Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.
статья

В статье раскрывается взаимодействие педагогов групп дошкольного учреждения и с семьями воспитанников с ОВЗ . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.

Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника с ОВЗ в рамках его траектории развития при реализации Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

- знакомство родителей с Адаптированной программой детского сада (наличие в свободном доступе) и с  Рабочей программой  группы ;

- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в Адаптированной общеобразовательной программе;

-проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми с ОВЗ  программы .

Содержание основных направлений и форм взаимодействия с семьей.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Семейные клубы, студии

Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок и т.д..

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.

Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.

Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребенке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.

Работа с родителями воспитанников с ЗПР включает несколько направлений:

  1. Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей с ОВЗ и отношения родителей к дефекту ребенка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребенка, необъективно относятся к состоянию его психического развития.
  2. Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребенка.
  3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

 Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребенка в группу. Наиболее продуктивной формой работы здесь является:

  • индивидуальное общение с родителями– индивидуальные встречи,
  • беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем,
  • посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами.

Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребенку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой и т.д. Безусловно, ребенок с ОВЗ является проблемным в группе. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребенка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с родителями.

На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребенка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий.

С этой целью наиболее эффективны следующие формы:

  • индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики ,
  • совместный просмотр разных видов деятельности ребенка (в процессе НОД, в совместной со взрослыми и свободной деятельности).
  •  проводятся мероприятие в форме «круглого стола» с привлечением специалистов всех структур, работающих в данном направлении,
  • родительские собрания в форме тренингов,  демонстрации и обсуждения видеофильмов соответствующей тематики,
  • работа «телефона доверия»,

Педагоги в доступной форме знакомят родителей с особенностями их ребенка,указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях.

На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия:

  •  консультирование с родителями обеих категорий детей (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные),
  • практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приемами развития высших психических функций),
  • рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях, подбор методической литературы в родительские библиотечки.

 

   Cоблюдение основных принципов инклюзивного образования.

   Их восемь:

  •        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  •        Каждый человек способен чувствовать и думать
  •        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  •        Все люди нуждаются друг в друге
  •        Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных      взаимоотношений
  •       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  •       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они    могут делать, чем в том, что не могут
  •        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по

формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении

сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую,

педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную

деятельность сада  и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать

оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и

социумом.

Литература:

 Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.

4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.

5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

7.Алёхина С.В. «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» © http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/



Предварительный просмотр:

 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.

Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника с ОВЗ в рамках его траектории развития при реализации Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

- знакомство родителей с Адаптированной программой детского сада (наличие в свободном доступе) и с  Рабочей программой  группы ;

- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в Адаптированной общеобразовательной программе;

-проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми с ОВЗ  программы .

Содержание основных направлений и форм взаимодействия с семьей.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Семейные клубы, студии

Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок и т.д..

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.

Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.

Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребенке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.

Работа с родителями воспитанников с ЗПР включает несколько направлений:

  1. Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей с ОВЗ и отношения родителей к дефекту ребенка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребенка, необъективно относятся к состоянию его психического развития.
  2. Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребенка.
  3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

 Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребенка в группу. Наиболее продуктивной формой работы здесь является:

  • индивидуальное общение с родителями– индивидуальные встречи,
  • беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем,
  • посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами.

Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребенку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой и т.д. Безусловно, ребенок с ОВЗ является проблемным в группе. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребенка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с родителями.

На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребенка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий.

С этой целью наиболее эффективны следующие формы:

  • индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики ,
  • совместный просмотр разных видов деятельности ребенка (в процессе НОД, в совместной со взрослыми и свободной деятельности).
  •  проводятся мероприятие в форме «круглого стола» с привлечением специалистов всех структур, работающих в данном направлении,
  • родительские собрания в форме тренингов,  демонстрации и обсуждения видеофильмов соответствующей тематики,
  • работа «телефона доверия»,

Педагоги в доступной форме знакомят родителей с особенностями их ребенка,указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях.

На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия:

  •  консультирование с родителями обеих категорий детей (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные),
  • практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приемами развития высших психических функций),
  • рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях, подбор методической литературы в родительские библиотечки.

 

   Cоблюдение основных принципов инклюзивного образования.

   Их восемь:

  •        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  •        Каждый человек способен чувствовать и думать
  •        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  •        Все люди нуждаются друг в друге
  •        Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных      взаимоотношений
  •       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  •       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они    могут делать, чем в том, что не могут
  •        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по

формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении

сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую,

педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную

деятельность сада  и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать

оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и

социумом.

Литература:

 Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.

4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.

5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

7.Алёхина С.В. «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» © http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Открытость      дошкольного учреждения для родителей....

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями). Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива-с семьями воспитанников в старшей группе

Совместная деятельность педагогов и родителей, в том числе мероприятия по развитию взаимодействия с социальными партнерами...