Статья для педагогов. Наставничество
статья

Андреева Светлана Борисовна

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov_nastavnichestvo.docx262.83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов

Наставничество

                             Наставник        

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.

Что же включает в себя понятие наставничество?

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Одним из основополагающих моментов наставничества должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.

Многие специалисты с небольшим опытом работы сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями; боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом, переживают за результат своей работы. Решением данной проблемы является помощь администрации и опытных коллег, с целью организации и создания мотивации для более быстрой и комфортной адаптации в коллективе и быстрого профессионального роста.

Цель работы наставника: помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Задачи:

1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.

2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.

3. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

5. Изучение и показ приемов использования разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

6. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях образовательной деятельности.

Этапы становления молодого специалиста включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

1й этап – адаптационный.

Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Этап включает в себя:

  • Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
  • Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
  • Диагностика изучения методических потребностей педагогов.

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года.

2й этап – основной (проектировочный).

Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.

  • проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
  • приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

3й этап – контрольно - оценочный.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Используемая литература

      1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.

3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

4. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.

5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

6. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс].

7. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.

8. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve

 

Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога

(самооценка, оценка)

 

Воспитатель__________________________________________________

 

 

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень

сильно

сильно

средне

Тематическое планирование

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

 

 

 

Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

 

 

 

Планирование с учетом ФГОС

 

 

 

Овладение содержанием новых программ, методик

 

 

 

Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

 

 

 

Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

 

 

 

Использование методов развивающего обучения

 

 

 

Использование новых педагогических технологий

 

 

 

Организация исследовательской деятельности детей

 

 

 

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

Организация свободной деятельности детей

 

 

 

Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

 

 

 

Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

 

 

 

Учет и диагностика

 

 

 

Обобщение своего опыта

 

 

 

Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

педагога-наставника и молодого педагога

Информация об участниках взаимодействия

 

Информация

о педагоге-наставнике

Информация

о молодом педагоге

ФИО

 

 

 

Дата рождения

 

 

 

Должность

 

 

 

Образование

 

 

Педагогический стаж

 

 

 

Стаж работы по профилю педагогической деятельности

 

 

Стаж работы в данном учреждении

 

 

Квалификационная категория

 

 

 

 

Период наставничества:

№п/п

Содержание деятельности/задание

Формы взаимодействия

Сроки/

период выполнения

Отметка о выполнении

Результат, продукт деятельности

 

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

  • Федеральным законом «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ;
  • Уставом учреждения;
  • Локальными актами учреждения.

Консультации, ответы на интересующие вопросы.

август

 

 

 

Оформление документации группы. Мониторинг развития воспитанников

Подбор диагностического материала

сентябрь

 

Карты наблюдения

 

Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса

Консультация, оказание помощи

октябрь

 

 

 

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Родительское собрание

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение

октябрь

 

Выступление на родительском собрании

 

Методика проведения образовательной деятельности, разработка конструктов

Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конструктов

Октябрь/

ноябрь

 

Конструкты ОД

 

Самообразование педагога, выбор темы

Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога

ноябрь

 

Определение темы, создание порфолио

 

Составление конструкта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом

Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение

декабрь

 

Конструкт образовательной деятельности

 

Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям

Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта

декабрь

 

 

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее»

январь

 

 

 

Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ

январь

 

 

 

Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника

февраль

 

 

Использование современных технологий в образовательном процессе

Консультация, ответы на интересующие вопросы

февраль

 

 

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке

Консультация, мастер-класс, обсуждение

март

 

Пополнение РППС

 

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Консультация, разработка материалов для родителей

март

 

Мероприятие для родителей

 

Организация и руководство творческими играми детей

Консультация, наблюдение за работой молодого специалиста

апрель

 

 

 

Причины и возникновение конфликтных ситуаций и урегулирование в процессе педагогической деятельности

Обсуждение, консультация

апрель

 

 

 

Организация педагогического мониторинга

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

май

 

 

 

Подготовка к летнему оздоровительному периоду

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

май

 

 

 

Подведение итогов работы

Самоанализ молодого педагога

май

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2 Методическое руководство группой педагогов Наставничество в ДОО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21973513","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21973430","attributes":{"alt":"","class"...

Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»

Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм       профессиональной адаптации молодых педагогов»...

Мировое кафе с педагогами "Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами"

Как интересно провести тематический педагогический совет с педагогами в формате "Мирового кафе".Представляю вашему вниманию материал педагогического совета.Мировое кафе проводилось с педагог...