Сценарий занятия с родителями младшей группы "В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис трех лет"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Ситникова Елена Викторовна

Сценарий занятия для родителей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_3_let_stsenariy_zanyatiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

«В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис 3-х лет»

ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-хлетнего возраста и найти пути их решения;
- повысить педагогическую культуру родителей.

 ЗАДАЧИ:
привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;

  • наметить пути и способы преодоления 3-х летнего кризиса ребенка. Сплотить родительский коллектив;
  • пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу .

УЧАСТНИКИ: педагог-психолог, родители.
ПОДГОТОВКА.
1. 3а две надели до начала занятия родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в занятии .
2 .Педагог-психолог
- готовит плакат с изображением семиконечной звезды
- предоставляет консультативный материал в родительский «уголок» на темы: «Если малыш капризничает..», «Особенности развития детей 3-х летнего возраста», «Я - сам»
- разрабатывает памятки для родителей.
 ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ.
Занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги. К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды».
 ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий открывает занятие кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников занятия.
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает изготовить визитку. Ведущий задает родителям вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя отчество, либо уменьшительно ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Ведущий: Сегодня я приглашаю Вас к разговору о наших детях. А дети, как известно. Любят играть.  Вначале я вам тоже предлагаю поиграть. Постройтесь от одного до десяти

  • по росту (от самого маленького к самому высокому), 
  • по длине волос (от самых длинных до самых коротких),
  • по степени голода,
  • по степени усталости,
  • по степени занятости.

Видите, несмотря и на голод и усталость, и на большую занятость вы нашли время прийти и поговорить о наших детях, обсудить их возрастные проблемы. Какими они стали, что изменилось в их поведении, что стало проявляться у ребёнка  чаще?

Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал в последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают)

Ведущий обобщая: Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.

Психолог предлагает родителям перечислить те ассоциативные слова, которые они имеют ввиду, услышав слова «Кризис 3-х лет» (психолог фиксирует эти слова на ватмане).

Ведущий: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается   в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.                           

Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей)

Ведущий (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Итак, капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».  Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. (Вывешиваю звезду) Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса. (Родители выбирают).

Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

Дополнительная информация для педагога:

 «Негативизм» (вывешиваю на звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

 «Упрямство» – ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел

 «Строптивость» –капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».

Остальные три симптома встречаются реже:

«Протест – бунт» против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

 «Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

После этого раздаются листы с описанием конкретных ситуаций поведения ребенка.

Знакомим родителей с этими формами поведения ребенка, наполняя каждую из них конкретной смысловой «нагрузкой»:

- Ребенок отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение (негативизм).

- Проявляет нежелание идти с мамой за руку (упрямство).

- Во время разговора с внучкой Анечкой бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку  (строптивость).

- Малыш рвет газету, которую папа еще не прочитал (обесценивание ребенком личности).

- Ребенок грубо обращается с бабушкой. В ответ на ее замечания замахивается на нее, говорит: «Ты плохая, плохая» (деспотичное подавление окружающих).

- Малыш требует, чтобы мама сидела там, где он укажет (своеволие).

Такие проявления в поведении в данном возрасте рассматриваются как психологическая норма, своеобразная защитная реакция против влияния взрослых.

Как важно человеку самоутвердиться в жизни! Это одна из наиболее напряженных социальных потребностей.

Малыш только начинает приобретать знания о мире и его опасностях, обществе и его ограничениях, сталкиваясь с реакцией взрослого на собственные действия. Поэтому ребенок пробует все возможные варианты поведения, ведь определить, что можно, что нельзя, он может, только прочувствовав это, как говорится на собственной шкуре.

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства, а то и позже! Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку больше самостоятельности обычно смягчает кризис.

Кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисностъ», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

- Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддающихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

От сюда возникает вопрос:  можем ли мы, как родители, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества.
Что могут сделать родители?


Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает? Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».

Ведущий: Предлагаю вам отправиться в путешествие на нашем педагогическом автобусе. Возьмите себе билеты для проезда на автобусе. (Родители выбирают из двух цветных жетонов – билеты).

Ведущий: Разбейтесь на две команды в соответствии с цветом билета. (Родители делятся на две команды). На нашем пути будет две остановки «Родитель» и «Ребёнок». Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы перемещаетесь на следующую остановку и записываете слова на одну из букв слова, их может быть несколько. (Родители по сигналу перемещаются с остановки на остановку, подбирают слова).

Ведущий собирает родителей возле себя: Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)

Р – раздражительный, резкий, разгневанный, и т.д.                                                            

 е – едкий

 б – болезненный, баловник и

ё – ёжик и т.д.                                               

 н – непослушный, непоседливый, нервный

о – обидчивый

к – крикливый, капризный и т.д.

А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления? (Родители перечисляют)

Р – решительный,                                                                                                           

о – объективный,

д – думающий, и т.д.                    

 и – интересующийся, и т.д.                                                                                       

т – терпеливый,

е – единый,

ль – ласковый, любящий, и т.д. 

Ведущий: Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с … раздражительностью, с … обидчивостью, с … крикливостью?

(Родители выбирают из списка подходящие качества и обосновывают свой ответ).

Ведущий: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку.

Ведущий: Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждой группе по рецепту).

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период».

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

В заключении предлагаю вам собрать Чемодан в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли на нашей встрече.

  • Работая с группой о чём задумались?
  • Что взволновало?
  • Какие вопросы возникли?
  • В чём утвердились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педаго...

«В царстве упрямства и капризов или как преодолеть кризис 3-х лет»

Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того на...

Сценарий занятия во 2 младшей группе по физическому развитию «В гости к Зайчику»

Цель: Обучение детей прыжкам в длину с местаЗадачи: 1. Воспитывать дисциплинированность. 2.Обучать детей правильному толчку двумя ногами. 3. Развивать двигательные умения и навыки....

сценарий занятия во второй младшей группе "Солнышко и дождик"

Сценарий  занятия в второй младшей группе...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Сценарий занятия в первой младшей группе по восприятию цвета

В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету...