Мониторинг музыкального воспитания детей ДОУ
материал

Батурина Наталья Александровна

Мониторинг музыкального воспитания детей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_muzykalnogo_vospitaniya_detey_dou.docx68.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

        Реализация в МБДОУ детский сад №10 примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а так же парциальных программ   «Ладушки» И. М Каплуновой,  И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,  «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др. предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими  работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

        Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной

коррекции особенностей его развития);

  • оптимизации работы с группой детей.

        Система мониторинга  музыкального руководителя ДОУ содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Освоение воспитанниками  музыкальной эрудиции и культуры», «Сформированность у воспитанников  опыта восприятия музыкальных произведений», «Сформированность у воспитанников звукового сенсорного и интонационного опыта», «Сформированность у воспитанников музыкально-ритмических навыков», «Освоение воспитанниками навыков игры на детских музыкальных инструментах», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности воспитанника и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДОУ. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

        Назначение диагностики музыкального воспитания  дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

        Для проведения мониторинга музыкального воспитания ребенка в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» мною взято направление «Музыкальная деятельность». Мониторинг осуществляется с помощью анализа проведенной стартовой и итоговой диагностики, которая проводится путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.

Диагностика уровня развития музыкального воспитания проводится 2 раза в год по следующим направлениям:

  • Освоение воспитанниками музыкальной эрудиции и культуры;
  • Сформированность у воспитанников  опыта восприятия музыкальных произведений;
  • Сформированность у воспитанников  звукового сенсорного и интонационного опыта;
  • Сформированность у воспитанников музыкально-ритмических навыков;
  • Освоение воспитанниками навыков игры на детских музыкальных инструментах.

В диагностическом исследовании принимают участие воспитанники следующих категорий:

1 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

        Для достижения полученных результатов работа музыкального руководителя, предполагает не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

Оценка знаний осуществляется по следующим уровням:

  • низкий уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2 знаний);
  • высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний).

        Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения рабочей программы  музыкального руководителя на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Основные диагностические методы:

  •  наблюдение;
  •  беседа;
  • музыкальные упражнения;
  • музыкальные игры

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  •  подгрупповая;
  • групповая.

Результат освоения рабочей программы:

  • дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
  • высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
  • дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
  • находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Мониторинг музыкального воспитания  детей ДОУ

Направления развития (оцениваемые параметры)

Интегративное качество

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

 

Освоение воспитанниками

музыкальной эрудиции и культуры

ребенок понимает средства музыкальной выразительности, может объяснить их использование;

ребенок в состоянии проанализировать музыкальное произведение;

 воспитанник уверен в своих ответах, имеет музыкальные предпочтения;

хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа;

знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них;

ребенок музыкально эрудирован;

 

дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер;

имеет представления о жанрах классической музыки.

  • Низкий уровень (интегративное качество слабо выражено, либо совсем не выражено);

  • Средний уровень (интегративное качество выражено средне);

  • Высокий уровень (интегративное качество выражено сильно, выше среднего)

1

5

10

Наблюдение, беседа, музыкальные упражнения, игровые ситуации

Сформированность у воспитанников  опыта восприятия музыкальных произведений

сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

  • Низкий уровень (ребенок отвлекается, не слушает, не эмоцианален);

  • Средний уровень (интегративные качества проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер);

  • Высокий уровень (интегративные качества проявляются ярко, без инициативы взрослого)

1

5

10

Наблюдение, беседа, музыкальные упражнения, музыкальные игровые ситуации

Сформированность у воспитанников

звукового сенсорного и интонационного опыта

ярко и чисто произносит слова и фразы;

 у ребенка правильное  речевое дыхание и громкость  голоса;

нормальный темп речи и различные интонационные  средства выразительности;

ребенок умеет пользоваться интонационными средствами выразительности.

