Мастер-класс. «Куклотерапия современная образовательная технология в ДОУ»
учебно-методический материал

Тагильцева Марина Сергеевна

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Куклотерапия современная образовательная

технология   в ДОУ»

 «Такой большой Маленький мир».

Цель:

создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки ребёнка к социализации, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Задачи:

-ознакомить педагогов с методикой использования куклотерапии в работе с детьми;

-представить для ознакомления копилку : кукольный театр.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Оборудование: презентация, разные виды театральных кукол;

Ход мероприятия:

1. Теоретическая часть.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир… Л. Войцехович

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

В настоящее время кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Как помогает мне в работе куклотерапия?

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Задачи, которые решаются на данном этапе:

-получить недостающую информацию о ребёнке в неформальной обстановке (окружение ребёнка, как проводит ребёнок свободное время, внутрисемейные отношения);

-развитие мелкой моторики;

-развитие способности к самовыражению.

Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости.

Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.

2. Процесс «оживления» куклы.

Задачи:

-развитие мелкой и грубой моторики;

- приобретение социальных навыков.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации.

-развитие умения управлять эмоциями;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие речи;

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать.

-профилактика и коррекция страхов.

3. Кукольный театр.

Итогом выполнения поставленных задач на всех этапах

является:

-участие ребёнка в кукольном театре;

-преодоление страха, тревожности;

-повышение у ребёнка самооценки;

-получены необходимые сведения о ребёнке.

По мере решения задач растёт сам ребёнок, растут его возможности. Ребёнок становится более успешным в обществе. Воспитатель работает совместно с родителем, привлекая последнего к решению этих задач. Родитель совместно с ребёнком изготавливает куклу, проигрыванию ситуаций с ребёнком. Немаловажную роль играет и само окружение ребёнка: друзья, одногруппники, другие взрослые и дети, которые привлекаются к кукольной театрализации совместно с ребёнком.

В куклотерапии использую такие варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые куклы, ложковые куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы.

Рассмотрим коротко их:

Пальчиковые куклы. 

 Пальчиковые игрушки можно изготовить из разных материалов. Они могут быть деревянными, вязанными, бумажными. Пожалуй, проще всего сделать пальчиковые игрушки из бумаги. Конечно, такой пальчиковый театр не долговечен, но зато через время его можно не жалея выбросить и нарисовать новый. Кроме того, можно нарисовать персонажей любой сказки и рассказывать ее малышу в лицах. По крайней мере, такой постоянно меняющийся театр ребенку точно не надоест.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх не видим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Плоскостные куклы. 

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. 

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Куклы-марионетки. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

3. Итог.

Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Детские тренажеры – современный подход в решении задач физической подготовленности дошкольников»

Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценност...

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии в музыкальном воспитании детей в ДОУ"

Мастер-класс для педагогов с применением новых технологий и приёмов в работе с дошкольниками, развивая их музыкальные способности....

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии организации образовательного процесса"

Основы работы с дидактическим материалом "Палочки Кюизинера"...

мастер-класс «Робототехника в современном ДОУ».

Робототехника – это одно из самых перспективных направлений будущего. Нашего XXI века.  Согласитесь, что это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Которое дает огро...