Создание развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
статья
Аналитическая справка
«Создание развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе»
Воспитатель: Домнина Анна Евгеньевна
Характеристика группы: младшую группу посещают 20 детей в возрасте 3 лет, из них- 10 девочек и 10 мальчиков.
Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
- безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
- реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
- учет возрастных особенностей детей.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Поэтому созданная в дошкольном учреждении предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
При создании развивающего пространства Домниной Анной Евгеньевной в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.
Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.
Цветовое решение интерьера не раздражающее (цветовой комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов – игрушки, утварь, яркие элементы отделки).
В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт: в оформлении применены природные компоненты, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром (природный уголок, элементы растительного декора, природные выставки).
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе); возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).
В раздевалке группы находятся и расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
Домниной Анне Евгеньевне удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Учитываются склонности, интересы, уровень активности и индивидуальные особенности развития.
Групповая комната условно разделена с учетом областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Каждая область представлена разнообразными играми, игрушками, пособиями и объектами:
Социально-коммуникативное развитие:
-игрушки – персонажи (животные, куклы);
-игрушки-предметы оперирования (комплекты одежды для кукол; коляски для кукол; комплекты постельных принадлежностей для кукольной кроватки; кукольная мебель; домики для кукол с мебелью, посудой; грузовые и легковые автомобили; наборы овощей и фруктов; набор медицинских принадлежностей, сумки, корзинки).
Познавательное развитие
Центр познавательного развития наполнен необходимыми в младшей группе материалами, стимулирующими развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы. Имеется большое количество игр по развитию логико-математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши-формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото, настольные игры.
Речевое развитие
Приоритетным направлением в работе группы является развитие речи. В группе созданы максимальные условия для речевого развития детей:
-подобраны картинки для группировки и обобщения по разным лексическим темам: овощи, фрукты, животные, растения, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, профессии и др.
- создана картотека с играми на развитие общей моторики, пальчиковыми и словесными играми.
- подобраны картинки по разным темам разного формата.
- создана библиотека книг для чтения по возрастам группы.
- имеются альбомы с иллюстрациями художественных произведений и предметные картинки (для составления рассказов)
Художественно-эстетическое развитие
Центр художественного творчества представлен широким спектром изобразительных материалов для развития творческого потенциала, формирования эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности воспитанников:
-материал для рисования, аппликации и лепки (гуашевые краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, трафареты, кисточки, фломастеры, мелки, губки из поролона, бросовый материал, природный материал др.)
Физическое развитие
Включает в себя различное оборудование для ходьбы, бега, равновесия (обруч большой, массажный коврик); для прыжков (обруч малый, шнур короткий); для катания, бросания, ловли (набор кеглей, мячи резиновые); для общеразвивающих упражнений (флажки, ленточки цветные).
В центре имеется картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, комплексов утренней и бодрящей гимнастики.
- коврики и дорожки массажные,
- набор мягких модулей,
- комплект элементов полосы препятствий,
- клюшки с мячом, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс, кегли, вожжи, мишени (ящики, корзины, мешочки для метания, верёвка-шнур, шарики пластмассовые),
Оборудование соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют требованиям, установленным техническими регламентами. Столы и стулья подобраны и промаркированы с учетом роста детей.
Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей.
В группе есть ширмы, мягкие модули, крупногабаритный конструктор, которые можно использовать для театрализованной деятельности проведения подвижных игр с различным сюжетом, разграничения пространства во время сюжетно-ролевых игр.
Игры, пособия, мебель поли, функциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.
Природный материал (например, еловые шишки) используются, как для изготовления поделок, проведения исследовательских действий, так и для проведения самомассажа, общеразвивающих упражнений во время утренней гимнастики.
Напольный коврик «Дорожное движение» с имеющимся комплектом транспорта и дорожными знаками используется для ознакомления детей с правила дорожного движения во время непрерывной образовательной деятельности, а так же для проведения дидактических игр по данной теме и в самостоятельной игровой деятельности.
В группе организованы различные пространства:
Книжный центр представлен книгами в соответствии с программой и тематическим планированием на одной полке выставлены книги о времени года, на другой авторские и на третьей произведения устного народного творчества (русские народные сказки, потешки с яркими картинками). Все книги и подборка иллюстраций обновляются каждую неделю в соответствии с новой темой.
В центре театральной деятельности дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздавать сюжет сказок, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти, мышления.
Данный центр включает в себя конструктор с элементами декораций и персонажами сказок; ширмы большая и малая для кукольного и настольного театра; персонажи к различным театрам (набор перчаточных кукол, вязаный театр, плоскостные фигурки для театра на фланелеграфе и настольного театра, пальчиковый театр, маски; настольно-печатные игры; дидактические игры).
Театральная мастерская сочетает в себе уголок для ряженья, который представлен различными элементами костюмов (косыночки, сарафанчики, картузы, и украшений (бусы, кокошники, пояса, ленты).
Расположенный материал в центре способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления у детей.
Музыкальный центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В центре имеются: погремушки, музыкальные молоточки, бубенчики, металлофон, магнитофон, барабаны, шумелки.
В центре строительно-конструктивных игр представлены крупногабаритный конструктор, настольный конструктор, деревянный и пластмассовый, строительный материал конструктор с набором элементов по теме «Стройка» и «Ферма».
В центре природы - комнатные растения в соответствии с программой для детей данного возраста, оборудование для ухода за ними (лейки).
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, семена. В данном центре имеется мини-лаборатория место для экспериментальной деятельности, где дети проводят исследования с песком и водой. Лаборатория оснащена разными по размеру и форме ёмкостями, губками, предметами для игры с песком и водой, мыльными пузырями.
Данный центр создан для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней.
Центр «Сюжетно-ролевых игр» в группе создан для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр подобраны с учётом возрастных особенностей детей и поло ролевой принадлежностью – разными куклами (пупсы, куклы-девочки, куклы-мальчики), соответственно разными наборами одежды (чепчик, распашонка, ползунки, платье, трусики, шапочка, плащик, туфельки, колготки, брюки, рубашка, курточка, ботиночки), (машина, трактор, грузовик, автобус, экскаватор, такси, наборами для игры в повара, больницу, плотника).
Все игры и пособия расположены на уровне роста детей и находятся в доступном месте на открытых стеллажах.
Вывод: Предметно-пространственная среда, созданная в младшей группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.
Среда в группе создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Таким образом, педагогом Домнина А.Е. в организации предметно пространственной развивающей среды отведено важное место воспитанию детей и созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать информацию, полученную в непрерывной образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
Консультация для педагогов ДОО по созданию развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе раннего возраста
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ для воспитателя работающего в группе раннего возраста....
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».
Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».
Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Форма проведения работы с песком разнообразна: использование ...
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» включает в себя описание безопасного нахождения летей в музыкальном зале, возрастные особенности...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...