Коммуникативная компетентность работников ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников
консультация

Фатеева Юлия Александровна

ДОКЛАД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_kommunikativnaya_kompetentnost.odt39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Спутник»

г. Балашова Саратовской области»

ТЕМА :

« Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ,

как один из критериев профессионального мастерства

в работе с родителями воспитанников.»

                                                                       Воспитатель:

                                                                         Фатеева Ю.А.

Балашов

2022г.

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей

 Именно родители должны стать нашими помощниками,

 союзниками, участниками единого педагогического процесса,

 коллегами в деле воспитания детей»

Сухомлинский.В.А

 

    В проекте профессионального стандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций».

    Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области.

 Но это не только набор знаний и умений, а эффективность их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

 Компетентность – это успешное действие в конкретной ситуации.

    Профессиональная  компетенция определяется как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

 Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно - образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

 Выделяются следующие виды компетентностей:

• познавательная;

• интеллектуальная;

• информационная;

• технологическая;

• культурологическая;

• психологическая;

• психолого-педагогическая;

• профессиональная;

• социально-психологическая;

• общекультурная;

      • коммуникативная.

   Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, с коллегами, администрацией детского сада и др.

 Этот факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов и повышенные требования к уровню коммуникативных знаний и умений.

В условиях модернизации образования приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

 К сфере коммуникативной компетентности относится умение педагога взаимодействовать, выстраивать коммуникацию.

Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

 Чтобы выстроить общение важно обладать коммуникативными умениями и навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи.

Коммуникативные умения и навыки педагога

-Устанавливать контакт с родителями

-Понимать их, сопереживать им

-Предвидеть результаты общения; управлять своим поведением

-Проявлять гибкость в общении с родителями

-Владеть этикетными нормами речи и поведения

-Организовывать содержательное общение с родителями

-Осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных    особенностей родителей

 Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

 Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным.

Основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями является:

  • повышение авторитета семьи;
  • восприятие ошибок воспитания как возможности для развития;
  • учет интересов и запросов родителей;
  • единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
  • использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
  • систематический характер работы с родителями.

Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности  в сфере общения с родителями:

  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
  • умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные методы активизации родителей;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками.

Таким образом, в общении с родителями воспитателю важно придавать большое значение умениям разговаривать с родителями, а именно – вежливо, соблюдая терпение и выдержку, даже если вы не согласны с собеседником. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного воспитания детей.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование принципов взаимодействия и тактических приёмов:

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

 2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

3. Сотрудничество, а не наставничество Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития,  представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Тактические приёмы для эффективного общения педагога с родителями:

1. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника, комплимент. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

2. Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.

 Открытые, закрытые и зеркальные позы

 • К закрытым позам относятся те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, воспитатель держит двумя руками перед собой тетрадь, журнал посещаемости; сидит в позе нога на ногу со скрещенными руками на груди..

 • Открытые позы такие как: раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.

 • Зеркальные позы и жесты Используя зеркальные жесты, т.е. копируя движения, позу партнера во время разговора, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Но следует отметить, что зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). Дистанция и позиция

 • Общение с родителями, сидя или стоя за столом, будет препятствовать созданию доверительных отношений между собеседниками, т.к. стол будет выполнять функцию «барьера» общения.

• Неверно выбранная позиция (расположение), когда педагог сидит на высоком стуле, а родитель – на «детском» стуле, провоцирует у родителей ощущение давления и превосходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.

 • Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому. Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5м.

Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения.

• Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т.к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.

      Как правильно вести беседу.

• Слушать внимательно и доверительно Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.

• Дать возможность собеседнику высказаться Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

 Не прерывать высказывания собеседника Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Подведя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что владение всеми этими несложными способами, приемами и техниками, понимание особенностей коммуникативных взаимодействий помогут сделать общение с родителями радостным и продуктивным, а педагогу повысить свою профессиональную компетенцию и авторитет в глазах родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая ...

педсовет «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников»

форма проведения: педсовет-дискусияцель: актуализировать развитие профессиональной компетентности воспитателя...

Дискуссия «Критерии оценки эффективности в работе с родителями»

Методики для определения профессиональной компетентности педагогов...

Коммуникативные игры в работе с родителями воспитанников

Игры на день матери.1. Игра – приветствие. Любое общение начинается с приветствия. Каждый день, когда приводим ребенка в детский сад мы здороваемся с родителями, с воспитателем. Дети копируют мо...

Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников

  В проекте профессионального стандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций».    Компетентнос...

Презентация "Использование музыкальных инструментов в разных видах деятельности, как один из компонентов профессионального мастерства

Презентация содержит материалы и рекомендации из  опыта работы, по использованию шумовых инструментов и музыкально-дидактических игр в совместной  деятельности с дошкольниками....

Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой  к гибкому изменению своей социальной, профессиональн...