  • Низкий уровень (интегративное качество слабо выражено, либо совсем не выражено);

  • Средний уровень (интегративное качество выражено средне);

  • Высокий уровень (интегративное качество выражено сильно, выше среднего)

1

5

10

Наблюдение, беседа, музыкальные упражнения, музыкальные игровые ситуации

Сформированность у воспитанников

музыкально-ритмических навыков

умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, регистрами, темпом;

изменять движения в соответствии с 2-х, 3-хчастной формой произведения;

строить ровный круг, уменьшать и увеличивать его, передавать игровые образы различного характер;

в танцевальных движениях уметь поочередно выставлять вперед ноги в прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно опускать и поднимать руки, двигаться парами;

 исполнять пляски, состоящие из этих элементов;

умение ритмично выполнять пластические упражнения;

умение свободно и пластично импровизировать, не подражая друг другу;

эмоциональность выразительность мимики, умение передавать в жесте разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.

  •   Низкий уровень (интегративное качество слабо выражено, либо совсем не выражено);

  • Средний уровень (интегративное качество выражено средне);

  • Высокий уровень (интегративное качество выражено сильно, выше среднего)

1

5

10

Наблюдение, беседа, музыкальные упражнения, музыкальные игровые ситуации

Освоение воспитанниками навыков игры на детских музыкальных инструментах

ребёнок знает и  называет музыкальные пьесы и написавших их композиторов;

ребёнок осознаёт характер пьесы, его изменения в контрастных двух-трёх частях; сравнивает их, находит в них различия;

 разбирается в средствах музыкальной выразительности в комплексе, соотносит их с эмоционально-образным содержанием музыки;

выделяет звучание определённых инструментов, характеризует их тембр;

при исполнении выразительно передаёт смену различных характеров музыкального произведения, развитие и взаимодействие музыкальных образов в двух-, трёх - частной пьесе;

умеет уверенно и правильно играть на одном - двух детских музыкальных инструментах; владеет чувством ансамбля;

выражает свои впечатления о музыкальном произведении доказательно, сравнивая их с впечатлениями, полученными при исполнении других произведений;

 передаёт характер и содержание пьесы в творческой исполнительской деятельности;

 моделирует форму, характер и содержание трёхчастной музыкальной пьесы.

  •   Низкий уровень (интегративное качество слабо выражено, либо совсем не выражено);

  • Средний уровень (интегративное качество выражено средне);

  • Высокий уровень (интегративное качество выражено сильно, выше среднего)

1

5

10

Наблюдение, беседа, музыкальные упражнения, музыкальные игры, методика К.Б.Тарасовой

КАРТА УСПЕХА

Группа   __________________________________________

Ф.И.О.  воспитателя _______________________________________

Учебный год __________________________________________

Направления развития (оцениваемые параметры)

Группа

Ф.И. ребенка

Красный – высокий уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – низкий уровень

Освоение воспитанниками

музыкальной эрудиции и культуры

Сформированность у воспитанников  опыта восприятия музыкальных произведений

Сформированность у воспитанников

звукового сенсорного и интонационного опыта

Сформированность у воспитанников

музыкально-ритмических навыков

Освоение воспитанниками навыков игры на детских музыкальных инструментах

Диагностический инструментарий

Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

Методика выявления сформированности у детей музыкальной эрудиции и культуры

Методика Л.В. Шкляр «Выбери музыку».

Цель этой методики - выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.

        Для этого детям мы дали прослушать 2 серии музыкальных произведений (произведения подбираются в зависимости от возраста детей).

Например: подготовительная группа

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе».

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история».

        Дети должны были прослушать данное задание и выявить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них. В процессе проведения данного задания была проведена оценка действий каждого ребенка.

Методика «Особенности восприятия музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель:  изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений классического направления (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми среднего и старшего дошкольного возраста; определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Стимульный материал: аудио-запись 5 музыкальных произведений (каждое от 30 секунд, но не более 2 минут), музыкальные кубики: «жанр», «эмоции», «тембр», иллюстрации.

