Как преодолеть кризис -3 летнего возраста. Родительское собрание
материал (младшая группа)

Апарина Татьяна Александровна

К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка  самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как –то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_upryamstva_i_kaprizov.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Октябрьский детский сад №1 «Ромашка»

Октябрьского муниципального  района Волгоградской области.

Родительское собрание.

«В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис -3 летнего возраста»

Воспитатель:

Апарина Татьяна Александровна.

2022год

Цель: познакомить с психологическими особенностями ребенка 3 лет; активизировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с ребенком; наметить пути и способы преодоления кризиса ребенка, сплотить родительский коллектив; пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.

  1. Вступительное слово ведущего:

Третий год жизни ребенка… Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», все чаще закатывает истерики, устраивает бунт протеев окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит  в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитывали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы все чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3 летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет – это не просто очередное возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И он того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

         К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка  самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как –то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».

Симптомы кризиса.

  1. Яркое выражение негативизма (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок – вопреки  «Нет оно черное». Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)
  2. Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
  3. Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
  4. Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
  5. Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
  6. Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
  7. В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессивности, в требовании постоянного внимания  к себе. Детские психологи описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за  эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения»,  ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка – переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.

 Вас родителей не должны пугать остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешнее «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

2 .Особенности  проявления кризиса.

=Период упрямства и капризности начинается примерно в 18 месяцев.

= Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальное.

= Пик упрямства приходиться на 2,5-3 года жизни.

=Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

= Девочки капризничают чаще мальчиков.

=В капризные периоды приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19раз!.

= Если дети до достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

  1. Решение педагогических ситуаций

Каждой группе родителей предлагается карточки с описанием какой-либо проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решение данной проблемы.

Что делать если….

  1. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать….
  2. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…
  3. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы  чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение…

  1. Как вести себя родителям в период кризиса.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно.  Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
  • Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка…)»; «А что это  там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоиться.
  1. Рисование.

Родителям предлагается в течение 8-10 минут рисовать на тему «Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснения к своему рисунку.

Обсуждение по вопросам:

Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?

Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?

В каком мире Вам хочется быть сейчас?

Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?

  1. Советы психолога.
  • Взрослые должны сохранить общее положение отношений ребенка к самому себе.
  • Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
  • Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности.
  • Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
  • Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
  • Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
  • Когда ребенок успокоиться, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшим он будет вести себя лучше.
  • Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой  некоторых компромиссов.
  1. Оценка. От участника к участнику передается клубочек. Когда он находиться в чьих-то руках, то этот человек делиться своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.
  2. Минута благодарности.

Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них кто принимает активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.

Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать….

Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…

Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы  чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение…

Как вести себя родителям

в период кризиса.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно.  Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
  • Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка…)»; «А что это  там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педаго...

Кризис 3-х лет родительское собрание

Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей...

"Кризис 7-летнего возраста"

Презентация для родителей...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТНЕГО МАЛЫША

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему...

Кризис 5 летнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...

Кризис 5 летнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...

Кризис 5 летнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...