Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников
материал (подготовительная группа)

Степанова Елена Валерьевна

    В проекте профессионального стандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций».

    Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области.

 Но это не только набор знаний и умений, а эффективность их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

 Компетентность – это успешное действие в конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коммуникативная компетенция 39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Спутник»

г. Балашова Саратовской области»

ТЕМА :

« Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ,

как один из критериев профессионального мастерства

в работе с родителями воспитанников.»

                                                                       Воспитатели:                                                                        

                          Степанова Е.В.

Балашов

2022г.

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей

 Именно родители должны стать нашими помощниками,

 союзниками, участниками единого педагогического процесса,

 коллегами в деле воспитания детей»

Сухомлинский.В.А

 

    В проекте профессионального стандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций».

    Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области.

 Но это не только набор знаний и умений, а эффективность их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

 Компетентность – это успешное действие в конкретной ситуации.

    Профессиональная  компетенция определяется как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

 Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно - образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

 Выделяются следующие виды компетентностей:

• познавательная;

• интеллектуальная;

• информационная;

• технологическая;

• культурологическая;

• психологическая;

• психолого-педагогическая;

• профессиональная;

• социально-психологическая;

• общекультурная;

      • коммуникативная.

   Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, с коллегами, администрацией детского сада и др.

 Этот факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов и повышенные требования к уровню коммуникативных знаний и умений.

В условиях модернизации образования приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

 К сфере коммуникативной компетентности относится умение педагога взаимодействовать, выстраивать коммуникацию.

Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

 Чтобы выстроить общение важно обладать коммуникативными умениями и навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи.

Коммуникативные умения и навыки педагога

-Устанавливать контакт с родителями

-Понимать их, сопереживать им

-Предвидеть результаты общения; управлять своим поведением

-Проявлять гибкость в общении с родителями

-Владеть этикетными нормами речи и поведения

-Организовывать содержательное общение с родителями

-Осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных    особенностей родителей

 Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

 Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным.

Основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями является:

  • повышение авторитета семьи;
  • восприятие ошибок воспитания как возможности для развития;
  • учет интересов и запросов родителей;
  • единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
  • использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
  • систематический характер работы с родителями.

Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности  в сфере общения с родителями:

  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
  • умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные методы активизации родителей;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками.

Таким образом, в общении с родителями воспитателю важно придавать большое значение умениям разговаривать с родителями, а именно – вежливо, соблюдая терпение и выдержку, даже если вы не согласны с собеседником. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного воспитания детей.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование принципов взаимодействия и тактических приёмов:

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

 2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

3. Сотрудничество, а не наставничество Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития,  представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Тактические приёмы для эффективного общения педагога с родителями:

1. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника, комплимент. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

2. Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.

 Открытые, закрытые и зеркальные позы

 • К закрытым позам относятся те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, воспитатель держит двумя руками перед собой тетрадь, журнал посещаемости; сидит в позе нога на ногу со скрещенными руками на груди..

 • Открытые позы такие как: раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.

 • Зеркальные позы и жесты Используя зеркальные жесты, т.е. копируя движения, позу партнера во время разговора, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Но следует отметить, что зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). Дистанция и позиция

 • Общение с родителями, сидя или стоя за столом, будет препятствовать созданию доверительных отношений между собеседниками, т.к. стол будет выполнять функцию «барьера» общения.

• Неверно выбранная позиция (расположение), когда педагог сидит на высоком стуле, а родитель – на «детском» стуле, провоцирует у родителей ощущение давления и превосходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.

 • Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому. Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5м.

Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения.

• Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т.к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.

      Как правильно вести беседу.

• Слушать внимательно и доверительно Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.

• Дать возможность собеседнику высказаться Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

 Не прерывать высказывания собеседника Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Подведя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что владение всеми этими несложными способами, приемами и техниками, понимание особенностей коммуникативных взаимодействий помогут сделать общение с родителями радостным и продуктивным, а педагогу повысить свою профессиональную компетенцию и авторитет в глазах родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников»

форма проведения: педсовет-дискусияцель: актуализировать развитие профессиональной компетентности воспитателя...

Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Какие они будут, наши дети!Ведь все это зависит лишь от нас,И на пороге будущих столетийБыть может, они будут лучше нас. А. Шершунович, Т. Чукасова...

Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой  к гибкому изменению своей социальной, профессиональн...