Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эскиз»
методическая разработка

Степанова Светлана Валентиновна

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3-5 лет и составлена на основе программы «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой И. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eskiz_3-5_let.docx283.98 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Калининграда детский сад № 125

C:\Users\Бухгалтер\Desktop\ПФДО 2021\Программы ПФДО\печать0001 (1).jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Эскиз»

Возраст обучающихся: 3 - 5 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Степанова С. В.,

педагог дополнительного образования

г. Калининград, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность (профиль) программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эскиз» имеет художественную направленность.

Актуальность программы

        Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3-5 лет и составлена на основе программы «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

        Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, использует самовыражение, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Отличительные особенности программы в доступности детям различной степени одаренности, способствуя развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек.

        Данная программа состоит в том, что дети шире и глубже знакомятся с нетрадиционными техниками и методами рисования. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам об изобразительном искусстве.

        В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

        Содержание программы включает интереса и способностей к рисованию. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей рисованию.

       Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму и предполагает взаимодействие областей, представленных в деятельности детского сада (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
       В программе предусмотрены условия эффективной реализации программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эскиз» предназначена для детей в возрасте 3-5 лет.

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

        Программа реализуется через кружковую деятельность для детей младших и средних групп МАДОУ д/с № 125.

Название кружка «Эскиз». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате с наполняемостью до 16 детей.

Набор детей в кружок – свободный. Программа кружка предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 - 16 человек. В ходе реализации программы предусматривается коллективная работа детей в процессе занятий, игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует педагог, сопровождает и поддерживает.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий – 20 минут, во время занятий предусмотрены 10-минутные физкультминутки. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с утвержденным графиком.

Педагогическая целесообразность

        Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

         Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития навыков рисования, графических умений, необходимых для обучения в школе. 

Программа «Эскиз» является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Практическая значимость

        В данной программе соблюдается преемственность с         предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Технология имеет художественную направленность и способствует созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, формированию у дошкольников более высокого уровня эмоционального и личностного развития, что позволяет им успешно учиться. Дошкольник, в своём эстетическом развитии, проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Работа кружка «Эскиз» дает возможность решать разные взаимосвязанные задачи.

        На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов, выполняя задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к художественной деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Программа реализуется в объёме 72 часа в средних группах детского сада, ориентируется на запросы и потребности.

        Методика программы «Эскиз» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Ведущие теоретические идеи

        Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в продуктивной деятельности.

        Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. В системе дополнительного образования занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Эскиз» носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, волевых и физических качеств личности ребенка. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением.

Цель программы:

        Формировать у детей дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности, развивать изобразительные навыки, творческое начало, самостоятельное создание выразительного образа.

        

Задачи программы:

Образовательные:

1) Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Ознакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

Воспитательные:

1) Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.

2) Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3) Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие:

1) Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2) Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).

Принципы отбора содержания 

        Прежде всего, это общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства дошкольной группы:

- принцип культурно-сообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

 - принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; - принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей;

- возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.         Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 - принцип эстетичности предметно-развивающей среды и быта в целом;

 - принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

 - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Основные формы и методы: 

        Основная форма занятий - игровая; организация игровых ситуаций помогает приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.  В ходе реализации программы применяются и такие формы работы с детьми как беседа, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;  включение детей в творческий процесс направлено на развитие их творческих способностей;  конкурсы и смотры достижений (выставки) помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других детей.

        Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков.

Планируемые результаты

        Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуально возрастного потенциала, гармоничное развитие. Овладение детьми некоторыми изобразительными приемами работы.  Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А также получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.

        Программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков.

Механизм оценивания образовательных результатов

Мониторинг освоения программы ребенком проводится с детьми по методике Казаковой Т.Г., Лыковой И.А. в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

        Основные методы: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Формы подведения итогов реализации программы

         Для отслеживания результативности программы:

- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

-  педагогическое наблюдение: наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

-  педагогический анализ опросов, выполнения заданий, активности детей на занятиях, оформленный в виде таблицы.

Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эскиз»

1

Начало учебного года

01.10.2021

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5

Количество занятий

72

6

Количество часов всего

72

7

Окончание учебного года

30 июня

8

Период реализации программы

01.10.2021-30.06.2022

Учебный план

Тема

Количество

часов

всего

теория

практика

«Знакомство с декоративно-прикладным искусством»

10

1

9

«Рисование нетрадиционными способами»

10

1

9

«Знакомство с жанровой живописью»

5

1

4

«Сюжетное рисование (сказки, праздники,

времена года)»

11

1

10

«Рисование по представлению»

9

1

8

«Отпечатки»

3

-

3

«Тестопластика»

3

-

33

«Аппликация с элементами рисования»

5

1

4

«Изодеятельность с элементами конструирования»

4

1

3

«Изодеятельность с элементами декорирования»

4

1

3

«Пальчиковая живопись»

8

1

7

                                                                  Итого: 72 часа.

Содержание программы:

        

N

Тема занятия

Название техники

Программное содержание

1

Первый день знакомства

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

2

Рисование по представлению

"Наш любимый детский сад ".

картинки с изображением дворника, повара, няни, прачки, музыканта и представителей других профессий в детском саду; предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий; цветные карандаши, листы бумаги.

3

Декоративный натюрморт

 Работа с трафаретами в технике фроттаж

Знакомство с новой техникой

4

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

5

         «Наши любимые игрушки»

Тестопластика

Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет, и соотношение частей)

6

“Ослик Иа”

Создание образа ослика из бросового материала

Учить детей создавать образы из разнообразных материалов, самостоятельно анализируя методы работы с ними.

7

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы,  делать тиснение на них.

8

«Грибы»

Аппликация

 ( шляпка, ножка, юбочка).