        Детям предлагают для прослушивания 5 музыкальных произведений, отобранных согласно экспертной оценке музыкальных руководителей. При этом оговаривается, что они могут вести себя свободно: могут двигаться, подпевать и т.д. В процессе слушания, педагогом фиксируются поведенческие реакции. По окончанию слушания каждого отрывка задаются вопросы по содержанию музыкального произведения, при этом в помощь привлекают демонстрационный и дидактический материал.

Методика «Цветовое восприятие музыки детьми дошкольного возраста».

Цель: установить соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека во время прослушивания классических произведений.

Стимульный материал: аудио-запись 5 музыкальных произведений на (каждое от 30 секунд, но не более 2 минут), цветные карандаши, краски, альбомный лист формата A4. Выбор музыкальных произведений осуществлялся после проведения анкетирования педагогов города, на основе экспертной оценки.

        Во время прослушиванию музыкального произведения ребенку предлагается нарисовать рисунок. Произведение повторяется несколько раз в процессе работы ребенка. Педагог оценивает выбор цветовой гаммы рисунка, его соответствие настроению музыкального произведения. Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний (А.Н. Лутошкин, А. Эткинд, П.В. Яньшин)

        Оценка результатов: на данном этапе исследования за норму принимаются 2 выбранных ребенком цвета из 5. Предпочтение одного цвета, характеризующего все музыкальные произведения, говорит о ригидности восприятия ребенка. Так как все произведения разнохарактерные (индивидуален темп, ритм, характер, метр, тональность), то музыка разнообразно эмоционально окрашена, каждое произведение уникально и неповторимо.  Индикатор эмоциональных состояний помогает достоверно охарактеризовать состояние ребенка, его отношение к музыкальным пьесам.

Методики музыкально-ритмических навыков

Диагностика  метрического чувства 

«Шаги великана,  Саши и гнома»

        Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Музыкальный руководитель:  Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Критерии оценки:

3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма 

        Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Методики сформированности у воспитанников  звукового сенсорного и интонационного опыта

Методики восприятия музыкальных произведений

Диагностика звуковысотного слуха

«Кот и котенок»

        Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

Диагностика динамического чувства

        Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

        Цель:  определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки-припевочки»

        Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

 Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Диагностика музыкальной деятельности 

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие
  • Развитие музыкального слуха и голоса
  • Пение
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музицирование
  • Музыкальное творчество

Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

I Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1.Восприятие

1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню)

3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

«Медведь идет»

Е.Тиличеевой

«Белочка» М.Красева

2.Пение

2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении

3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука

2 балла – проговаривает слова песни в ритме

1 балл – не подпевает

«Петушок» р.н.п. обр. Красева

«Белые гуси» М.Красева

3.Чувство ритма

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

П/и «Ударим в ладошки»

П/и «Повторяй за мной»

3.1.Соответствие движений характеру музыки

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Ноги и ножки» В.Агафонниковой

«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

II Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1.Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

«Зайка» р.н.м. Обр. Александрова

«Котик заболел»,

«Котик выздоровел»

Гречанинов

1.2. Узнавание знакомой песни

3 балла – по мелодии

2 балла – по словам

1 балл – не узнал

«Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

«Зима прошла» Н. Метлова

2.Пение

2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – интонирует всю мелодию

2 балла – частично интонирует мелодию

1 балл – не интонирует

«Колыбельная зайчонка» Карасевой

«Солнышко» Гомоновой

3.Чувство ритма

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

Д/и «Повторяй за мной»

Д/и «Три медведя»

3.2.Соответствие движений характеру музыки

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Медведи»

Е.Тиличеевой

«Марш» Э.Парлова

«Пляска с платочками» Т. Ломовой

«Бег» Т.Ломовой

3.3.Соответствие движений ритму музыки

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Сапожки» р.н.м.

