Статья "КВЕСТ-ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Лебедева Мария Ивановна

Основное внимание в работе автор акцентирует на процессе развития познавательной активности в КВЕСТ-играх у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВЕСТ-ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст – это важный период, когда расцветает детская познавательная активность и интерес к открытиям нового. Дошкольник становится более любопытным, у него чаще возникает желание узнать что-то новое, появляется стремление новых знаний и впечатлений, жажда экспериментов и открытий, все это является основными чертами детского поведения. В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется набор опыта и знаний, которые позволяют создать единую картину мира.

В современном мире произошли большие изменения в процессе взросления дошкольников. Появились новые проблемы, связанные с развитием познавательного интереса у детей. Более того, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поясняется, что важным направлением развития и образования детей дошкольного возраста является познавательное развитие. Поэтому, перед воспитателями детских садов ожидаемо ставится задача развития познавательного интереса у дошкольников.

Изучением вышеуказанной проблемы развития познавательного интереса занимались такие ученые, как: Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и др.

Л. А. Венгер говорит о том, что, независимо от субъекта, познавательный интерес детей выполняет ряд важных функций: образовательную, развивающую и даже воспитательную [4].

Пятилетний возраст неспроста называют возрастом «почемучек». Он является крайне чувствительным периодом развития познавательного интереса дошкольников. В свою очередь это означает, что воспитателям и родителям нужно стараться поощрять любопытство ребенка и его тягу к неизведанному [5].

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте представляет собой развитие воображения, внимания, памяти, мышления и восприятия, или иными словами – познавательных процессов, помогающих ребенку ориентироваться в окружающем мире и самом себе. Эти познавательные процессы выражаются через исследовательскую деятельность и поисковую активность, направленные на изучение неизвестного ранее. В связи с этим можно всё чаще слышать из уст ребенка вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Кроме того, дети сами пытаются найти ответы на свои вопросы. Психолог С. Л. Рубинштейн в своих трудах пишет: «Возникновение вопроса – есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания» [1].

В процессе изучения проблематики развития познавательного интереса у воспитанников старшего дошкольного возраста, была обнаружена и сформулирована еще одно важная особенность. Проводя с дошкольниками занятия по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, а также во время свободной деятельности, я обратила внимание, что дети не слишком активно проявляют интерес к нашим занятиям, иногда им бывает скучно, не всегда есть вовлеченность в работу, они могут отвлекаться и терять суть занятия. У детей не наблюдается познавательная активность в процессе свободной деятельности или вышеперечисленных занятий.

В зарубежной и отечественной психологии и педагогике исследуется проблема недостатка или отсутствия познавательной активности у дошкольников. Полагаясь на разработки педагогов и психологов советской и зарубежной школ (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского и других деятелей), исследованием познавательной активности детей занимаются: Э. И. Бахтеева, Е. А. Меньшикова, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинина, В. С. Юркевич и другие. Эти авторы предлагают современные модели формирования познавательной активности, рассматривают активность в процессе различных занятий и других видах деятельности (В. В. Щетинина в поисковой деятельности, Н. В. Кудикина в игровой деятельности, Д. А. Моловичко в учебной деятельности).

В современном понимании активности в отечественной психологии прослеживаются следующие подходы:

- активность, как деятельность (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е. В. Коротаева, Т. И. Шамова);

- активность, как черта личности (Б. Г. Ананьев, Е. В. Шорохова, Кирсанов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина).

В настоящий момент, при определении познавательной активности ученые полагаются на оба этих подхода, в связи с тем, что они отлично дополняют друг друга.

Изучив множество определений, авторы согласились с В. В. Щетининой и считают, что познавательная активность - это «интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [8].

Современные дети дошкольного возраста сильно отличаются от детей прошлого поколения – для них характерны ускоренные темпы развития познавательных процессов и, как следствие, опережение естественного развития.

Следует направить желания и возможности детей к познанию в рамках системы педагогических мер формирования познавательной активности.

Для решения проблем появилась необходимость поиска новых, нестандартных форм и методов работы с детьми, для привлечения их внимания, развития интереса и, как следствие, познавательной активности.

Давно известно, что нестандартные формы проведения занятий улучшают познавательную активность детей, помогают поддержать интерес к занятиям и способствуют лучшему освоению программы.

