Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Скрипников Людмила Николаевна
Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педагогическую культуру родителей. Задачи: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребенком; наметить пути и способы преодоления 3-летнего кризиса ребенка, сплотить родительский коллектив; пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-sobranie_dlya_roditeley.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского

Мостовского муниципального образования

Мостовский район

 

Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста:

«В царстве упрямства и капризов» или

«Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»

Подготовила:

Педагог - психолог

Скрипникова Людмила Николаевна

Высшая квалификационная категория

                                                        п. г. т. Мостовской

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педагогическую культуру родителей.

Задачи: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребенком; наметить пути и способы преодоления 3-летнего кризиса ребенка, сплотить родительский коллектив; пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.

Участники: педагог-психолог, родители.

Подготовка, материалы.

  1. За две недели до начала собрания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании.
  2. Для каждого родителя готовятся разноцветные бантики ( красные, желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые, черные).
  3. - плакат с изображением семиконечной звезды;

- предоставляется консультативный материал в родительский «уголок» на темы: «Если малыш капризничает…», «Особенности развития детей 3-летнего возраста», «Я- сам » и т.п.;

- разрабатываются памятки для родителей (форме звездочки);

-советы цветика семицветика.

- карточки с педагогическими ситуациями.

Оборудование: занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат цветные бантики, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток. К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды» на фоне неба.

Количество участников: 12 – 15 человек

Ход занятия

Упражнение № 1 «Давайте познакомимся»

Родители сидят, за столами разбившись на группы. Психолог предлагает изготовить визитку из цветных бантиков. Цвет выбирается каждым участником по желанию. Родители должны представиться и по желанию объяснить другим идею (замысел) свой визитки или почему выбрано именно такое обращение.

Критерии оценки:

  • красный- восторженное настроение;
  • желтый – светлое, приятное;
  • оранжевый – радостное;
  • зеленый- спокойное;
  • фиолетовый- тревожное, напряженное;
  • черный- уныние, полное разочарование, упадок сил.

Выступление психолога.

Кризис 3лет называют «семизвездием симптомов».

  1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот)
  2. Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
  3. Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство).
  4. Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
  5. Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми).
  6. Обесценивание ребенком личности близких (говорить бранные слова в адрес родителей, замахивается своими игрушками)

      7)  В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих.

  Упражнение № 2 «Есть мнение» (решение педагогических ситуаций)

Группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации, и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический, фантастический) решения данной проблемы.

«Что делать, если…».

  1. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…
  2. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я- сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить… и. т. п

Практические советы:

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность- демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

На правах совета цветика семицветика « Как вести себя родителям в период кризиса»

- не придавайте большого значения упрямству и капризности.

- примите к сведению приступ

- во время приступа оставайтесь рядом

- не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку- это болезненно.

      - возьмите его за руку и увидите

- не прибегайте к помощи посторонних.

Упражнение № 3 «Мир детства и мир взрослых»

Рисование, дать пояснение к своему рисунку.

Обсуждение по вопросам к родителям:

- Есть ли взаимодействие между миром взрослых  и миром детей на Вашем рисунке?

- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу? и.т.п

Упражнение № 4 «Самооценка участников»

Продолжить фразу: «Работая с группой, я понял (а), что …».

 Советы психолога – в качестве рекомендации выдаются родителям памятки (звездочки).

  • Взрослые должны сохранять общее положительное отношения ребенка к самому себе.
  • Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
  • Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте  больше самостоятельности.
  • Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.

  • Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

Оценка родителями своих впечатлений на разных этапах занятия.

Минута благодарности. Психолог благодарит родителей за успехи в воспитании детей, за активное участие в ходе занятия, за прекрасный опыт семейного воспитания.

                                  Список литературы

  1. Павлова Л.Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста,- Управление ДОУ.- 2003.-№4.
  2. Смирнова Е.О. Психология ребенка,- М., 1997.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: метод. Разроботки. Вып.1-2/под.ред. Е.Степанова.-М.. 2001.
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства, -М., 2002.
  5. Ребенок в детском саду: журн.- 2005.- №5.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис 3-х лет»

Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того на...

Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развиваем речь детей"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и ...

Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.

Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие ро...

Как преодолеть кризис -3 летнего возраста. Родительское собрание

К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процес...