«Топающий шаг» Раухвергера

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Средняя группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение

1 балл  - не чувствует характер музыки

П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

Чайковский «Подснежник»

1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 балла – узнал самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не узнал

«Спи моя радость усни» В.А.Моцарт

«Солнышко» Е.Гомоновой

1.3. Наличие любимых произведений

3 балла – есть любимые мелодии

2 балла – одна любимая мелодия

1 балл нет любимых мелодий

2. Звуковысотный слух

2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

«Василек» Р.н.п.

«Конь» Тиличеевой

2.2. Определение регистров

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл не определил

Д/и «Кто поет?»

Д/и «Веселые гудки»

2.3. Определение направления мелодии

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл не определил

Д/и «Лесенка»

Д/и «Лесенка»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Листики» Гомоновой

«Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)

3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Курица» Тиличеевой

«Барабан» Тиличеевой

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  попевки на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

«Василек» Р.н.п.

«Труба» Тиличеевой

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Парная пляска» Т. Беренс

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Поскачем» Т.Ломовой

«Побегаем, попрыгаем» Соснина

5. Музыкальное творчество

5.1. Выразительность движений в знакомом танце

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Пляска с листочками» Т.Беренс

«Полька» Штальбаум

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Воробушки и кошка»

П/и «Кошка и мышки»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Старшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

1 балл  - не чувствует характер музыки, не высказывается

П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»

Г.Свиридов

«Парень с гармошкой»

1.2. Определить жанр музыкального произведения

3 балла –  самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не определил

Д/и «Музыкальный светофор»

Д/и «Три кита»

1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

3 балла – выбрал правильно самостоятельно

2 балла – выбрал правильно с помощью

1 балл – выбрал не правильно

П.И.Чайковский

«Новая кукла»

П.И. Чайковский

балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»

2. Звуковысотный слух

2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

«Цирковые собачки» Тиличеевой

«Дятел» Н.Леви

2.2. Определение регистров чистых и смешанных

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл - не определил

Д/и «Кто поет?»

Д/и «Веселые гудки»

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл  - не определил

Д/и «Сколько нас?»

Д/и «Сколько нас?»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Дождик» А.Понамаревой

«Зима проходит» р.н.п.

(М/р 1/2008)

3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной

(М/П №4 2008)

«Весна» И.Меньших (М/р2/2008)

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Смелый пилот» Тиличеевой

«Артистка» Кабалевский

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Д/и «Веселые подружки»

Д/и «Передай ритм»»

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой

«Потопаем-покружимся»

Т.Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«На лошадке» В.Витлина

«Веснянка» (у.н.м)

5. Музыкальное творчество

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Ах, вы сени» р.н.м.

«Во саду ли, в огороде» р.н.п.

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Заинька, выходи»

П/и «Кошка и мышка»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Подготовительная  группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно

2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

1 балл  - ребенок не смог дать характеристику произведению

П.И.Чайковский «Спящая красавица»

«Вальс»

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

3 балла –  выбрал правильно и обосновал свой выбор

2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

1 балл – не смог выбрать правильно

Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27)

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»

1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

3 балла – назвал самостоятельно

2 балла – назвал с помощью

1 балл – не назвал

Д/и «Удивительный светофор»

П/и «Три кита»

2. Звуковысотный слух

2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

Д/и «Домик крошечка»

Д/и «Музыкальные птенчики»

2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических  инструмента

3 балла – побрал самостоятельно

2 балла – подобрал с помощью

1 балл - не подобрал

«Горошина» Карасевой

П/и «Оркестр»

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл  - не определил

Д/и «Сколько нас поет?»

Д/и «Сколько нас поет»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко

«Про меня и муравья» В.Степанова

3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006)

«Упрямые утята» Е.Крылатова

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Как под наши ворота» р.н.п.

«Кузнец» Арсеевой

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

«В школу» муз.

Тиличеевой

«На зеленом лугу» р.н.м.

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского

«Полька» Т.Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля

«Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

5. Музыкальное творчество

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Я на камушке сижу» р.н.п.