Перед воспитателем стоит задача, которая состоит в умении заинтересовать, увлечь детей, превратить занятие в игру. Ведь именно игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в наиболее доступной и привлекательной для детей форме.

Есть много уникальных и интересных средств, чтобы превратить обычное занятие в незабываемое приключение. КВЕСТ-игра способствует лучшему запоминанию и систематизации информации, а главное она очень интересная и увлекательная.

КВЕСТ-игра может проводится индивидуально с ребенком или с группой детей. И.Н. Сокол считает, что «КВЕСТ - это технология, имеющая четко сформулированную дидактическую задачу, правила, наставника, игровой замысел, целью реализации которой является развитие у детей различных навыков и умений» [6].

По мнению М.А. Бовтенко [2], Я.С. Быховского [3] и других ученых, при использовании КВЕСТ-игр дошкольники становятся более мотивированными (проходят от заинтересованности до удовлетворенности и восторга), лучше знакомятся с материалом, который можно изучать, сделать предметом обсуждения, а также на его основе создавать новые осознанные концепции и отношения на фоне проблем окружающей действительности, разрабатывать значимые в практическом плане проекты.

Согласно ФГОС ДО, работа педагога должна быть направлена на развитие и формирование само-реализующейся, любознательной и мобильной личности, где ребенок выступает в роли активного участника, а не стороннего наблюдателя.

У детей старшей группы наблюдается ряд проблем по познавательной активности, они еще недостаточно самостоятельные, проявляют мало интереса, если их не увлечь.

Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов.

Решением данной проблемы выступают КВЕСТ-игры, они позволяют сделать познавательную активность более наглядной и вовлечь их в процесс решения игровых задач.

КВЕСТ-игра - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. 

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую КВЕСТ-игры:

  • КВЕСТ-ИГРА «Спасем Снегурочку» - это интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Суть игры: в ходе свободной деятельности, детям звонит Кощей по скайпу и говорит, что он украл Снегурочку и не вернет ее домой, до тех пор, пока дети не выполнят все задания, которые им подготовил Кощей. Дети находят карту, которую им прислал ворон и начинают следовать маршруту и выполнять различные задания (1. Пройди по камням. 2. Загадки. 3. Уберись в лесу). Входе правильного выполнения задания дети получают фрагменты с подсказками.

  • КВЕСТ-ИГРА «Случай с Печкиным». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Суть игры: в гости приходит Печкин и сообщает ребятам, что он не может развести почту, потому что он потерял велосипед. Он просит ребят помочь развести почту и найти пропавший велосипед. Он дает им карту с адресами, куда нужно доставить почту. Печкин говорит детям, чтобы правильно раздать почту, нужно выполнять задания (1 Сравни предметы. 2 Лабиринт. 3 Найди похожее. 4 Определи на ощупь) и получать за них фрагменты картинок. С обратной стороны фрагмента написан номер, который указан на посылки. Посылку отдаем адресату, когда почта будет доставлена, а все кусочки картинки будут собраны, дети смогут обнаружить где находится велосипед.

  • И д.р.

КВЕСТ-игра может использоваться на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление с миром природы, ознакомление с предметным окружением.

Любое занятие можно превратить в КВЕСТ-игру, где дети будут с большим интересом выполнять различные задания и активно принимать участие в КВЕСТе, тем самым дети узнают и запомнят пройденный материал.

Важно отметить, что во время проведения КВЕСТ-игры, дети получают большой эмоциональный заряд, они повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива.

Таким образом, КВЕСТ оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.  

В процессе проведения КВЕСТ-игры дети повышают свою познавательную активность, учатся вместе решать задачи, получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении. У детей развивается логическое мышление, а также фантазия и творческая активность. В самостоятельной деятельности дети самостоятельно придумывают сюжет и задания для новых КВЕСТ-игр, которые проводят друг для друга.

Список литература.

1. Брежнева Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников //Дошкольное воспитание, 1998. №  2. С. 12.

2. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие. Новосибирск. 2005. 112 с.

3. Быховский Я.С. Как создать веб-КВЕСТ для самостоятельной работы учащихся? 2000. 21 августа. URL : http://teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529.

4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 2008.

5. Маневцова Л. О Развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание, 1973. № 11. С. 15.

6. Сокол И.Н. Классификация КВЕСТов // Молодийвчений. 2014. № 6 (09). С. 139.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, [Текст] 2013 г.

8. Щетинина В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 441-444.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....