«Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
статья (младшая группа)

Сазонова Ольга Борисовна

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка   определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Условия в дошкольном учреждении специфичные. Здесь особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Вопрос адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения требует особого внимания со стороны педагогов и психологов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo_sazonova.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сопровождение детей раннего возраста

в период адаптации к ДОУ»

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка   определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Условия в дошкольном учреждении специфичные. Здесь особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Вопрос адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения требует особого внимания со стороны педагогов и психологов ДОУ.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации (1 месяц). Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижением аппетита, регрессу в речевом развитии.

2. Подострая фаза или собственно адаптация (3-5 месяцев). Характеризуется адекватным поведением ребенка, несколько замедлен темп развития по сравнению с возрастными нормами.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстренным темпом развития, к концу учебного года дети преодолевают возможную задержку темпов развития, начинают ориентироваться и ведут себя спокойнее.

Различают три степени прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20-тому дню пребывания нормализуется сон, аппетит, ребенок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза в 10 дней без осложнений.
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Дети, внешне не проявляющие признаков нервного перенапряжения, начинают часто болеть.
  • Тяжелая адаптация (от двух до шести месяцев). Дети реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении. (В соответствии с этим определяются группы адаптации).

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем мире.

Вторая группа – дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.

Воспитательная работа с детьми в адаптационный период  проводится дифференцированно в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими (в соответствии с возможными группами общения).

В процессе наблюдения за ребенком в первые дни и часы пребывания его в группе воспитателю важно определить, какой уровень общения у вновь поступившего ребенка. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

В ходе наблюдения воспитатель отмечает  эмоциональное состояние ребёнка, характер его деятельности, характер взаимоотношений, речь. После проведённой работы, делает анализ и выводы об эффективности приемов и методов педагогического воздействия. В последствие, воспитателю необходимо заменить приемы и методы, не оказывающие положительного воздействия, на более эффективные.

Определение принадлежности ребенка к той или иной группе позволяет наметить соответствующую систему педагогических воздействий.

Воспитателям необходимо знать, что содержание потребностей детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется: происходит расширение содержания и навыков общения.

Дети первой группы, сильно привязанные к близким людям, на первом этапе привыкания испытывают потребность в ласке, внимании, тесном телесном контакте. От того, насколько своевременно будет удовлетворена эта потребность, зависит скорость перехода ко второму этапу привыкания. Задача воспитателя создать максимум для этого усилий.

С переходом на второй этап привыкания для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получение от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

По приходе ребенка в детский сад мы заводим на него адаптационный лист, который заполняется воспитателем совместно с педагогом-психологом. В нём отражается эмоциональное состояние ребенка, его сон и аппетит, социальные контакты по адаптационным дням. Определяется уровень адаптации, даются индивидуальные рекомендации на каждого ребенка для выполнения воспитателями и родителями. Дополнительно проводится начальное анкетирование родителей. В ходе всего периода адаптации родителям предлагается заполнять таблицу наблюдения за ребёнком.

Состояние здоровья

Недели адаптации

1

2

3

4

5

6

1.Нарушение сна:

-более длительный период засыпания

-поверхностный беспокойный сон

-разговаривает во сне

вскакивает во сне

2.Нарушение аппетита:

-отказ от пищи

-снижение аппетита

3.Головные боли (время суток)

4.Боли в области сердца

5.Боли в животе (связаны ли с приемом пищи)

6.Повышенная потливость

7.Недержание мочи и кала

8.Заметная двигательная расторможенность, неусидчивость

9.Появились лишние движения, т.е. неспособность сидеть спокойно даже при чтении, просмотре телепередач

10.Стал менее внимательным, неспособным длительно концентрировать внимание

11.Появилась беспричинная раздражительность, грубость, стремление ударить

12.Беспричинные колебания настроения (снижение настроения, повышенная плаксивость, вялость, другие)

13.Беспричинные страхи (темноты, одиночества, боязнь животных, ночные страхи)

14.Поторяющиеся навязчивые движения: мигания, наморщивания лба, носа, движения головой в сторону, облизывание губ, хмыканье, покашливание, сосание пальца, кусание ногтей, подергивание волос, онанизм)

15.Стремление к непослушанию, грубости (особенно в ответ на замечания), стремление сделать назло

16.Отказ разговаривать, уходить в ответ на замечания, отказ выполнять требования

17.Страх нового, чувство отчаяния, отказ от обычных желаний

18.Другие жалобы

Хочу поделиться своим опытом по организации расставания утром родителя с ребёнком. Из опыта работы, мы знаем, что часто самих родителей бывает очень сложно оторвать от ребёнка. Иногда родители переживают больше чем, дети и по часу сидят в раздевалке. На этот случай, мы разместили памятку для родителей  «Утреннее расставание», в которой прописан чёткий алгоритм расставания с ребёнком. Это позволяет создать ритуал утреннего расставания, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии и родителя и ребёнка.

Я считаю очень важным, давать много информации родителям в этот период. Мы проводим очень много индивидуальных консультаций, размещаем в уголке для родителей памятки и рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Часто отправляем фото ребёнка в деятельности на мессенджеры родителя, чтобы они видели, как проходит адаптация ребёнка в группе.

Результаты адаптации и нервно-психического развития детей  заслушиваются на медико-педагогических совещаниях.

Необходимым условием комфортного пребывания ребенка в группе, поддержания положительного эмоционального состояния является его занятость. Правильно организованная развивающая среда и реализация личностно-ориентированного взаимодействия позволяют каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с воспитателями и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Проектная деятельность «Режимные моменты в группе детей раннего возраста. Период адаптации»

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...