«Как на тоненький ледок» р.н.п.

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Пугало»

Т.Бокач

«Кадриль» (аудио),

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Методика проведения диагностики сформированности музыкальных способностей у детей по К.Б.Тарасовой

1. Определение уровня развития творческого музыкального мышления

Поскольку способность к музыкальному творчеству мы считаем главным показателем музыкальной одаренности, первым заданием, как правило, было задание на импровизацию, в котором диагностировался уровень развития творческого музыкального мышления.

Задание имело несколько вариантов разной сложности, которые предъявлялись по степени ее уменьшения.

Вариант 1 – самый сложный «Сыграй свою песенку, о чем хочешь»

Ребенку предлагают на выбор – фортепиано, ксилофон, металлофон. Детские импровизации записываются на магнитофон и впоследствии специально анализируются. Ведется также протокол наблюдения за ребенком. Фиксируются: эмоциональная отзывчивость на музыку, степень увлеченности деятельностью, характеристики внимания, высказывания ребенка и другие проявления, которые покажутся интересными педагогу.

Критерии. Одаренные дети с увлечением импровизируют, создавая оригинальные по мелодии и ритму, законченные (или незаконченные) по форме пьесы (иногда со словами). Таких детей трудно остановить, они с радостью принимают предложение «Сыграй еще что-нибудь (о чем-нибудь)».

Вариант 2. «Сыграй про зайку (мишку, куклу – на выбор)».

Если ребенок не принимает первый вариант, ему дают несколько более простое задание, в котором конкретизируется содержание импровизации. Как и в первом случае, предлагаются 2-3 попытки решения задачи.

Критерии – те же.

Вариант 3 «Давай так поиграем: я начну сочинять музыку, а ты – продолжишь».

Этот вариант включает 4-5 музыкальных фраз разной сложности, которые педагог последовательно играет на фортепиано. Ребенок отвечает на каждую фразу – «вопрос».

2. Определение уровня развития репродуктивного музыкального мышления (способности к восприятию и анализу музыки).

а) в слушании музыки

Музыкальный материал: Р.Шуман «Первая утрата». Инструкция: «А теперь мы с тобой будем слушать музыку. Ты любишь слушать музыку? Послушай внимательно, потом скажешь, какая эта музыка и о чем она может рассказать?»

Критерии: одаренные дети с определенным музыкальным опытом не только правильно характеризуют общее настроение произведения, но, фактически, на основе слышания интонации – его программу («Как будто кто-то плачет», «Очень грустная, как будто кто-то умер» и т.д.). Очень часто у них возникают внемузыкальные ассоциации, образы, фантазии, целые сюжеты, навеяны ему музыкой.

Педагог наблюдает за тем, как ребенок слушает музыку. Мимические и пантомимические реакции могут свидетельствовать о степени его эмоциональной отзывчивости на нее. По тому, как ребенок расскажет о музыке, можно судить об уровне развития восприятия и глубине анализа музыки, развития речи и воображения.

б) в музыкальном движении

Этот вариант предлагается достаточно раскованным детям. Музыкальный материал: «Полька» А.Б., «Мелодичный вальс» М.Глинки или русская пластовая. Инструкция: «А теперь потанцуй, если хочешь, под музыку, как она тебе подскажет». Ребенок может танцевать с лентой, платочком, игрушкой – по желанию.

Критерии: музыкально-двигательно одаренные и раскованные дети, владеющие некоторым запасом движений, танцуют вдохновенно, очень по-своему, легко, разнообразно. У них исключительно высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, отличное чувство ритма, хорошая ориентировка в пространстве. Их танец – целостно-дифференцированная художественная модель музыкального произведения. Они воспроизводят в движении не только общий характер, общее настроение музыки, но и ее части, отдельные яркие моменты.

3. Определение уровня развития чувства музыкального ритма.