Уточнить представление о строении мухомора. Воспитывать интерес к познанию природы, познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами. Закрепить правила безопасного поведения в лесу.

9

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

10

Ковер из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

11

Осенний дождик  

Пластилинография

Знакомить с пластилиновой техникой, как видом изобразительной деятельнос-ти. Обучать приёмам работы с пластили-ном.

12

Осьминожки

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

13

« В гости к лесным зверям»

Иллюстрации лесных зверей

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

14

         «Динозавры»

Аппликация силуэтная:

Вырезывание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций

15

Красивая тарелочка

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

16

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

17

Снежок

вызывать эмоциональный отклик. Рисование пальчиками

Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

18

27 ноября – День Матери

«Портрет моей мамы».

Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери.

- Закрепить знания о жанре портрета.

-закрепить знания о жанре натюрморт, пейзаж

19

Волшебная птица

Городецкая роспись.

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу  (из цветов и листьев городецкой росписи)

20

Аппликация с элементами бумажной пластики: «Веселые портреты»

Акварель, цв. карандаши.

Знакомство с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств.

21

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

22

        Рисование «Узорчатые полотенца»

Фломастеры, лист в клетку, образцы вышивки крестиком.

Создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

23

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого  гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

24

Новогодние игрушки

Аппликация с блесками

Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или бумажные шары подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции

25

 Зимний сад

Бело- синий граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

26

Волшебный цветок

Монотипия

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие

27

Снегири на ветке

(метод тычка)

Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

28

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

29

«Я слепил снеговика»

Обрывание и скатывание бумаги

Комбинирование двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции.

30

Аппликация с элементами конструирования (бум. пластика) «Белый медведь любуется полярным сиянием»

А2, бум. Белого, голубого, серебристого цвета, ватные диски.

Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бум. пластики.

31

«Подарок папе»

Открытка

Знакомить детей с праздником «День Защитников Отечества».

    Учить детей оформлять праздничную открытку.

    Воспитывать патриотизм.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

32

Тематическое рисование.

“Жар-птица”        

Создание образа жар-птицы в теплых цветах.

Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, обогащение словарного запаса, учить композиционно заполнять лист.

33

Подарок маме

Открытка

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

34

Платок для бабушки

Орнамент по мотивам павло-посадских платков.

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма.

35

«Космос».

 День космонавтики

Монотипия

 Пастельные мелки, рисование ватными палочками

36

Мое настроение

Цветные карандаши.

С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Итого: 36 занятий

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ  д/с № 125, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ  д/с № 125, локальные акты  МАДОУ  д/с № 125. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников.

Кадровое обеспечение: педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эскиз», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

Основное учебное оборудование: бумага, масляные краски, пастель, акварель, цветные карандаши, кисти, фломастеры, стеки, ножницы, клей, пластилин

Методическое обеспечение программы:

  1. Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;
  2. Слайды, видео-аудио пособия;
  3. Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
  4. Схемы, технологические карты;
  5. Индивидуальные карточки:
  • Предметные картинки: животных, птиц, цветов, деревьев, ягод, грибов, рыб.
  • Дидактические карточки для ознакомления с окружающим:
  • Набор портретов художников.
  • Цикл картинок «Большое искусство – маленьким».

 6)  Дидактические материалы:

  • Знакомим с натюрмортом.
  • Знакомим с жанровой живописью.
  • Знакомим с пейзажной живописью.

7)  Дидактические материалы «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Грибы», «Насекомые», «Садовые цветы», «Живой уголок», «Жители океана», «Хищные птицы».

8)  Изделия декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки.

  • Богородская резная игрушка: «Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь Додон и Звездочѐт» И. Стулова
  • Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник, лошадка, козѐл, баран, индюк, гусь
  • Русская матрѐшка: загорская, полхов-майданская, разновидности матрѐшек: матрѐшка-боярыня, матрѐшка-боярин, витязь, старик-мухомор
  • Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь, козѐл, петух, курица, лиса
  • Декоратвная роспись:
  • Гжельская керамика (например, чайная пара, чайник, самовар, маслѐнка «Жар-птица»)
  • Городецкая роспись по дереву (тарелка, прялка, шкатулка)
  • Жостовская роспись на металлических подносах (например, подносы «Розовые хризантемы», «Голубые цветы», «Букет лирический», «Жар-птицы») - Лаковая миниатюра Мстёры (например, ларец «Садко», шкатулка «Чудо-юдо рыба-кит»)
  • Лаковая миниатюра Холуя (например, шкатулка «По щучьему веленью», «Папоротников цвет»)
  • Палехская лаковая живопись (шкатулки, пудреницы)
  • Федоскинская лаковая живопись (например, шкатулки «Сказка», «Царь Салтан и белка», «Аленький цветочек», «Хоровод», «Во поле берѐзка стояла», «Лель»)
  • Хохломская роспись по дереву (ложки, тарелки, горшок, ковш, шкатулка

Список литературы

п/п

Разделы

Наименования

1.

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

2.

Для педагога дополнитель-ного образова-ния:

1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.

3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.

4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.

7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.

8. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

10. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - Москва Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3.

Для воспитан-ников и роди-телей

Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников:

 Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жарптице и о сером волке», «Царевна-лягушка»,  Васнецов Ю. «Три медведя», Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга- дуга» и « Ладушки» Владимирский Л., «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова, Демченко О. «Сказки-крошки» B. Кротова, «Почему пантера чѐрная, а леопард - пятнистый?» Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга, Дехтерѐв Б. «Красная шапочка» Ш. Перро Дубинчик Т. «Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок», Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой», Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Нена- глядная красота»; английские детские песенки «Плывѐт, плывѐт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; француз- ские народные песенки «Сюзон и мотылѐк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох» Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козѐл», книжкапотешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...