Новогодние встречи».

январь

Воспитатели

8

Посещение театров Новосибирска всей семьей.

В теч. года

9

Наглядная информация. Папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.

февраль

Воспитатели

10

Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций.

февраль

Воспитатели

11

Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами».

март

Воспитатели

12

Консультация «Учим детей через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение».

март

Музыкальный руководитель

13

Дружеская встреча, посвященная Всемирному дню театра «В гостях у сказки».

апрель

Старший воспитатель

14

Выставка рисунков «Путешествие в театр».

май

Воспитатели

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

Родители принимали активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды, педагоги нашего ДОУ предлагали им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

Знакомство родителей с разными видами театров, рассказ из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома на консультациях, ширмах-передвижках («Что такое театр», «Первые шаги к сцене»).

Воспитатели в течении учебного года провели для родителей разнообразные мастер классы по изготовлению видов театра из подручных материалов.

Родители активно помогали во всём, благодаря чему в каждой группе и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение)роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Это практиковалось в подготовительной группе № 10 (воспитатели Панкова О.А., Морковина Е.И.), в средней группе № 8 (воспитатели Буренок К.В., Кичимбаева Ю.С.), в старшей группе № 2 (воспитатели Дьячкова О.Б., Веденеева Е.В.),  в средней группе №  1 (воспитатели ост Е.В., Лоншакова И.Н.). Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это сплачивает  родителей и педагогов, а  дети получают от этого процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

                                                                                        Приложеие 3

Анкета для родителей (законных представителей) воспитанников

1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?

2. Играете ли вы с ребенком в театр?

3. Какие виды театра вы знаете?

4. Какие виды театра есть у вас дома?

5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?

6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?

7. Как часто вы посещаете театр?

8. Как часто вы посещаете театр с детьми?

9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?

10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность

является приоритетным направлением в развитии детей?

11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?

12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?

13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде

деятельности?

14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?

15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:

1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.

16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении.

Советы родителям.

Как привить детям интерес к театру?

  • Посещайте детские спектакли в различных театрах нашего города.
  • Вас с нетерпением ждут в Театре кукол, ТЮЗе «Глобус», драматическом театре «Красный факел»,  театре музыкальной комедии,  областном драматическом театре, театре оперы и балета, театре музыкальной комедии! В репертуаре всех вышеперечисленных театров есть спектакли, адаптированные для детей от 2-4 лет и старше.
  • Заранее познакомьте ребенка с содержанием, расскажите о действующих лицах, добрых и злых силах в сюжете, о счастливом итоге.
  • Во время спектакля обратите внимание ребенка на декорации, костюмы, игру актеров. А  после посещения театра, по истечении некоторого времени, вернитесь к сюжету спектакля, прочитайте соответствующую сказку, книгу, рассмотрите картинки, вспомните, как это было поставлено на сцене.
  • Своим примером и специально продуманной беседой приучайте детей к правильному поведению в театре (во время просмотра спектакля, в антракте, в фойе, буфете).
  • Чтобы посещение театра стало событием – подберите для выхода соответствующую праздничную одежду.
  • Хорошо, если дома будут созданы условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности. Можно приобрести наборы или отдельных персонажей кукольного театра. Купите или сшейте детали костюмов, изготовьте вместе с детьми маски.
  • Попробуйте устроить у себя в семье домашний театр. Это очень интересно.
  • Расскажите о первых пробах воспитателю, музыкальному руководителю. Они  с радостью помогут Вам советами в подборе репертуара.http://data3.i.gallery.ru/albums/gallery/60037-d75b6-7513490-m750x740.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С Новым годом всех, всех, всех!

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе детского сада...

Сценарий новогоднего развлечения для детей 2 младшей группы "С новым счастьем всех, всех,всех!"

Программа развлечения наполнена музыкальными играми и танцами для малышей, главный гость мероприятия - Снеговик....

Сценарий Новогоднего развлечения "С Новым годом всех, всех, всех"

Сценарий разработан для второй младшей группы . герои утренника Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз...

«С Новым годом всех, всех, всех!»

laquo;С Новым годом всех, всех, всех!»...

Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной группе "На праздник приглашаем всех, всех, всех!"

Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной группе "На праздник приглашаем всех, всех, всех!" Новогодний праздник для детей разного дошкольного возраста....

Нейрогимнастика для дошкольников, школьников. всех, всех. всех!

Нейрогимнастика - это гимнастика, которая способствует развитию и повышению многофункциональности головного мозга. Комплекс упражнений, выполняемый ежедневно, поможет реально добиться положительного р...