Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лобеева Екатерина Дмитриевна

Непосредственно образовательная деятельность   по формированию представление  о физическом явлении магнетизма и его свойствах в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. будет полезна педагогам доу .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lobeeva_gotovyy.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе

«Волшебный камень»

Составил: Лобеева Екатерина Дмитриевна.

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 46»

Цель: формировать представление о физическом явлении магнетизма и его свойствах в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах;
  • Учить обследовать предмет и экспериментирования с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
  • Пополнить знание детей об использовании свойства магнита человеком;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме магнетизм, намагничивание, притягивание, магнитное поле, постоянный магнит, временный магнит.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Развивать познавательную активность детей, зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи сдвижением.

Воспитательные:

  •    Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  Образовательные   области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

  Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Дидактические материалы: демонстрационные карточки.

Оборудование: Магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой.
Трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой пластмассовый поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки, картон).
 

Виды деятельности: игровая; · коммуникативная; · познавательно-исследовательская; · двигательная

Предварительная работа: Использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», магнитная доска для рисования.

Ход образовательной ситуации:

                Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность

Планируемые результаты

1.Введение в ситуацию

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Входит Волшебник из страны Оз.

-Здравствуйте, а куда я попал? Ой, я, кажется, заблудился. Меня заколдовала злая колдунья Бастинда. А большие обезьяны по ее приказу Железного человека бросили в глубокое ущелье, где он рассыпался на мелкие кусочки. Она закрыла ворота нашей волшебной страны ключом. И исчезла, оставив только вот эту коробку.

Воспитатель собирает детей возле себя. Давайте посмотрим, что в ней. Там лежит банка с водой, а в ней ключ и письмо. Достает письмо и читает «Достань ключ не замочив руки.»

Помогите мне, ребята. Я так устал, и хочу домой.  

– Хотите помочь Волшебнику из страны Оз?

– Сможете?

Коммуникативная

Игровая

Сформулировать детскую цель – хотим помочь Волшебнику из страны Оз

2.Актуализация знаний.

Актуализировать ранние знания детей об ученных.

Воспитатель: - Ребят, нам предстоит достать ключ, и исследовать этот камень, а исследованием занимается, кто?

 Кого мы можем пригласить в помощь к  нам?

-Ученых, исследователей.

-Кто такие ученые?

Воспитатель: -Да, ученые это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованием предметов, природных ископаемых, растений, человеческого организма, создают новые лекарства и т.д.

Хотите быть исследователями? Сможете?

Коммуникативная

Вспомнить кто такие ученые, чем они занимаются.

3.Затруднение игровой ситуации

Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о свойствах магнита.

Под руководством воспитателя фиксация затруднения и понимания его причины.

Воспитатель - Ребята, нам с вами предстоит, достать этот ключ не замочив руки.

- Кто-то сможет это сделать? Попытки детей

Эксперимент: «Не замочи рук» Пробное действия детей.

-Смогли?

-Почему?  Не  смогли? (Потому что не знаем, как)

-Ребята, а может нам этот камень поможет? (достает из коробки)

-Нам с вами нужно стать на некоторое время группой ученых, которые будут заниматься исследованием этого камня. Я предлагаю вам надеть эти белые халатики, как настоящие ученые

Коммуникативная

Познавательно- исследовательская

Сформулировать не менее 1 причины затруднений (как достать ключ, не замочив руки?)

Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения

затруднения. (Например: что нам в этом может помочь?)

4. «Открытие» нового знания

 Формировать представление о свойствах магнита.

Формировать опыт преодоления затруднения.

Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез.

Воспитатель достает камень и предлагает исследовать на ощупь. Какой?

Словесная игра «Подбери слова» (к слову камень)

Цель: пополнять словарный запас, уточнять значение слов; способствовать развитию мышления.

- Холодный, твердый, шероховатый, черный, тяжелый.

-Что же это за камень?

Что нужно делать если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Спросить у того кто знает. Спросите у меня.

- У меня есть необычная вещица и возможно она нам сможет помочь

«Фокус с волшебной рукавицей». 

-  У меня есть рукавица.

С ней я просто мастерица

Повнимательней смотри

За рукой моей следи.

(на столе тарелка с рисом вперемешку со скрепками»)

С помощью волшебной рукавицы, я быстро соберу предметы.

В чем секрет волшебной рукавицы?

Предположения детей

Воспитатель -вот вам еще подсказка- загадка:

Бывает маленьким, большим

Железо очень дружит с ним

С ним и незрячий непременно

Найдет иголку в стоге сена (Ответ детей)

-Магнит

-Может и магнит

-А как можно доказать, что это магнит?

-Если это магнит, то он должен притягивать предметы.

--А вот все ли предметы? давайте узнаем.

-  И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами. 

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём?

- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? 

Словесная игра «Назови одним словом» (резиновые, деревянные, металличе6ские)

Цель: закрепление навыка классификации объектов.

 Воспитатель: А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит?

Дети: (Дети выдвигают свои гипотезы). 

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтый поднос, а те которые не притягивает – на красный. 

Опыт 1. «Разбери предметы»
Дети раскладывают 
Воспитатель:

 - Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит

- А какие не притянул?

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи…? 
Воспитатель:

-  Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется МАГНЕТИЗМ, от слова магнит.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Заполнение таблицы «Что может притянуть магнит?»

Дети поочередно подносят волшебный магнит к разным предметам: металлическим, пластмассовым, стеклянным, деревянным, резиновым, предметам из пробки. И после выяснения притягивается \не притягивается в таблице ставятся +\- соответственно

Что мы узнали? (Магнит взаимодействует с металлическими предметами и не взаимодействует с предметами других качеств.)