Музыкальный репертуар: С.Майкапар «В садике» (8 тактов). Инструкция: «Послушай музыку, потом будешь под нее хлопать в ладоши». После прослушивания отрывка ребенок при втором проигрывании воспроизводит в хлопках его ритмическую структуру. Даются три попытки воспроизведения.

Критерии: одаренные (и просто музыкально развитые старшие дошкольники) воспроизводят без ошибок ритмический рисунок отрывка. Менее музыкальные – только равномерную ритмическую пульсацию. А дети, находящиеся на низкой ступени музыкального развития не могут воспроизвести даже ее и хлопают в ладоши беспорядочно.

Это задание, как и следующее – на музыкальный (звуковысотный) слух – относится к заданиям на сенсорные музыкальные способности, которые формируются на достаточно ранних степенях развития музыкальности. Для одаренных детей это – легкие задачи, и даются они в тех случаях, когда из решения ребенком предыдущих задач неясно, на каком уровне он находится в отношении развития этих способностей.

4. Определение уровня развития звуковысотного слуха.

Музыкальный репертуар: любая песня по выбору ребенка. Ниже мы приводим р.н.м. «Во поле березка стояла». Инструкция: «Спой мне какую-нибудь песенку, какая тебе нравится». Педагог аккомпанирует ребенку в нужной (удобной для его голоса) тональности.

Критерии: одаренные дети поют абсолютно чисто с аккомпанементом, а без него – лишь незначительно отклоняются от мелодии оригинала.

5. Определение уровня развития музыкальной памяти.

Музыкальный репертуар: 4 такта из песни Ф.Лещинской «Еж». Инструкция: «Сейчас я сыграю тебе песенку без слов, ты послушай ее внимательно и постарайся запомнить, а потом споешь ее мне». Ребенок прослушивает музыкальный отрывок и пропевает то, что запомнил, на слог «ля», абсолютно самостоятельно, без аккомпанемента. Отрывок проигрывается на фортепиано до 4-х раз и после каждого прослушивания ребенок пропевает мелодию.

Критерии: одаренные дети в первой же попытке воспроизводят временную протяженность отрывка, заполняя его собственными мелодическими построениями. В результате четырех попыток эти дети, как правило, точно воспроизводят ритмо-мелодическую структуру оригинала, чисто или почти чисто (с ошибкой не более секунды) интонируя мелодию голосом.

6. «Сочиняем песню»

Мотивационный этап.

Взрослый: «Хочешь, я тебе прочитаю слова одной старинной песни?» Если ребенок соглашается, взрослый читает текст русской народной песни «Ивушка»

Ивушка, ивушка, зеленая моя!

Что же ты, ивушка, невесело стоишь?

Или тебя, ивушку, солнышком печет,

Солнышком печет, частым дождичком сечет,

Под корешок ключева вода течет?

Ехали бояре из Новагорода:

Срубили ивушку под самый корешок,

Стали они ивушку потесывати,

Сделали из ивушки два весла,

Два весла, третью лодочку,

Сели в лодочку, поехали домой.

Взяли, подхватили меня, молодца, с собой.

Процесс слушания. Во время чтения взрослый наблюдает, как слушает ребенок (с полным погружением, частично или не слушает совсем). Важны также реакции ребенка, его общее настроение и высказывания после прослушивания и совместного переживания содержания. Сочинение музыки. Взрослый спрашивает, хочет ли ребенок сочинить песню (найти мелодию). При отказе или нерешительном молчании можно показать, как это просто, превратить слова в песню (пропеть начало).

Вводный этап: ребенок повторяет за взрослым каждую строку (поиграем в «эхо»). Стараться говорить выразительно, немного нараспев, постепенно вовлекая ребенка в интонационно-ритмический строй песни.

А потом – «музыкальное эхо»: взрослый проговаривает слова тихо, а ребенок их пропевает. В зависимости от степени увлеченности и возврата ребенка можно спеть несколько строк песни или всю до конца.

