Роль подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_variant.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Крылова Юлия Александровна, воспитатель С/П «Детский сад

«Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевска

Роль подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС дошкольного образования,  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В связи с поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей, возобновляются лучшие, забытые образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время дети перестали играть в народные игры. Подвижная игра– это спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Одним из средств эффективного решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются народные подвижные игры.

Народные подвижные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Поэтому народные игры очень интересны детям своим сюжетом, динамикой, атрибутикой. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. При знакомстве с играми разных народов, педагог знакомит детей с историей возникновения игры, музыкой, фольклором, тем самым приобщая их к лучшим национальным традициям, а затем дети могут привносить особенности национальной культуры в свою деятельность.

Для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать следующие игры «Мельница», «Мыши», «Овечки», «Садовник», «Горелки». Эти игры помогут закрепить тесное взаимодействие между детьми, сплотить их.

При решении задачи по развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками проводят игры: «Верба – вербочка», «Пирожок», «Девочка и медведь». На основе данных игр дошкольники совершенствуют навык  распознавания эмоций,  понимания намерений, мотиваций и желаний друг друга, свои собственные, а так же формируется способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества можно реализовать через подвижные игры «Удочка», «Рыбаки и рыбки»  «Уж мы просо сеяли», «Лен», «Мак», «Капуста». «Репка», «Редька». Благодаря играм у дошкольников формируется уважительное отношение к своему труду, и труду людей.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий закрепляют через игры «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Тарелка кружится». На основе данных игр дети формируют навык управления над своим поведение.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых реализуется через народные игры «Утена», «Дедушка Сысой». Игры позволяют закрепить умение быть неравнодушными к своим родным людям, понимать их и принимать роли  ближнего окружения на себя.

А формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно совершенствовать через игры «Водяной», «Съедобное - несъедобное», «Родничок», «Солнышко», «Яблоко», «У медведя во бору», «Ягоды». Игры позволяют дошкольникам закрепить знания по безопасному поведению на природе (в лесу, около водоемов и т.д.)

Мы считаем, что использование народных подвижных игр в работе с детьми позволяет нам  донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Поэтому необходимость и значимость знакомить детей с традициями возникновения русских народных игр, проведение игр, однозначно важно, и не заменимо. 

Литература:

  1. Аникин, В.П. Русский фольклор/ В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1986.
  2. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / собрал и пересказал Г. Науменко. – М.: Детская литература, 1980.
  3. Детские подвижные игры народов СССР: пособ. для воспитателей детского сада / сост. А. В. Кенеман;  под ред. Т.И. Осокиной. – М., 1988.
  4. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
  5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999.
  6. Литвинова, М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста / М. А. Литвинова. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  7. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4. С. 6.
  8. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: сборник фольклорных материалов /  сост. Г.М. Науменко. -  ЗАО Центрполиграф, 2001.
  9. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа / И.А. Панкеев. – М.: Бета – Сервис, 1998.
  10. Сахаров, И. П. Сказания русского народа / И.П. Сахаров. – Тула: Приок. кн. Изд-во, 2000.
  11. Чаморова, Н.В. Подвижные игры и забавы / Н.В. Чаморова, М. А. Шух. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....