 

 Воспитатель:- Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы?

- Влияет ли преграда на притягивание предмета?

- И кто мне скажет, что такое преграда?   Дети (стена, шлагбаум, человек, машина)

Опыт 2. «Магнит преграды не боится»

-Ребята, мы должны узнать, действует ли сила притяжения магнита на предметы, через преграды, например бумажный лист, ткань (экспериментируют)

Вот у меня есть стакан с водой, давайте опустим туда скрепку, и попробуем магнит приставить к стакану, будет ли действовать сила притяжения.(экспериментируют)

Вывод: действия магнита на предметы не исчезает через преграды (воду, бумагу, ткань)

Опыт 3. «Сравнение сил разных по величине магнитов»

Возьмем 2 монетки, и 2 разных по величине магнита и будем приближать монетки к магнитам, что произойдет

-Магниты притягивают монеты даже на расстоянии.

-К какому магниту монетка притянулась быстрее?

-К магниту большего размера.

Вывод: магнит большего размера имеет больше силу притяжения

 Опыт 4. «Магнит превращает металл в себя»

-Ребята, у меня есть скрепки, которые пять дней пролежали на магните,  поднесите их к своим скрепкам и посмотрите, что происходит.

-Ваши скрепки притягивают наши.

-А почему?

Вывод: магнит волшебный камень он поделился своей силой с моими скрепками, они стали намагниченными и у них появился магнетизм.

Возьмите в руки магниты приблизите их друг к другу. Что вы чувствуете, что происходит.?

-Наши магниты притягиваются.

-А наши отталкиваются.

- Хотите знать почему?

-Потому что, магнит имеет два полюса «северный» и «южный». Когда соединяем разными полюсами, то магниты начинают дружить, а когда одинаковыми, то они не хотят дружить-

отталкиваются.

Хотите попробовать как это происходит?

Физкультминутка: « Магнитные вагончики»

Вы все вагончики, когда я говорю разные полюса, вы что делаете? (притягиваетесь и ездите целым паровозом). А когда одинаковые полюса, вы что делаете? (отдаляетесь друг от друга).

Коммуникативная

Коммуникативная

Познавательно- исследовательская

Познавательно- исследовательская

Двигательная

Сформулировать не менее 1способа преодоления затруднения

(Например: спросить у взрослого)

Зафиксировать новое

знание (способ действия) через экспериментирование и фиксацию в пиктограммах

5. Включение нового в систему знаний.

 Закреплять знания и умения, активизировать словарь.

Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.

-Дорогой волшебник «Оз», мы теперь зная свойства магнита, сможем достать ключ!

-Да?

-Как это сделать?

-Приставим магнит к банке. Ключ притягивается к магниту. Будем медленно поднимать вверх магнит, а с ним и ключ.  (Экспериментируют)

-Ура, ключ, достали!

-Спасибо, ребята, теперь я смогу вернуться домой, и открыть наши волшебные ворота.

-А еще дорогой, Оз, ты можешь использовать этот камень под названием магнит, для спасения Железного человека.

-Тебе нужно взять побольше магнит (и с помощью своей силы притяжения всех металлических предметов) он вытащит все части Железного человека из ущелья. А потом эти части собрать в целое. 

Обсуждение «Все ли притягивает магнит?»

Цель: развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

-Спасибо, вам большое. До свидания!

-Ребята, посмотрите вокруг, и найдите в нашей группе магнит. (Магниты держат рисунки на выставке, магнитные буквы и цифры на доске)

-А дома, в каких предметах присутствует магнит?

(Магниты на холодильнике, в наушниках, в телевизоре, в игрушках и т.д.) Молодцы, хорошо поработали, можно снять халаты.

Познавательно- исследовательская

Коммуникативная

Провести самостоятельно опыт, опираясь на полученные знания.

6.Осмысление

Рефлексия

 Восстановить в памяти детей то, что узнали нового.

Фиксирование детьми достижения цели.

Создать ситуацию успеха.

-Чем мы сегодня занимались?

Что узнали?

Кому помогали?

Воспитатель хвалит детей, и говорит, что они смогли это сделать, почему.

-Потому что, узнали свойства магнита, магнит обладает магнетизмом, магнит преграды не боится, чем больше магнит, тем больше притяжение. У магнита два полюса.

Дополнительные вопросы:

- Было ли вам интересно сегодня?

- Хватило ли вам времени для выполнения задания?

- Какие новые знания помогли вам сделать это?

Коммуникативная

Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цель. (Например: для железных предметов нужен магнит и чем он больше, тем у него сильнее притяжение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Страж лесной»

Данный материал является конспектом занятия со старшими дошкольниками по ознакомлению с профессией егеря.Дополнительно к конспекту имеется видиофильм о сибирской природе (лес), компьютерная презентаци...

"Волшебное электричество" (технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе)

создать условия для формирования представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие»

Составлена технологическая карта для занятия по образовательной деятельности "Физическое развитие" для подготовительной группы. Цель: закрепление навыка метания мешочка из-за головы в ц...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Ласточка"

Данный материал разработан с учётом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы. В ходе образовательной деятельности дети систематизируют и обощают знания о перелётных и зимующих пти...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали...""

Технологическая карта  ОД Леонтьев "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали..."...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Различие предметов по форме»

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группеДата: апрельОбразовательная область: познавательное развитие. ФЭМП.Тема: «Различие предметов по форме»Цель: закр...