Критерии: это задание направлено на выявление творческости и эстетического отношения. В качестве показателей последнего выступают:

- полное погружение в процесс слушания;

- вчувствование (наблюдаем за поведением, мимикой ребенка, фиксируем характер высказываний);

- эмпатия (сопереживание герою).

Дети с развитым эстетическим отношением открыты для принятия эмоциональных впечатлений, слушают замирая. Наиболее активные из них перебивают своими вопросами: «А что дальше?», «А что с ней случилось?», «А почему она невесело стоит?»

Показателем творческости являются:

- желание сочинять;

-активное слушание (вопросы в ходе чтения и после него).

Музыкальный анализ детских песен специально проводится, так как методика направлена на изучение не результата, а процесса творческой деятельности.

7. «Рисунок – сказка»

Задание направлено на выявление творческости в литературной и художественной областях.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Поскольку для разных детей сочинение в вербальной или графической области имеет различную субъективную сложность, взрослый предоставляет ребенку выбор: с какого вида деятельности начать (с рисования или рассказа).

Мотивационный этап.

Взрослый: «А ты любишь сказки? (обычно дети отвечают утвердительно). И я – тоже. Вот только взрослые такие серьезные, разучились придумывать сказки, дети интересней придумывают. А ты хочешь придумать сказку?» Для старших детей: «Я ее запишу и расскажу другим детям. А чтобы получилось, как в настоящей книжке, ты можешь нарисовать рисунки». Для младших: если у ребенка в руках игрушка, то можно, включившись в игру от имени игрушки, попросить рассказать сказку. Мотивационный этап может строиться по-разному, в зависимости от поведения и самочувствия ребенка в этой ситуации. Поведение взрослого должно быть гибким, мера его участия может быть различной, в зависимости от активности ребенка. Для робких детей – это совместное действие: «Давай мы с тобой сочиним маленькую сказку».

Сочинение сказки

Если ребенок хочет сочинять, но затрудняется и молчит, то взрослый помогает вводными словами: «Жили-были…», « И вот однажды…», «А потом…»

Во время сочинения взрослый также меняет свою позицию, превращаясь то в слушателя, то в активного помощника, по необходимости. Потом взрослый предлагает зарисовать сказку («чтобы не забыть»). Рисовать можно и одновременно.

Младшим дошкольникам и тем, кто отказался сочинять, можно предложить порисовать («рисуй, что хочешь»), а потом сочинить сказку по рисунку. Пока ребенок рисует, взрослый не мешает, увидев, что работа подходит к концу, спрашивает о том, что нарисовано, помогая вопросами («А что было?», «А что будет потом?») побуждая ребенка к активности.

У наших испытуемых мы наблюдали следующую динамику: легче было начать с рисунка (во-первых, потому, что рисование в этом возрасте – один из любимых видов деятельности, а, во-вторых, потому, что для ребенка легче не прямое, как в беседе, общение с незнакомым взрослым, а опосредованное, через рисунок). Пока ребенок вырисовывает своих героев, он успевает полюбить их. Когда начинается сказка, то рисунок становится тесен, и тогда некоторые дети в процессе рассказа дорисовывают, изображают действие героя. Другие, оттолкнувшись от рисунка, полностью переключаются на рассказ и уже забывают о нем.

Критерии оценки.

1. Поведение ребенка, отношение к заданию, увлеченность, время работы, а также спонтанные речевые высказывания и эмоциональные изменения в процессе выполнения задания.

2. Анализ продуктов художественной деятельности.

Рисунок:

- изображение динамики (в детских рисунках можно встретить изображение даже не момента, а процесса движения);

- изображение разных ситуаций;

- выразительность героев;

- преобразование, дорисовывание в процессе рассказа.

Сказка: -  наличие связного сюжета;

- образные художественные детали, сравнения;

- включение прямой речи;

- эмоционально богатая интонация;

- использование собственного жизненного опыта.

