Развитие базовых жизненных навыков у детей с РАС
материал по коррекционной педагогике

Шардина Ольга Сергеевна

Важной задачей развития детей с растройством аутистического спектра (РАС) является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помогать обрести максимально возможную самостоятельность для удовлетворения основных жизненных потребностей, овладевать необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя, обращаться за помощью к окружающим. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие базовых жизненных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Слайд 2

Особенности детей с РАС Нарушение коммуникации Нарушение всех сфер психики Нарушение социального взаимодействия

Слайд 3

Развитие базовых жизненных навыков Развитие самообслуживания , КГН и овладение предметными действиями Социальное развитие Формирование “Я - образа”

Слайд 4

Развитие умения самостоятельно выполнять элементарные действия по самообслуживанию Развитие интереса к предметам быта и адекватного действия с ними Развитие самообслуживания , КГН и овладение предметными действиями

Слайд 5

Социальное развитие Содействие установлению элементарного взаимодействия с другими детьми Формирование потребности в общении через обучение : адекватно просить о желаемом , использовать доступные средства коммуникации со взрослыми Развитие социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости

Слайд 6

Формирование “Я - образа” Формирование умения различать людей по полу и возрасту Формирование умения откликаться на свое имя , способность выделять себя как объект , показывать части тела и лица

Слайд 7

родители воспитатели специалисты



Предварительный просмотр:

Мы представляем вашему вниманию тему «Развитие базовых жизненных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра».

Развитие базовых жизненных навыков у детей с РАС представляет особую проблему. Сложность в большой степени связана с нарушениями контакта с окружающими, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Эти дети иногда могут научиться сложному действию самостоятельно. Однако в этом случае овладение навыком может быть соотнесено только с определенной ситуацией и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. Дети часто отказываются выполнять инструкции, игнорируют их, убегают от взрослого или делают все наоборот.

Сложность развития базовых жизненных навыков связана так же и с нарушениями тонкой моторики, мышечного тонуса и общей моторной неловкостью.

Всегда этим детям требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций. Ситуация неуспешности может вызвать стойкий протест такого ребенка против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовывать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечивать поддержку и постепенно предоставлять самостоятельность, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Базовые жизненные навыки являются основой для становления самостоятельной жизнедеятельности любого ребенка. Развитие базовых жизненных навыков у наших детей мы условно разделили на 3 направления:

 Одно из них, развитие самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, а также овладение предметными действиями. Задачами данного направления являются развитие у детей умения самостоятельно выполнять элементарные действия по самообслуживанию: при одевании, раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур.  И развитие у детей интереса к предметам быта и адекватного действия с ними.

Для формирования и развития этих навыков проводим практические упражнения по отработке умения пользоваться ложкой, мытье рук, выполнение действий в процессе одевания и раздевания. Игры с куклами в процессе организации сюжетно-отобразительных игр, таких как «оденем куклу на прогулку», «покормим кукол». Так же проводим работу по отработке у детей последовательности действий во время выполнения культурно гигиенических процедур и во время самообслуживания.

Следующее направление социальное развитие у детей. Задачи которого в соответствии с ФГОС ДО:

Содействие установлению элементарного взаимодействия с другими детьми (в малой группе при содействии и под контролем взрослых). Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование потребности в общении через обучение: адекватно просить о желаемом использовать доступные средства коммуникации со взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»).

 Стимулирование речевых проявлений и коммуникативной инициативы детей: обращения, просьбы, требования.

Особое внимание здесь мы уделяем тому, чтобы все дети благодарили взрослых после еды и за оказанную помощь доступными им способами. Побуждаем детей к тому, чтобы они обращались за помощью ко взрослому, здоровались и прощались. А также включаем небольшие игровые ситуации. По возможности объединяем детей в группы.

И последнее это формирование «Я образа» Задачами этого направления в соответствии с адаптированной общей образовательной программой ДО для детей с РАС являются:

формирование умения откликаться на свое имя; способности выделять себя как физический объект, называть и/или показывать части тела, лица, отмечая их принадлежность («мой нос», «моя рука»; например, правильно выполнять инструкцию: «Покажи, где твоё ухо?»), различать других людей по полу и возрасту; выделять себя как субъекта (по возможности).

Хочется отметить, что для нас этот год был особенный так как впервые была набрана группа, где все дети имеют расстройства аутистического спектра и те приемы, и методы работы, которые обычно используются в работе с особенными детьми не всегда имели эффект с детьми этой категории. Дети достаточно сложно адаптировались и включить их во фронтальную совместную работу, научить устанавливать контакт, улавливать взгляд на предмете выполнять простейшую инструкцию взрослого «возьми», «дай» было достаточно сложно. В рамках нашей встречи мы хотим показать каких результатов мы добились показать вам те приемы, которые мы используем для формирования базовых жизненных навыков у детей, что у нас получается и что не получается хотим. Проанализировать особенности восприятия детьми этих приемов на сколько дети откликаются на них.

(видео 1)

Как воспринимают алгоритм и на сколько самостоятельны в выполнении действий.

Да вводя алгоритм мы работаем над его отработкой систематически работаем, отрабатывая его в разных ситуациях. Дети начали реагировать на игровой персонаж. Наши дети стали усаживаться на занятия и на время приема пищи его работаем

Кроме того, включая игровой персонаж в организованную образовательную деятельность, мы оставляем его в группе в поле деятельности детей на целый день и некоторые из ребят ненадолго проявляют интерес к нему и начинают действовать с ним снова, например Артем катал куклу. Иногда дети проигрывают с персонажем те действия, которые ему ранее были предложены проделать, но сразу он отказался их выполнять. (видео 2) Здесь Миша взял куклу и стал её раздевать и одевать, что так же способствует развитию самообслуживания.

Представляем вашему вниманию следующее видео: Видео 3 и 4

На что направленна данная работа?

Здесь мы способствуем развитию умения взаимодействовать друг с другом. В последнем видео ребенку была предложена небольшая игровая ситуация.

Предлагаем вашему вниманию последнее видео. Здесь мы использовали коммуникативную папку для формирования «Я образа» для развития восприятия себя и понимания того, кто я, что я люблю, что я умею.

Хочется отметить, что эффективность данной работы будет зависеть от того на сколько, тесно и слаженно будут сотрудничать воспитатели, специалисты и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"

Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

Просветительский час с родителями "Формирование жизненных навыков у детей"

Умеет ли ваш ребенок слушать других, доводить начатое дело до конца? Какие базовые умения нужны ребенку чтобы жить среди людей....