Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
консультация

Консультация для педагогов

«Наставничество - как одна из эффективных

форм       профессиональной адаптации молодых педагогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Наставничество - как одна из эффективных

форм       профессиональной адаптации молодых педагогов»

Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе также желательно. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности, и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставник воспитывает в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Необходимо обратить внимание молодого специалиста на :

– требования к организации учебного процесса;

– требования к ведению школьной документации;

– формы и методы организации внеурочной деятельности;

– ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

– механизм использования (приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодому педагогу в области :

– практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы, приёмы обучения);

– разработки программы собственного профессионального роста;

– выбора методической темы для самообразования;

– подготовки к первичному повышению квалификации;

– подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Выбор формы работы с молодым специалистом желательно начинать с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Взаимодействие наставника с молодым специалистом должно быть конструктивным. Наставник не может быть ментором, поучающим молодого преподавателя.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремлённым. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.

Существует много видов анкет для молодого учителя, применяемых в зависимости от цели. Цели анкетирования:

– выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

– проследить достижения молодого специалиста по самообразованию.

Молодой учитель должен быть способным гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Подготовка учителя к сложной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных его личностным потребностям и квалификационным требованиям.

В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер.

I этап – адаптационный.

Определяется наставником круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. Выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

II этап – основной (проектировочный).

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя. Помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

III этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодого специалиста и выявление возникающих у него затруднений.

На втором этапе, «проектировочном», наставником, в зависимости от цели, определяется форма методической работы: методический совет, экспериментальная работа; массовые (семинары, педсовет, методические совещания, конференции, творческие педагогические конкурсы); индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные программы). Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетентности наставник составляет целевую программу сотрудничества с ним.

С целью предупреждения ошибок в обучении определяются «болевые точки» в педагогической деятельности молодого учителя.

Данная программа даёт возможность:

– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;

– на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя целенаправленно планировать методическую работу;

– развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;

– проследить динамику развития профессиональной деятельности молодого учителя;

– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя.

На третьем этапе, контрольно-оценочном, – активизация и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, встречающихся в ходе работы.

Подбираются формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности: работа в составе творческой группы, лекции, семинар, практическое занятие, посещение и анализ открытых уроков, мастер-классы. Молодой учитель изучает передовой педагогически опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, даёт открытые уроки. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Вопросы профессионального становления молодого учителя привлекали внимание известных педагогов ещё в XIX веке : Н. Н. Булич, Н. А. Корф, Л. Н. Модзалевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров. Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С. Я. Батышева, Л. Н. Лесохиной, В. Г. Сухобской. Значимость наставничества в профессиональной адаптации молодого учителя раскрыта в работах Ю. В. Кричевского, О. Е. Лебедева, А. А. Мезенцева, В. А. Сухомлинского. Жизненная необходимость молодого специалиста в поддержке со стороны опытного педагога- наставника, способного оказать ему практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность представлены в исследованиях О. А. Лапиной, Г. Льюиса, Л. А. Магальник, А. И. Ходакова, В. М. Шепеля. Определены психолого-педагогические условия наставничества. Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя внесли С. Н. Силина, И. Г. Столяр и др.

В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Список литературы

1. А. С. Батышев. Управление наставничеством. /Методические рекомендации. – М.: Госпрофобр, 1983.

2. А. С. Батышев. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. /Дисс. на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – М., 1986.

3. С. Я. Батышев. Педагогические основы наставничества. /Материалы теоретической конференции. 4.1. – М. : Б. И., 1977.

4. Л. Г. Борисова. Молодой учитель : труд, быт, творчество. – М. : Знание, 1983.

5. М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании. //В сб. статей: Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. – Ульяновск, 1998.