Замечено, что творческие дети включают свой опыт в сочинение. Для нетворческого, формального сочинения характерны штампы, манипулирование стереотипными персонажами и ситуациями, так как лично переживаемое и получаемые знания (из книжек, фильмов), не соприкасаясь, протекают параллельно.

В особой подвижной структуре опыта творческого ребенка сближаются личный опыт и получаемые знания, постоянно происходит перенос из одной области в другую.

В конкретном сочинении такое взаимодействие просматривается вкраплением личных переживаний и наблюдений в традиционный сюжет. Это сразу заметно: изменяется эмоциональный тон и строй речи, оживляется лицо ребенка.

Задания 6 т 7 содержат возможность создания образа. Если для ребенка привычно образное видение мира, то оно должно проявиться и в художественной деятельности.

8. Картины

Задание на определение уровня развития эстетического отношения.

Экспериментальный материал: 3-4 репродукции картин. Взрослый предлагает ребенку устроить маленькую выставку картин, передает по одной репродукции в руки ребенку, а тот раскладывает их на столе. Вместе рассматривают картины и беседуют. Взрослый «идет» за ребенком. Если ему интересно, то обращает внимание на детали, говорит о содержании, чтобы ребенок «вошел в картину». Примерные вопросы: что изображено, какое настроение, что думают, что чувствуют герои и т.п. Затем ребенок выбирает картину, которая ему больше всех понравилась, и объясняет свой выбор.

Выбор: по цвету, по содержанию, по каким-либо другим признакам

Показатели развитого эстетического отношения:

- интерес, сосредоточенное рассматривание картин;

- безошибочное определение настроения героев, общего колорита картины;

- сочувствие героям;

- эмоциональное отношение к цвету.

Желательно, чтобы репродукции картин были качественными, размером с альбомный лист, контрастными по цвету и содержанию (с изображением детей, конфликтные, герой требует сочувствия) и непременно высокохудожественными. В нашем задании использовались следующие репродукции: А.Рублев «Троица», В.Суриков «Меньщиков в Березове», В Маковский «Свидание». В заключение следует отметить, что данные первого диагностического занятия не являются основанием для окончательного решения вопроса об одаренности ребенка, поскольку, как мы говорили выше, диагностика любого вида одаренности, как с психодиагностика ребенка вообще – это диагностика процесса развития. Для того, чтобы завершить диагностику отбора и исключить случайности, связанные с физическим и психическим состоянием ребенка, особенностями адаптации его к новым условиям, необходима повторная встреча. Однако, и ее данные носят предварительный характер с точки зрения диагноза и тем более – прогноза одаренности. Значительно более достоверными будут результаты диагностических обследований, проводимых с ребенком после начала систематических занятий музыкой. Решение экспериментаторов о приеме ребенка в группу основывается не на сумме полученных данных, а на возникшем общем представлении о личности ребенка, его творческом потенциале, познавательной и исследовательской активности. конфликтные, герой требует сочувствия) и непременно высокохудожественными. В нашем задании использовались следующие репродукции: А.Рублев «Троица», В.Суриков «Меньщиков в Березове», В Маковский «Свидание».

В заключение следует отметить, что данные первого диагностического занятия не являются основанием для окончательного решения вопроса об одаренности ребенка, поскольку, как мы говорили выше, диагностика любого вида одаренности, как с психодиагностика ребенка вообще – это диагностика процесса развития. Для того, чтобы завершить диагностику отбора и исключить случайности, связанные с физическим и психическим состоянием ребенка, особенностями адаптации его к новым условиям, необходима повторная встреча. Однако, и ее данные носят предварительный характер с точки зрения диагноза и тем более – прогноза одаренности. Значительно более достоверными будут результаты диагностических обследований, проводимых с ребенком после начала систематических занятий музыкой.

Решение экспериментаторов о приеме ребенка в группу основывается не на сумме полученных данных, а на возникшем общем представлении о личности ребенка, его творческом потенциале, познавательной и исследовательской активности.